Товарный ассортимент и конкурентоспособность предприятия (на примере ОАО «Элма»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 18:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ ассортимента и оценка конкурентоспособности ОАО «Элма».
Задачи дипломной работы:
1. Определить роль товарного ассортимента в экономической системе предприятия.
2. Сформировать систему показателей конкурентоспособности продукции для ее оценки.
3. Провести анализ финансово-хозяйственно деятельности ОАО «Элма» за пять лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТОВАРНЫЙ АССОРТИМЕНТ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 СУЩНОСТЬ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 10
1.2 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ЕЕ ОЦЕНКА 18
1.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 28
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЭЛМА» 37
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЭЛМА» 38
2.2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЭЛМА» 45
2.3 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ОАО «ЭЛМА» 47
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОАО «ЭЛМА» 53
3.1 АНАЛИЗ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ОАО «ЭЛМА» 54
3.2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА ОАО «ЭЛМА» 59
3.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ 63
3.4 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 78
3.5 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «ЭЛМА»……. 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)




Содержание

Введение

Проблемы эффективного управления на современном этапе  развития отечественной рыночной экономики перед белорусскими предприятиями стоят достаточно остро, что связано не только с недостатком опыта функционирования в условиях жесткой конкуренции, но и со сложными, динамично изменяющимися условиями и факторами внешней маркетинговой макро- и микросреды. Это требует от предприятий постоянного поиска новых решений в области менеджмента и маркетинга. В особенности от предприятий, сочетающих в своей деятельности как производственные, так и торговые функции.

Для них чрезвычайно  актуально применение такой перспективной  концепции стратегического управления предприятием, как концепция маркетингового управления. Она в частности предполагает обеспечение координирующей роли службы маркетинга по отношению к другим структурным подразделениям предприятия. Если учесть, что товар занимает особое место в комплексе маркетинга (поскольку он определяет специфику сочетания остальных трех его составляющих – цены, распределения и продвижения), товарная и ассортиментная политика занимают одно из ключевых мест в маркетинговом управлении.

Проблемы управления ассортиментом нашли отражение  в трудах зарубежных и отечественных специалистов, составивших теоретико-методологический базис современного маркетинга. К ним относятся Т.Амблер, Б.Берман, П.Диксон, Т.Коллинз, Ф.Котлер, Ж.-Ж.Ламбен, С.Рэпп, Дж.Эванс, Г.А.Васильев, Е.П.Голубков, Т.П.Данько, В.Е.Демидов, П.С.Завьялов, Б.А.Соловьев, А.А.Мешков, Б.В.Мусатов и другие.

Важное значение имеет  проблема управления ассортиментом. Под  понятием «управление ассортиментом товаров» понимаются действия, осуществляемые в целях установления, обеспечения и поддержания определенного ассортимента продукции путем регулирования прямых и обратных связей между торговлей, производством и потребителем. В первую очередь управление ассортиментом связано с его формированием, на которое оказывают влияние многие факторы. В первую очередь ассортимент зависит от уровня развития производства, а также уровня научно-технического прогресса, позволяющего осваивать современные научно-технические достижения для улучшения потребительских свойств товаров. Управление ассортиментом предусматривает проведение мероприятий по установлению объема и выявлению структуры потребностей покупателей, по учету спроса на продукцию и уровня материальной обеспеченности населения и т.д. с целью установления фактического ассортимента соответствующего расчетному.

Конкурентоспособность фирмы — понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.

Теория конкурентоспособности  фирмы и ее конкурентных преимуществ  разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.

Легкая промышленность является одной из важнейших составных  частей промышленного комплекса Республики Беларусь. Она объединяет более 10 крупных отраслей и десятки производств, непосредственно участвующих в материальном обеспечении потребностей населения. Легкая промышленность Беларуси значительную часть продукции (примерно четверть всего производства) поставляет на экспорт.

Трикотажная подотрасль специализирована на выпуске верхнего и бельевого трикотажа, трикотажного полотна, чулочно-носочных и других изделий. Их производство сосредоточено на следующих крупных предприятиях: ОАО «Брестский чулочный комбинат», РУПП «Барановичская трикотажная фабрика», ОАО «Солигорское трикотажное предприятие "Купалинка" », промышленно-торговые предприятия (Пинское «Полесье», ОАО «Фирма «Элма», г. Брест, Минское «Алеся», Гомельское «8 Марта», Жодинское «Свитанак») и др.

