Пути повышения экономической эффективности мясоперерабатывающих предприятий на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является оценка экономической эффективности мясоперерабатывающих предприятий и определение путей ее повышения на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» г. Орша, Витебской области. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи: - исследовать экономическую эффективность мясоперерабатывающих предприятий; - проанализировать особенности экономической эффективности на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» Витебской области; -разработка путей повышения экономической эффективности мясоперерабатывающего предприятия на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» Витебской области; - оценить эффективность предложенных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСОТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЯСОПЕРЕАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Народно-хозяйственное значение повышения эффективности производства мясной продукции 5
1.2 Современное состояние мясоперерабатывающей промышленности Республики Беларусь 7
1.3 Проблемы развития мясной промышленности Республики Беларусь 10
1.4 Пути решения проблем развития мясной промышленности на примере модернизации мясоперерабатывающих предприятий Витебской области 11
1.5 Мировой опыт повышения экономической эффективности функционирования мясоперерабатывающих предприятий 14
2. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.1. Краткая история развития предприятия 17
2.2. Стратегия развития предприятия 18
2.3. Организация управления на ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» 19
2.4. Трудовые ресурсы предприятия 20
2.5. Характеристика основных фондов и основных видов выпускаемой продукции 24
2.6 Контроль качества продукции 31
2.7 Стратегия развития маркетинга 32
2.8 Мероприятия по улучшению продукции и повышению ее конкурентоспособности 34
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ОРШАНСКИЙ МЯСОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой по организации.docx

— 136.12 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СОВРЕМЕННОЕ СОСОТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЯСОПЕРЕАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5

1.1 Народно-хозяйственное значение повышения эффективности производства мясной продукции 5

1.2 Современное состояние мясоперерабатывающей промышленности Республики Беларусь 7

1.3 Проблемы развития мясной промышленности Республики Беларусь 10

1.4  Пути решения проблем развития мясной промышленности на примере модернизации мясоперерабатывающих предприятий Витебской области 11

1.5 Мировой опыт повышения экономической эффективности функционирования мясоперерабатывающих предприятий 14

2. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ                                  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 17

2.1. Краткая история развития предприятия 17

2.2. Стратегия развития предприятия 18

2.3. Организация управления на ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» 19

2.4. Трудовые ресурсы предприятия 20

2.5. Характеристика основных фондов и основных видов выпускаемой продукции 24

2.6 Контроль качества продукции 31

2.7 Стратегия развития маркетинга 32

2.8 Мероприятия по улучшению продукции и повышению ее конкурентоспособности 34

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ОРШАНСКИЙ МЯСОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ» 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мясо и изделия из него являются одним из важнейших продуктов  питания, так как содержат почти все необходимые для организма человека питательные вещества.

Высокая пищевая ценность этих продуктов  обусловлена содержанием в них  значительного количества белков животного  происхождения.

Ассортимент мясных продуктов включает сотни наименований. В общем производстве мясной продукции значительный удельный вес занимают изделия, пользующиеся большим  спросом у населения: колбасы, копчености, полуфабрикаты, консервы.

Увеличение производства мясной продукции  предприятиями мясной промышленности достигается не только за счет ввода  новых мощностей, но и в результате интенсификации, механизации и автоматизации  технологических процессов, повышения  выходов готовой продукции.

В настоящее время проводится большая  работа по техническому перевооружению предприятий мясной промышленности и внедрению прогрессивной технологии. Освоено производство быстрозамороженных мясных блюд, широкое применение получили интенсивные методы холодильной обработки - сверхбыстрое охлаждение. Увеличился выпуск фасованных товаров, применяются новые виды упаковочных материалов, которые обеспечивают длительное сохранение и снижение потерь пищевой продукции. Обновление ассортимента мясной продукции необходимо на основе научно обоснованных рекомендаций в соответствии с теорией сбалансированного питания.

Целью данной курсовой работы является оценка экономической эффективности мясоперерабатывающих предприятий и определение путей ее повышения на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» г. Орша, Витебской области.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

- исследовать экономическую эффективность мясоперерабатывающих предприятий;

- проанализировать особенности  экономической эффективности на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» Витебской области;

-разработка путей повышения экономической эффективности мясоперерабатывающего предприятия на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» Витебской области;

- оценить эффективность  предложенных мероприятий.

Предметом исследования является экономическая эффективность мясоперерабатывающего предприятия.

Объектом исследований является ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» Витебской области.

Методы исследования: системный, комплексный подход к исследованию с использованием экономико-статистического, сравнительного и логического анализа, конструктирования и других методов, включая монографические исследования.

Информационной базой  исследования является документация предприятия: устав, бухгалтерская отчетность, годовые отчеты предприятия за 2009-2011 гг.

При написании работы были также  использованы научные труды как  отечественных, так и зарубежных авторов, опубликованные отдельными работами в книжных и периодических изданиях.

Собранный материал был  обобщен в общую систему с  предварительным структурированием  по видам и формам, предложенными  авторами. Проведение анализа отдельных частей системы и их взаимосвязи между собой дало разработку конкретных предложений для раскрытия путей повышения экономической эффективности на мясоперерабатывающих предприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СОВРЕМЕННОЕ СОСОТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ        РАЗВИТИЯ МЯСОПЕРЕАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1.1 Народно-хозяйственное значение повышения эффективности производства мясной продукции

 

Мясопродуктовый или мясной подкомплекс является одним из важнейших элементов продуктовой структуры аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь. В подкомплексе занято 17% общей численности работников всего агропромышленного комплекса и 19% совокупной стоимости основных производственных фондов АПК. На долю мяса и мясопродуктов приходится 30-32% всех затрат на производство продовольствия в республике. В структуре розничного товарооборота мясной продукции принадлежит 11-13%.

Значительное место мясного  подкомплекса обусловлено высокой  ценностью его конечной продукции в структуре питания населения республики. Фактическое потребление в 2010 г. составляло 102 кг. В структуре питания по калорийности (в соответствии с физиологическими нормами) на долю мяса и мясопродуктов должно приходиться 11–12%, а фактически приходится 8–9%. Увеличение данного показателя отражает процесс насыщения рациона белковыми компонентами и качественного совершенствования структуры питания населения [11].

Рациональная структура потребления  мяса для жителей республики имеет  следующий состав: 43—45% говядины, 36–37% свинины, 17–18% мяса птицы и 1–3% мяса других видов животных. Фактическая  структура производства мяса по основным видам в Беларуси в последние  годы такова: доля свинины (в убойной  массе) – 47%, говядины – 40, птицы –11 и прочие виды мяса –2%. Прослеживается тенденция к увеличению удельного  веса мяса птицы и свинины при снижении доли говядины. Говядина производится преимущественно в общественном секторе (более 90%), свинина – приблизительно в равных пропорциях на сельскохозяйственных предприятиях (55) и в частном секторе (45), птица – в размере 80% на крупных сельскохозяйственных предприятиях

Производственный потенциал мясной отрасли Республики Беларусь на уровне государств СНГ довольно высок и  составляет в общем объеме мяса, производимого в Содружестве, свыше 6%. Это четвертое место после  России, Украины и Казахстана. Однако используется этот потенциал в пределах 55 – 60%. Основные импортеры республики – Россия (2/3 общего экспорта мяса и  мясопродуктов), Узбекистан (1/7), Туркменистан (1/10) [5].

В целом внешнеэкономическую деятельность мясного подкомплекса республики последних лет характеризует незначительное расширение экспортно-импортных операций при превышении темпов роста импорта над экспортом, но сохраняющемся положительном сальдо внешнеторгового оборота.

С учетом имеющегося потенциала животноводства, опыта и традиций мясной индустрии  мясопродуктовый подкомплекс Беларуси должен оставаться и в дальнейшем ориентированным на экспорт. Согласно прогнозам, к 2015 г. он сможет предложить на внешний рынок 100 тыс. т мяса и  мясопродуктов. Предпочтительным является развитие экспортно-импортных связей операций со странами ближнего зарубежья. Освоение более широкой географии мирового рынка предполагается только в качестве стратегического направления [11].

Для Республики Беларусь производство мяса была и остается одним из приоритетных направлений развития аграрного  сектора экономики. Цель – достижение производства мяса из расчета 125-130 кг на душу населения. Стимулирование производства должно обеспечить гарантированная цена, покрывающая нормативный уровень затрат и создающая условия для расширенного производства. Государственная поддержка включает льготное кредитование технического перевооружения мясокомбинатов, субсидирование выпуска новых видов продукции и стимулирование экспорта мясопродуктов, а также стимулирование внедрения научно-технического прогресса в отрасли животноводства.

