Теоретические аспекты организационной структуры государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 09:04, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является государственное управление агропромышленным комплексом Республики Беларусь. Предметом исследования является функционирующая организационная структура государственного управления агропромышленным комплексом Республики Беларусь. Целью курсовой работы является изучение государственного управления агропромышленным комплексом Республики Беларусь и путей её совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 101.28 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Управление, в том числе и государственное, должно быть определенным образом организовано: без организации нет и не может быть управления, ибо они связаны между собой как форма и содержание, они дополняют друг друга и их отдельное существование бессмысленно. От того, как сформирована и функционирует организационная структура государственного управления, зависит его эффективность.

 

Эффективность функционирования каждого органа (организации) зависит от согласованности действий его подсистем, т. е. служб и подразделений, соблюдения ими общих принципов и требований всей системы.

Связующим и координирующим звеном работы государственного органа является ее организационная структура управления. Именно с ее помощью достигается объединение всех компонентов, обеспечивается целостность, управляемость в организации.

 

В Республике Беларусь государственное управление экономической сферой жизни общества включает управление промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, коммуникациями, строительством, финансами, кредитом и некоторыми другими сторонами жизни общества, примыкающими по ряду вопросов к экономике.

Каждый системообразующий элемент организационной структуры имеет свои цели, задачи, функции, наделен определенными властными полномочиями и располагает определенными средствами, что в совокупности обеспечивает получение необходимого конечного результата.

 

Объектом исследования является государственное управление агропромышленным комплексом Республики Беларусь. Предметом исследования является функционирующая организационная структура государственного управления агропромышленным комплексом Республики Беларусь. Целью курсовой работы является изучение государственного управления агропромышленным комплексом Республики Беларусь и путей её совершенствования. Задачами курсовой работы являются: - изучить литературные источники по заданной теме; - рассмотреть и проанализировать организационную структуру государственного управления; - изучить организационную структуру государственного управления агропромышленным комплексом Республики Беларусь; - разработать пути совершенствования организационной структуры государственного управления агропромышленным комплексом Республики Беларусь. 
 

Глава 1.  Теоретические аспекты организационной структуры государственного управления.

1.1. Основные понятия, принципы организации и критерии построения организационной структуры государственного управления

 

Главная задача государственного управления в экономической сфере – обеспечение роста материального производства. Реализация основных направлений и целевых установок  политического, социально-экономического развития страны во многом предопределяется наличием действенной организационной структуры государственного управления.

Организационная структура государственного управления – это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе. Она концентрирует в себе многообразные возможности государства и представляет собой определенный состав, организацию и упорядоченные взаимосвязи и взаимозависимости его системообразующих элементов,выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления. В ней концентрируются многие социальные и организационные качества государства.

Организационная структура государственного управления отражает соподчинение системообразующих элементов и их взаимосвязи как по вертикали, так и по горизонтали.. Наличие системообразующих элементов, устойчивые связи между ними – это ничто иное, как структура системы. В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган, связанный с формированием и реализацией государственно-управляющих воздействий

Определяющим основанием организационной структуры государственного управления является наличие субъекта и объекта управления.

Субъект управления включает в себя институциональную составляющую и личностный компонент. Субъекты управления отличаются друг от друга формами построения, властными полномочиями и степенью ответственности, сочетанием принципов единоначалия и коллегиальности, выборностью или назначением на должность, методами и формами ,что позволяет разграничить и сочетать их функции, полномочия, избежать дублирующего воздействия со стороны нескольких субъектов по отношению к одному объекту.

Свое управляющее воздействие субъект управления в соответствии с возложенными на него функциями и полномочиями осуществляет по отношению к определенному объекту (совокупности объектов) управления.

Между субъектом и объектом управления должны устанавливаться четкие организационные отношения. При этом объекты управления должны:

  • воспринимать управляющее воздействие субъекта управления и адекватно на него реагировать;
  • иметь четкие организационные отношения с субъектом управления;
  • иметь устойчивые каналы прямой и обратной связи с субъектом управления.

Организационная структура государственного управления строится на основе:

  • Конституции государства (основного закона), действующей на его территории законов и нормативных актов, регламентирующих организацию государственного управления в целом и в соответствующей сфере деятельности;

  • учета сложившейся мировой практики и национальных особенностей страны в организации государственного управления в различных сферах деятельности.

В зависимости от назначения, сложности, важности, состояния, качества, способностей и возможностей управляющего субъекта и объекта управления, осуществляется распределение объектов управления между различными уровнями (национальный, региональный, отраслевой, местный) и звеньями организационной структуры управления.