Управление товарным ассортиментом и повышения конкурентоспособности трикотажных предприятий призвано обеспечивать сохранение работоспособности управляемого объекта при непредвиденных изменениях его свойств, целей управления или окружающей среды путем смены алгоритма функционирования или поиска оптимальных состояний. Этим и вызвана актуальность темы дипломной работы «Товарный ассортимент и конкурентоспособность предприятия (на примере ОАО «Элма»).

Целью дипломной работы является анализ ассортимента и оценка конкурентоспособности ОАО «Элма».

Задачи дипломной работы:

1. Определить роль  товарного ассортимента в экономической системе предприятия.

2. Сформировать систему  показателей конкурентоспособности  продукции для ее оценки.

3. Провести анализ финансово-хозяйственно деятельности ОАО «Элма» за пять лет.

4. Изучить систему  показателей конкурентоспособности  продукции и выявить факторы, оказывающие влияние на ее изменение.

5. Рассмотреть направления  повышения уровня конкурентоспособности  ОАО «Элма».

Объектом дипломного исследования является ОАО «Элма».

Предметом исследования являются товарный ассортимент и  его влияние на конкурентоспособность  ОАО «Элма».

  1. Товарный ассортимент и конкурентоспособность предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Сущность товарного ассортимента и его влияние на конкурентоспособность

  • Чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую  деятельность, фирма должна постоянно  развивать товарный ассортимент. Необходимость этого обусловлена рядом факторов, основные из которых:

    - изменение  спроса на отдельные товары;

    - появление  новых или усовершенствование  уже существующих товаров в  результате проведенных исследований  в области техники и технологии;

    - изменения  в товарном ассортименте конкурентов.

    Кроме того, важными  факторами развития товарного ассортимента являются:

    - целесообразность  использования свободных мощностей;

    - желание посредников  закупать товары широкого ассортимента;

    - целесообразность  использования  побочных  продуктов  производства.

    Задача высшего  руководства фирмы и состоит  в том, чтобы с учетом всех этих факторов обеспечить наиболее полное соответствие товарного ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие достигается благодаря управлению товарным ассортиментом.

    Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

    Номенклатура, или товарный ассортимент, — это  вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара (автомобиль, трактор, металлообрабатывающий станок) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой, Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, предприятие производит холодильники и стиральные машины. Холодильники представлены одно-, двух-, и трехкамерными моделями и морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемом и некоторыми техническими данными.

    Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

    Формирование  ассортимента — проблема подбора  конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами, лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы установления ценовой политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сервисного обслуживания и др. Важно также определить, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.

    Формированию  ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

    Достижение  соответствия между структурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента.

    Прогноз структуры  ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие  важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам изделий, соотношению цен), а, к примеру, в оптимальном разнообразии ассортимента по определенным признакам (типы телевизоров, наборы предметов кухонного обихода, целесообразные градации цен и т.д.) с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей.

    Прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно — ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Так, можно определить, какое разнообразие телевизоров будет отвечать требованиям различных групп потребителей, но нереально дать прогноз потребности в конкретных моделях (с набором конкретных свойств) на перспективу. Указанные прогнозы, учитывая влияние фактора взаимозаменяемости товаров, необходимо рассматривать во взаимосвязи. Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.

    Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит  в планировании практически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы. Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты.

    1. Определение  текущих и перспективных потребностей  покупателей, анализ способов  использования данной продукции  и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках.

    2. Оценка существующих  аналогов конкурентов по тем  же направлениям.

    3. Критическая  оценка выпускаемых предприятием  изделий в том же ассортименте, что и в п.п. 1 и 2, но уже с позиций покупателя.

    4. Решение вопросов: «Какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля?»

    5. Рассмотрение  предложений о создании новых  продуктов, усовершенствовании существующих, а также о новых способах и областях применения товаров.

    6. Разработка  спецификаций новых или улучшенных  продуктов в соответствии с требованиями покупателей.

    7. Изучение возможностей  производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.

    8. Проведение испытаний  (тестирование) изделий с учетом  потенциальных потребителей в целях выяснения приемлемости этих товаров по основным показателям.

    9. Разработка специальных  рекомендаций для производственных  подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения.

    10. Оценка и пересмотр  всего ассортимента.

    Планирование и управление ассортиментом — неотъемлемая часть  маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.

    Управление ассортиментом  предполагает координацию взаимосвязанных  видов деятельности — научно-технической  и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели — оптимизации ассортимента с учетом поставленных предприятием стратегических рыночных целей. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.

    Информация о работе Товарный ассортимент и конкурентоспособность предприятия (на примере ОАО «Элма»)