Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 13:16, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы заключается в исследовании целей и задач управления кредиторской и дебиторской задолженностями, разработки рекомендаций по совершенствованию управления задолженностями.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить значение, задачи и информационное обеспечение управления кредиторской и дебиторской задолженностью;
- исследовать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «Торговый Дом Технофильтр»;
- представить оценку существующей системы управления задолженностями на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 8
1.1 Сущность и виды дебиторской и кредиторской задолженностей 8
1.2 Цели и задачи управления дебиторской и кредиторской задолженностями предприятия в современных условиях 14
1.3 Информационное обеспечение управления дебиторской и кредиторской задолженностями 22
Выводы 25
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНИЕ И АНАЗИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ В ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ТЕХНОФИЛЬТР» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации ООО «Торговый Дом Технофильтр» 27
2.2 Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностями организации 35
2.3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей ООО «Торговый Дом Технофильтр» 48
Выводы 54
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ В ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ТЕХНОФИЛЬТР» 57
3.1 Основные направления совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «Торговый Дом Технофильтр» 57
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы управления дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «Торговый Дом Технофильтр» 72
Выводы 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И
КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и виды дебиторской и кредиторской
задолженностей
1.2 Цели и задачи управления дебиторской
и кредиторской задолженностями предприятия
в современных условиях
1.3 Информационное обеспечение управления
дебиторской и кредиторской задолженностями
Выводы
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНИЕ И АНАЗИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ В ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ТЕХНОФИЛЬТР» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика
деятельности организации ООО «Торговый
Дом Технофильтр»
2.2 Политика управления дебиторской и
кредиторской задолженностями организации
2.3 Анализ дебиторской и кредиторской
задолженностей ООО «Торговый Дом Технофильтр»
Выводы
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ В ООО
«ТОРГОВЫЙ ДОМ ТЕХНОФИЛЬТР»
3.1 Основные направления совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «Торговый Дом Технофильтр» 57
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы управления дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «Торговый Дом Технофильтр» 72
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что основной задачей любой коммерческой организации является получение прибыли, поэтому встает вопрос о снижении дебиторской и кредиторской задолженности, высокий уровень которой может снизить ее финансовую устойчивость. Данная тема актуальна еще и потому, что постоянное изменение законодательства поднимает перед различными организациями ряд общих вопросов: в какой момент списывается дебиторская и кредиторская задолженность, нужно ли начислять при этом налоги, как учесть убытки или прибыль от списания дебиторской и кредиторской задолженности и так далее. Ответить на данные вопросы некоторым предприятиям может быть довольно проблематично в рамках проводимой ими политики.
Дебиторская задолженность составляет значительную часть оборотных средств предприятия. У промышленных предприятий она занимает 1/3 оборотных средств, а, например, у автотранспортных предприятий, не имеющих незавершенного производства и запасов готовой продукции, на долю дебиторской задолженности может приходиться до 90 % оборотных средств.
Анализируя отечественную литературу по финансовому менеджменту, можно найти следующее определение дебиторской задолженности: Е.Ф. Тихомиров в своей книге дает следующее определение дебиторской задолженности – «…это средства, которые должны предприятию его контрагенты-продавцы и покупатели»1.
М.В. Кудина утверждает, что «…дебиторская задолженность это сумма долгов, причитающаяся субъекту хозяйствования от юридических или физических лиц, которые возникли в результате осуществления ими хозяйственной деятельности»2.
В основном она возникает в результате добровольного или вынужденного предоставления предприятием отсрочки: продавцам – с поставкой оплаченной (частично или полностью) продукции, а покупателям – с оплатой за проданную им продукцию. Другими словами, дебиторская задолженность есть результат, с одной стороны, предоплаты за приобретаемые предприятием ресурсы, а с другой – товарного (коммерческого) кредита, т.е. предоставления покупателям отсрочки платежа за проданную им продукцию. Следовательно, следует различать дебиторскую задолженность следующих двух видов:
- задолженность продавцов, получивших предоплату за произведенный (поставляемый) товар, но еще не передавших его предприятию;
- задолженность покупателей, получивших от предприятия товар, но еще не уплативших за него деньги.
В настоящее время, несмотря на сравнительно низкую и прогнозируемую инфляцию (10-12%), сложившаяся система предоплаты покупок (т.е. кредитование продавцов покупателями) продолжает широко использоваться, свидетельствуя об отсутствии необходимой конкуренции и несовершенстве сложившихся рыночных отношений. Кроме того, сохранению предоплаты способствует недостаток опыта снабженческо-сбытовой работы в условиях рынка и, как следствие, умения работать с клиентурой, прогнозировать ее реакцию на изменение условий оплаты и готовность соблюдать принятые на себя обязательства по своевременной оплате, приобретенной в кредит продукции.