К общим правилам формирования организационной структуры государственного управления следует отнести следующие:

  • каждый объект должен иметь свой и желательно единственный (хотя существуют объекты двойного подчинения) субъект управления;

  • за каждым субъектом закрепляются свои объекты управления, объединяемые каким-либо существенным признаком (территориальной принадлежностью, функциональным, отраслевым и др.);

  • между субъектом и объектом управления должны устанавливаться определенные отношения – взаимные обязанности, права, ответственность.

Отклонение от общих правил влечет за собой появление таких негативных тенденций в системе государственного управления, как параллелизм и дублирование, которые негативно влияют на его качество и эффективность.

Организационная структура государственного управления должна обеспечивать и регламентировать:

  • полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение поставленной перед ним цели и возложенные на него функции;

  • сбалансированность целей всех звеньев нижестоящего с целями вышестоящего уровня;

  • комплексность выполнения функций управления по отношению к поставленной цели по горизонтали и по вертикали;

  • рациональное разделение и кооперацию усилий между звеньями и уровнями государственного аппарата;

  • реализацию прав и ответственности при решении управленческой задачи;

  • полное соответствие исполнения компетенции и правам.

Организационная структура государственного управления формируется на основе определенных принципов, должны быть гибкими, обеспечивать своевременное реагирование на изменение внешней среды, динамику общественной жизни, изменяющиеся требования и задачи организационной системы.

Можно сказать, что организационные принципы управления отражают понимание и осознанное использование объективных закономерностей построения системы государственного управления и обеспечение ее эффективного функционирования.

Можно выделить две группы принципов организации государственного управления: организационно-политические и организационно-технологические.

Организационно-политические принципы основаны на объективной необходимости учета социально- экономических и иных процессов государственного и общественного развития. К ним относятся:

      • принцип законности;

      • принцип соблюдения прав и свобод человека;

      • принцип соблюдения жизненно важных интересов личности, общества, государства;

      • принцип взаимной ответственности;

      • принцип гуманизма;

      • принцип осуществления связи с общественностью.

Организационно-технологические принципы отражают основные подходы к формированию организационной структуры государственного управления и обеспечивают эффективность его функционирования. К ним относятся:

      • принцип единства и целостности;

      • принцип устойчивости и развития;

      • принцип сочетания централизации и децентрализации;

      • принцип разделения труда.

На сегодняшний день в мировом масштабе нет единой классификации органов управления, но существуют критерии построения организационной структуры управления:

  • территориальный масштаб компетенции (по этому критерию выделяют федеральные, республиканские, местные органы управления);

  • порядок образования органов управления (образуемые и избираемые);

  • характер и содержание компетенции (функциональные, отраслевые, межотраслевые органы управления);

  • порядок разрешения вопросов компетенции (органы коллегиального управления, органы единоначального управления).

Во многом организационная структура зависит от человеческого потенциала, информационного обеспечения, стиля государственного управления, от способности государственного аппарата осваивать современные научные методы и технические средства управления.

1.2 Построение  организационной структуры государственного  управления 

Организационная структура управления государственных органов – это упорядоченная совокупность конкретных звеньев аппарата управления, связанных между собой по вертикали (субординация) и по горизонтали (координация) и обеспечивающих устойчивый и качественный процесс управления. Организационная структура органа власти является формой разделения и кооперации управленческой деятельности, устойчивой схемой распределения ее целей, задач и функций.

В зависимости от содержания субординационных связей элементов организационной структуры управления различают два её основных типа: линейный и функциональный.

Линейный тип организационной структуры управления образуется в результате расположения должностей по принципу прямого подчинения: вышестоящий руководитель – руководители – исполнители. Субъект управления располагает правом властного распорядительства.

Такой способ является наиболее простым, обеспечивает организации подчиненность, единство распорядительства с указанием: что, кому и как делать. Однако при его использовании на основного субъекта управления ложится большая нагрузка. В данном случае ему необходимо обладать глубокими знаниями по всем направлениям работы своих подчиненных. Поэтому чем разнообразнее функции, выполняемые подчиненными, тем труднее линейному руководителю осуществлять эффективное управление. Кроме того, строгая формализация, субординация в отношениях приводит, в разной степени,  к блокированию обратных связей, что снижает эффективность управления.

Функциональный принцип построения характеризуется тем, что субъект наделен лишь правами методического руководства (консультации, информирование, выдача рекомендации и т.д.). Права линейного руководителя передаются нескольким субъектам управления, каждый из которых осуществляет его по одной из специализированных функций и концентрирует внимание лишь на одном участке работы.

Производным от линейного и функционального типов является линейно-функциональный тип организации управления. Он аккумулирует в себе черты как линейного, так и функционального типов. Недостатком этого типа является:

  • наличие слабых связей на горизонтальном уровне,
    • чрезмерное развитие вертикального субординационного воздействия,
    • громоздкий аппарат работников функциональных служб и уровней управления, обилие канцелярской работы.

Информация о работе Теоретические аспекты организационной структуры государственного управления