Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследовать фискальную политику Республики Беларусь, раскрыть ее сущность и значение, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание фискальной политики Республики Беларусь;
- изучить разновидности фискальной политики;
- исследовать особенности фискальной политики Республики Беларусь;
- изучить направления повышения эффективности фискальной политики Республики Беларусь.
- сформулировать выводы по результатам проведённого исследования.

Содержание

Введение ………………………………………………..………………………………..4
1. Фискальная политика: понятие, достоинства и недостатки, основные задачи и цели, ее виды и инструменты ……………………….….…..………………6
2. Механизмы фискальной политики …………………………………………15
2.1. Дискреционная фискальная политика………………………..…………………..15
2.2. Автоматическая фискальная политика……………………………...…..…….….22
3. Фискальная политика Республики Беларусь ………………………..……...26
Заключение ……………………………………………………………………………..39
Список использованных источников …………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  ………………………………………………..………………………………..4

1. Фискальная политика: понятие, достоинства и недостатки, основные задачи и цели, ее виды и инструменты ……………………….….…..………………6

2. Механизмы фискальной политики …………………………………………15

2.1. Дискреционная фискальная политика………………………..…………………..15

2.2. Автоматическая фискальная политика……………………………...…..…….….22

3. Фискальная политика Республики Беларусь ………………………..……...26

Заключение ……………………………………………………………………………..39

Список использованных источников …………………………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе хотелось бы раскрыть роль фискальной политики в государственной экономике  и рассмотреть её механизм. В настоящее время, данная тема весьма актуальна, поскольку наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.

В прошлом, в  течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство  через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения.

Только после  разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: фискальная политика правительства Республики Беларусь оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

С давних времён бюджет волнует и будоражит умы  профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д. Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика является частью финансовой политики государства. Фискальная политика – политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения реальных социальных задач.

Фискальная  политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Фискальную политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и фискальная политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами. Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.

Объект исследования – фискальная политика Республики Беларусь.

Предмет исследования – особенности осуществления  фискальной политики в Республики Беларусь на современном этапе.

Цель работы - исследовать фискальную политику Республики Беларусь, раскрыть ее сущность и значение, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность  и содержание фискальной политики  Республики Беларусь;

- изучить разновидности  фискальной политики;

- исследовать  особенности фискальной политики  Республики Беларусь;

- изучить направления  повышения эффективности фискальной  политики Республики Беларусь.

- сформулировать  выводы по результатам проведённого  исследования.

В процессе написания  работы были использованы следующие  методы: сравнения, анализа, синтеза, группировки, рассуждения, наглядного изображения результатов анализа (табличный и графический метод).

При написании  работы использовались учебная литература, сборники научных трудов, статьи периодической  печати и нормативно-правовые акты, в которых изложены вопросы по данной теме исследования.

1. Фискальная политика: понятие, основные задачи и цели, ее виды и инструменты

 

Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Под этим термином понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения.

В экономической  литературе для определения бюджетно-налоговой  политики часто используется несколько  понятий: «фискальная политика», «бюджетно-налоговая  политика», «налогово-бюджетная политика» и др.

Очевидно, что  многообразие терминов объясняется  отсутствием в русском языке  прямого синонима слова «fiscal» (фискальный, финансовый). В I в. до н.э. доходы от личного состояния римского императора Августа поступали в особую казну — фиск (от лат. fiscus — корзина). С IV в. фиском назывался единый общегосударственный центр Римской империи или казна, куда стекались все виды доходов и сборов и откуда шли указания о чеканке монет, порядке сбора налогов, производились выплаты.

Впервые термин «фискальная политика» применил Дж. М. Кейнс. Аргументация, на которую  опиралась его концепция регулирующего  потенциала бюджетного механизма, может  быть кратко охарактеризована следующим  образом.

В экономической  системе, которой присущи высокая степень неопределенности, неравномерное распределение богатства, несовпадение условий сбережений и инвестирования, а также жесткость цен, достижение автоматического равновесия является затруднительным. В таких условиях координация данного процесса может быть возложена на центральную власть. Государство способно воздействовать на три ключевые экономические переменные: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала и норму процента. Если оставить в стороне вопросы, связанные с размерностью единицы заработной платы и количеством денег, то окажется, что способность государства влиять на уровень совокупного дохода и занятость выражается в осуществлении контроля, с одной стороны, за потребительским спросом, являющимся функцией дохода, а с другой — за спросом инвестиционного характера, который зависит от предельной эффективности капитала и нормы процента. Поскольку совокупное предложение рассматривается Кейнсом в краткосрочном периоде как определенное заданным уровнем спроса, то возможность государства влиять на уровни совокупного дохода и занятости вытекает из регулирования совокупного спроса. Простейшая кейнсианская модель предполагает жесткость цен и избыточность ресурсов, так что выпуск в экономике определяется изменением совокупного спроса.

В современной экономической теории существуют различные понятия фискальной политики.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства  по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния  государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВНП.

Фискальная  политика – это целенаправленное манипулирование государственными расходами и налоговыми поступлениями  для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста.

Наиболее полным является следующее определение.

Фискальная  политика – это меры, предпринимаемые  правительственными органами, по изменению  государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения роста уровня цен.

Фискальная  политика может как благотворно, так и негативно воздействовать на стабильность национальной экономики. В случае, если правительство применяет инструменты фискальной политики для сглаживания колебаний выпуска продукции в ходе экономического цикла, поддержания занятости и стабильности цен, используется политика стабилизации. Главной задачей в данном случае является приближение объема совокупного дохода к его потенциальному уровню. Увеличение фактических объемов совокупного дохода служит целью политики экономического роста, а уменьшение реального совокупного дохода по сравнению с его потенциальным уровнем — целью политики ограничения деловой активности.

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

1) эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска;

2) отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии));

3) наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки  фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего  лага. Внутренний лаг – это  период времени между возникновением  необходимости изменения политики  и принятием решения о ее  изменении. Решения об изменении  инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

проблемы идентификации  экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление  или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;

Информация о работе Фискальная политика