Направления повышения экономической эффективности производственной деятельности ОАО «Валенторский медный карьер»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить конкурентоспособность продукции ОАО «НПК «Уралвагонзавод», выделить основные проблемы и определить пути их решения. Задачи:
- раскрыть точки зрения на сущность понятия конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и конкурентоспособности объектов рыночных отношений,
- проанализировать методы оценки конкурентоспособности продукции организации;
- изучить особенности конкурентного положения продукции ОАО «НПК «Уралвагонзавод», выделить проблемы и определить направления их решения.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности 5
1.1. Конкуренция как движущая сила развития хозяйствующих субъектов рынка 5
1.2 Критерии конкурентоспособности 10
1.3 Методы оценки конкурентоспособности 15
Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «НПК «Уралвагонзавод» 27
2.1. Характеристика предприятия 27
2.2. Анализ конкурентоспособности дорожно-строительной техники
ОАО «НПК «Уралвагонзавод» 30
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентоспособность курсовая.doc

— 689.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Российская академия народного  хозяйства

и государственной  службы при Презеденте РФ

Дирекция магистерских программ

 

Кафедра экономики  и управления

Допустить к защите

Зав.кафедрой  ____________

«_____»___________ 2013 г.

 

Направления повышения экономической эффективности производственной деятельности

 ОАО  «Валенторский медный карьер»

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

201

Оглавление

 

Введение             3

Глава 1 Теоретические основы конкуренции  и конкурентоспособности  5

1.1. Конкуренция как движущая сила развития хозяйствующих субъектов рынка             5

1.2 Критерии конкурентоспособности                           10

1.3 Методы оценки конкурентоспособности               15

Глава 2. Анализ конкурентоспособности  продукции ОАО «НПК «Уралвагонзавод»                         27

2.1. Характеристика предприятия                       27

2.2. Анализ конкурентоспособности  дорожно-строительной техники 

ОАО «НПК «Уралвагонзавод»                         30

Заключение                   39

Список использованной литературы              41 

Введение

 

На современном этапе  экономического развития проблема конкурентоспособности  занимает центральное место в  экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ  перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок.

Сегодня для отечественных  предприятий задача повышения конкурентоспособности  выпускаемой продукции становится особенно актуальной в связи с  тем, что негативные последствия, проведенных в 90-е годы экономических реформ, в значительной степени ослабили их позиции на внутреннем и зарубежном рынках. Неудовлетворительное состояние основных фондов и высокие издержки не позволяют еще многим предприятиям позитивно решать эту задачу.

В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний  рынок и вести маркетинговые  исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления.

Кроме того, в условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара. При вступлении на новый для себя рынок, принятии решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия. При этом количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия позволяет ему целенаправленно формировать и распределять свой ресурсный потенциал и тем самым обеспечивать его конкурентоспособность.

В связи с этим проблема конкурентоспособности продукции предприятия является актуальной.

Объект – продукция  ОАО «НПК «Уралвагонзавод».

Предмет - конкурентоспособность  продукции предприятия. 

Цель работы - изучить конкурентоспособность продукции ОАО «НПК «Уралвагонзавод», выделить основные проблемы и определить пути их решения.

Задачи:

- раскрыть точки зрения  на сущность понятия конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и конкурентоспособности объектов рыночных отношений,

- проанализировать методы оценки конкурентоспособности продукции организации;

- изучить особенности  конкурентного положения продукции  ОАО «НПК «Уралвагонзавод», выделить  проблемы и определить направления  их решения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности

1.1. Конкуренция  как движущая сила развития  хозяйствующих субъектов рынка

 

.

Конкуренция - процесс  управления субъектом своими конкурентными  преимуществами для одержания победы или достижения других целей в  борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция - состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона "О защите прав потребителей".

Конкуренция является основным правилом рыночной экономики. "Конкурентные правила игры" предпринимателя во многом определяются степенью свободы движения капиталов, товаров и рабочей силы.

Рынок является открытым и конкурентным, а это значит, что он позволяет свободно взаимодействовать  достаточному числу покупателей  и продавцов - конкурентоспособных объектов стоимости.

Обострение конкуренции  стимулируют более высокие, чем  обычно, прибыли. Конкуренция, хотя в различной интерпретации, но все же определяется как соперничество экономических субъектов, и наиболее типичными определениями являются1:

- состязательность на  рынке в условиях отсутствия  монополии;

- состязательные, сопернические  отношения между двумя или  несколькими экономическими субъектами  хозяйственной деятельности, проявляющиеся  в виде стремления каждого  из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат;

- конкуренция есть  особый вид по замыслу честной  экономической борьбы, в которой  при наличии, в принципе, равных  шансов у каждой из претендующих  сторон верх одерживает более  умелая, предприимчивая сторона;

- соперничество между  участниками рынка за лучшие  условия производства и реализации  продукции.

Проведенный анализ литературных источников, посвященных данной проблеме показывает, что присутствуют три  подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход отражен в отечественной литературе. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической теории. Третий подход рассматривает конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка2.

Как экономическая категория  конкуренция характеризуется предметом, в качестве которого выступает товар или услуга, посредством которых фирмы-соперники стремятся завоевать признание и деньги потребителя. Узкое понимание предмета конкуренции ведет к выявлению конкурентов, производящих товары-аналоги. В широком смысле это представляется в виде удовлетворения потребности. Данное понимание приводит к более широкому набору конкурентов - здесь действуют все те, кто так или иначе может удовлетворить данную потребность товаром, услугой или перевести ее в какую-то иную потребность3.

В роли объекта конкуренции выступает потребитель и покупатель. Именно в этом качестве они имеют возможность сказать свое последнее и решающее слово на рынке. Разделение предмета и объекта конкуренции показывает, что в конкурентной борьбе не одна, а две сферы воздействия: товар (предмет), с одной стороны, и потребитель (объект) - с другой. Вследствие указанного разделения различаются методы и приемы конкурентной борьбы, а также их влияние 4

Конкуренция на рынке  выступает, как было отмечено выше, в различных формах и может быть внутриотраслевой и межотраслевой.

Конкурентоспособность - показатель, интересующий как производителя, так и потребителя продукции. Производитель заинтересован в  том, чтобы его продукция была реализована, для этого она должна удовлетворять полностью потребностям потребителя с точки зрения цены, качества и имиджа.

По мнению П. С. Завьялова, в процессе исследования конкурентоспособности  как обобщенной экономической проблемы следует учитывать следующие  факторы:

- необходима, прежде всего,  количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;

- универсальное общепринятое  понятие конкурентоспособности  отсутствует;

- к числу основных  параметров, которые определяют  уровень конкурентоспособности,  относятся многослойность, относительность  и конкретность;

- конкурентоспособность  определяется с использованием  результатов сопоставлений как  предприятий, так и их продуктов;

- сопоставление экономических  объектов в процессе сравнительного  анализа конкурентоспособности  должно удовлетворять требованиям  полноты и корректности5.

Р.А. Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как "...свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно- методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая макросреда, страна в целом"6

Рассмотрим понятие  конкурентоспособности продукции (товаров и услуг).

Товары и услуги - это  средство конкуренции, с помощью  которых предприятия стремятся  завоевать признание и получить деньги потребителя. Если объектом конкуренции  считать потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный  фирмами-соперниками, а субъектами - фирмы-изготовители и фирмы-услугодатели, то конкуренцию можно представить7, в виде модели (рис. 1).

Рис. 1. Лучевая модель конкуренции;

С1 - С6 - субъекты (изготовители товаров); О - объект. Зоны конкуренции: 1 - тотальная; 2 - сильная; 3 - средняя; 4 - слабая

 

Действие множества  субъектов направлено исключительно  на один объект. В модели обозначены зоны, которые выполняют роль отборочных уровней. Зону тотальной конкуренции  достигают только субъекты, товар (услуга) которых полностью удовлетворяют потребности данного сегмента рынка. Товары, не отвечающие требованиям этой группы потребителей, отсеиваются. На основании чего, можно согласиться с выводами, что конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей. Ее можно представить как систему векторов, образуемых действием указанных процессов (рис. 2).

Рис. 2. Конкуренция как  результирующий вектор8

Вектор удовлетворения потребности (а) определяется потребительной стоимостью товара, а вектор соперничества (b) - числом производителей товаров-аналогов (услугодателей) и характеристикой конкурентной среды. Векторы а и b дают совокупный вектор - вектор конкурентоспособности (K). Конкуренция обязывает предприятия создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности - одно вытекает из другого. Категории "конкуренция" и "конкурентоспособность" должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку. Главным признаком служит объект оценки конкурентоспособности:

- продукция (товары, услуги);

- организация;

- отрасль;

- страна.

Конкурентоспособность продукции - это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом.

В этом определении заложены три отличительных признака: 1) пространство - конкретный рынок (страна, сегмент рынка); 2) период - фиксированный отрезок времени; 3) познаваемость в сравнении. Поэтому оценка конкурентоспособности предполагает сравнение конкретной продукции с аналогом в системе "время - пространство". Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка: изготовители, услугодатели, продавцы. Как отмечалось выше, в итоге она является прерогативой потребителя.

Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует  его потребностям. Поэтому можно  согласится и с таким вариантом: конкурентоспособность товара показывает степень притягательности для совершающего реальную покупку потребителя9. Для универсальности приведенного определения конкурентоспособности с позиции субъекта хозяйственной деятельности в него следует включить признак, который не интересует потребителя, но является решающим для изготовителя (услуго- дателя, продавца) - коммерческий успех на рынке. Речь идет о таком критерии, как доход. Коммерческий успех имеет место при превышении доходов над издержками, т. е. при получении прибыли.

Информация о работе Направления повышения экономической эффективности производственной деятельности ОАО «Валенторский медный карьер»