 

Таблица 1.1 − Производство сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения

Вид продукции

Годы

1989

1995

2000

2005

2008

2009

2010

2011

Картофель

1082

932

871

837

904

737

825

815

Зерно

720

540

485

657

931

881

737

884

Овощи

87

101

138

205

237

239

246

209

Мясо

116

64

60

79

87

95

102

108

Молоко

723

497

449

581

643

681

698

687

Яйца (штук)

354

331

329

317

342

355

373

396


 

Основными контрагентами на рынке  мясной продукции являются сельскохозяйственные организации, крестьянские хозяйства, население, предприятия мясной промышленности, торговли, хранения, общественного питания, обеспечивающие производство, заготовку, переработку и реализацию мясной продукции. Основной их задачей является стабильное обеспечение населения мясом всех видов, колбасными и мясными изделиями, консервами, топленым жиром и другими продуктами. Сопряженными продуктами предприятий подкомплекса являются мясокостная и кровяная мука, эндокринно-ферментное и кожевенно-шубное сырье, другая продукция для легкой промышленности.

Состояние потребительского рынка  мяса и мясопродуктов в последние  годы характеризуется рядом негативных тенденций, таких как сокращение поголовья скота, снижение его продуктивности, рост затрат и снижение эффективности отраслей животноводства. Все это привело к снижению объемов производства и высокой себестоимости продукции, сокращению выпуска мясной продукции. В конечном итоге, потребление мяса и мясопродуктов в 2005 г. составило 79 кг против 116 кг в 1989 г. На фоне низкой эффективности ведения животноводства в целом по республике, более высокими показателями отличаются хозяйства Брестской и Гродненской областей. Коэффициент конкурентоспособности (соотношение областного показателя среднесуточного привеса и себестоимости выращивания животных к республиканскому уровню) выше именно в этих областях [5].

Согласно прогнозу и с учетом имеющегося потенциала животноводства, опыта и традиций мясной индустрии, Республика Беларусь уже в ближайший  период может предложить на внешний  рынок свыше 100 тыс. т мяса и мясопродуктов. Предпочтительным является развитие экспортно-импортных операций в отношении мясной продукции со странами СНГ. Освоение более широкой географии мирового рынка предполагается в качестве стратегического направления.

1.2 Современное состояние мясоперерабатывающей перерабатывающей промышленности Республики Беларусь

 

Современное состояние мясоперерабатывающей перерабатывающей промышленности характеризуется обострившимися проблемами:

  • низким уровнем использования мощностей предприятий
  • высокой степенью износа основных фондов
  • недостаточными объемами инвестиций
  • медленными темпами реструктуризации предприятий

Необходимо совершенствовать структуру  производства для увеличения прибыльности работы предприятий, снижать себестоимость производства продукции, кооперировать перерабатывающие предприятия с сельхозпроизводителями и торговлей.

Одним из важнейших аспектов функционирования предприятий перерабатывающей промышленности является их эффективная работа. На современном этапе адаптации предприятий к рынку это условие приобретает особое значение, поскольку только эффективная работа дает им возможность успешно функционировать в новых экономических условиях. Результаты работы отраслей мясо-молочной промышленности показывают, что приватизированные предприятия этих отраслей работают в основном эффективнее государственных, но не в той мере, что необходимо в современных условиях. Рентабельность их производственной деятельности уменьшается [1, 67-69 c.].

В состав перерабатывающей промышленности в настоящее время входит 7 отраслей. В этих отраслях имеется 307 юридически самостоятельных предприятий, в том числе: в мясной — 28, молочной — 120; плодоовощной — 43, сахарной — 4, крахмало-паточной — 13, льноперерабатывающей — 56, в зерноперерабатывающей — 43. Кроме того, переработкой сельскохозяйственного сырья занимаются малые производства (цехи) колхозов, совхозов, потребкооперации и других организаций. Количество малых перерабатывающих предприятий (в зависимости от ведомственной подчиненности) следующее: малые производства хозяйств по переработке мяса — 135, молока — 35, плодов и овощей — 30; малые предприятия потребкооперации (как скотоубойные пункты) — 119, колбасные цеха — 123.

Информация о работе Пути повышения экономической эффективности мясоперерабатывающих предприятий на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»