По мере совершенствования макроэкономического управления, развития конкуренции и накопления опыта работы в рыночных условиях предприятия, заинтересованные в увеличении производства и соответственно сбыта продукции, будут предлагать своим покупателям все более благоприятные условия оплаты покупок. Такая тенденция уже просматривается в сокращении размеров предоплаты, переходе от 100%-ной к частичной предоплате. В будущем, исходя из опыта стран с развитой экономикой, можно прогнозировать переход от денежного кредитования (в форме предоплаты) продавцов покупателями к товарному кредитованию покупателей продавцами. При этом самим продавцам в случае временного недостатка средств будет выгоднее прибегать к использованию банковских кредитов, чем рисковать потерей покупателей, требуя от них предоплаты.
Та часть дебиторской задолженности, которая обусловлена требованием предоплаты, практически не зависит от предприятия. Она будет рассматриваться в качестве постоянной, неуправляемой величины. Предприятие в данном случае выступает в роли покупателя, вынужденного соглашаться на предложенные продавцами условия.
Другая часть дебиторской задолженности будет рассматриваться как переменная величина, зависящая от решений предприятия об условиях продажи всей или части своей продукции и от реакции покупателей на предложенные условия, основное из которых – предоставление отсрочки платежа, означающее, по сути дела, предоставление покупателям товарного (коммерческого) кредита. Именно эта, вторая часть дебиторской задолженности, обязана своим возникновением товарному кредиту как вынужденному, так и добровольному. При этом изменение условий продаж будет рассматриваться в качестве основного рычага управления дебиторской задолженностью.
Наряду с актуальностью темы дипломной работы следует отметить недостающую освещенность вопросов данной темы в литературе. В основном в публикуемых изданиях рассматриваются теоретические аспекты без приведения практических примеров, кроме того, не проанализированы новые нормативные документы, регламентирующие управление дебиторской и кредиторской задолженностью.
Таким образом, цель данной работы заключается в исследовании целей и задач управления кредиторской и дебиторской задолженностями, разработки рекомендаций по совершенствованию управления задолженностями.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить значение, задачи и информационное обеспечение управления кредиторской и дебиторской задолженностью;
- исследовать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «Торговый Дом Технофильтр»;
- представить оценку существующей системы управления задолженностями на предприятии.
Объектом исследования в дипломной работе является финансово-хозяйственная деятельность организации (ООО «Торговый Дом Технофильтр», которая занимается оптовой и розничной торговлей.)
Предметом исследования в данной работе является кредиторская и дебиторская задолженности предприятия.
Поставленные цели определили последовательность и структуру работы.
В первой главе рассмотрены сущность, задачи и информационное обеспечение управления дебиторской и кредиторской задолженностями в современных условиях. Во второй главе рассмотрены управление и анализ дебиторской и кредиторской задолженностей в ООО «Торговый Дом Технофильтр». В третьей главе сделаны выводы и систематизированы предложения по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью на ООО «Торговый Дом Технофильтр».
В данной работе применялись как общенаучные, так и специальные методы исследования: метод сравнения, метод группировки, прием детализации, горизонтальный анализ, вертикальный анализ, метод расчета финансовых коэффициентов.
Для написания дипломной работы использовались не только нормативная, научная и периодическая литература, но и данные годовых бухгалтерских отчетов ООО «Торговый Дом Технофильтр» за 2008-2009 гг., устав ООО «Торговый Дом Технофильтр» и положения учетной политики.
Методологической и теоретической основой исследования являлись труды ведущих российских ученых в области финансово-экономического анализа, таких как Савицкая Г.В., Шеремета А.Д., Ковалева В.В. и др.
Полученные результаты исследования открывают широкое поле для реализации изложенных выводов на практике.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Каждое предприятие, организация в своей хозяйственной деятельности ведут расчеты с внешними и внутренними контрагентами: плательщиками и получателями, заказчиками и подрядчиками, с налоговыми органами, с учредителями (участниками), банками и другими кредитными организациями, со своими работниками, прочими дебиторами и кредиторами. Классификацию задолженности предприятия по отношению к контрагенту можно посмотреть на рисунке 1.
Рисунок 1 Классификация задолженности предприятия по отношению к контрагенту
В зависимости от того, возникают ли обязательства со стороны предприятия или же по отношению к нему, в существующей практике принято подразделять задолженность на дебиторскую и кредиторскую.
Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.
Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно долги образуются от продаж в кредит.
В бухгалтерском учете под дебиторской задолженностью, как правило, понимаются имущественные права, представляющие собой один из объектов гражданских прав.
Согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ):
"К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и продукцию; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага".
Следовательно, право на получение дебиторской задолженности является имущественным правом, а сама дебиторская задолженность является частью имущества организации.
Заметим, что сегодня практически ни один субъект хозяйственной деятельности не существует без дебиторской задолженности, так как ее образование и существование объясняется простыми объективными причинами: