Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:44, курсовая работа
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Введение
Глава 1. Государственный сектор российской экономики.
1.1.Необходимость существования государственного сектора в современном рыночном хозяйстве.
1.2.Особенности возникновения государственного сектора в РФ.
1.3.Масштаб и отраслевые приоритеты формирования государственного сектора в РФ.
Глава 2. Государственное предпринимательство в РФ.
2.1.Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.
2.2.Отраслевая структура российского государственного предпринимательства.
Глава 3. Перспективы развития государственного сектора и государственного предпринимательства в РФ.
Заключение
Список используемой литературы
Курсовая работа на тему:
Государственный сектор
и государственное
Рязань
2011
План:
Введение
Глава 1. Государственный сектор российской экономики.
Глава 2. Государственное предпринимательство в РФ.
Глава 3. Перспективы развития государственного сектора и государственного предпринимательства в РФ.
Заключение
Список используемой литературы
Предыдущие
полтора десятилетия
В настоящее время вопросы, связанные с выбором конкретной модели отечественного госсектора и построения системы его управления, имеют особую актуальность из-за наметившегося пересмотра отношения к нему как со стороны научного сообщества, так и со стороны власти. Слишком много фактов и примеров, свидетельствующих о том, что как в свое время в стране была построена нерациональная модель социализма, так и сейчас воплощена в жизнь совершенно недееспособная модель капитализма. И совершенно очевидно, что для построения эффективного госсектора необходимо постепенно пересматривать многие базовые вопросы в области стратегии и тактики экономических преобразований.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них, прежде всего, нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно, воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.
Таким образом,
предпринимательство выполняет
не только экономические функции, оно
теснейшим образом связано со
всеми сферами
Глава 1. Государственный сектор российской экономики.
Государственный сектор экономики Российской Федерации включает:
Особым предметом государственной собственности являются земля, недра, леса и другие природные ресурсы. Результаты их использования наступают с момента создания предприятий и организаций. При рассмотрении функционирования государственного сектора экономики эта часть государственной собственности, как правило, не рассматривается.
Государственные предприятия могут быть только унитарными, т.е. юридическими лицами, не наделенными правом собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Унитарные предприятия создаются только на базе государственной и муниципальной собственности, и в определенной степени это является противоположностью акционерным обществам, которые образуются в частном секторе экономики.
С окончанием массовой приватизации, когда, по официальным данным, из государственной собственности в частную было передано 58,9% предприятий, снизились масштабы и эффективность производства. Сейчас правительство, другие органы управления пытаются повысить роль государства в регулировании экономики.
Не стремясь увеличить число объектов госсобственности, органы управления считают необходимым достичь в государственном секторе следующих целей:
Указанные цели могут быть достигнуты при решении таких задач, как:
При этом необходимо: определить цели управления, выбрать способы их достижения, построить системы управления, обеспечить эффективность и профессионализм управления.
Отраслевые федеральные органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий, назначают на должность (освобождают) их руководителей (управляющих), заключают (расторгают) контракты с руководителями предприятий.
Если юридически права хозяйственного ведения предоставляют управляющему широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом, регулированию трудовых ситуаций, то вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий вне установленного круга полномочий неправомерно.
Один из главных недостатков в управлении унитарными предприятиями состоит в том, что их руководители могут бесконтрольно управлять финансовыми потоками предприятий, самостоятельно принимать решения об использовании прибыли. Юридически они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества.
Для унитарных
предприятий не предусмотрены обязательные
периодически аудиторские проверки,
а в ряде случаев из организационно-правовая
форма не приведена в соответствие
с действующим
Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.
Сложная ситуация с отечественным госсектором сложилась отнюдь не стихийно. В основе такого положения дел лежали порочные представления о принципиальной экономической несостоятельности госсектора. Идеологи и архитекторы российских реформ исходили из необоснованного тезиса, что госсектор везде и всегда хуже частного сектора. Он якобы не может сравниться по экономической эффективности с частными предприятиями и, следовательно, его надо если и не ликвидировать, то хотя бы минимизировать. В этом направлении и развивались российские реформы на протяжении 15 лет.
Начнем, пожалуй, с самого интересного вопроса: как масштабы госсектора влияют на сбалансированность государственного бюджета?
Важность данного вопроса определяется действием закона А.Вагнера. В соответствии с ним доля государственных расходов в ВВП увеличивается по мере осуществления роста национального производства. Считается, что увеличение масштабов госсектора ускоряет рост доли государственных расходов в ВВП. Если это так, то слишком большой госсектор должен восприниматься в качестве угрозы для финансовой системы государства, так как рост государственных расходов, так или иначе провоцирует рост налогового бремени и государственного долга. Однако возникает закономерный вопрос: насколько обоснованы подобные опасения?
Таблица 1.
Параметры государственных расходов и госсектора ведущих стран мира.
Страны мира |
Доля государственных расходов в ВВП, % |
Доля госсектора в общей численности занятых, % | ||
1870 г. |
1996 г. |
1870 г. |
1994 г. | |
Австралия |
18,0 |
36,0 |
1,4 |
20,9 |
Австрия |
10,0 |
52,0 |
1,9 |
22,4 |
Франция |
13,0 |
55,0 |
2,5 |
24,8 |
Германия |
10,0 |
49,0 |
1,2 |
15,1 |
Италия |
14,0 |
53,0 |
2,6 |
16,2 |
Япония |
9,0 |
36,0 |
1,0 |
6,9 |
Норвегия |
6,0 |
49,0 |
2,2 |
30,6 |
Швеция |
6,0 |
64,0 |
2,2 |
32,0 |
Швейцария |
16,0 |
39,0 |
2,4 |
14,1 |
Великобритания |
9,0 |
43,0 |
4,9 |
15,0 |
США |
7,0 |
32,0 |
2,9 |
14,5 |
Как ни странно, но окончательный ответ, подкрепленный эмпирическими исследованиями, на данный вопрос пока не получен. В связи с этим ниже мы попытаемся восполнить имеющийся пробел в данной проблематике. Для этого сопоставим тенденции в развитии двух показателей (доли госрасходов в ВВП и доли госсектора в численности занятых страны) для 11 ведущих стран мира за более чем вековой период (табл.1). Сразу оговоримся, что оценка произошедших сдвигов наиболее наглядна и объективна именно на длинных временных периодах. Это связано с тем, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе рассматриваемые показатели могут флуктуировать, на более длинных же временных участках их изменения принимают более явственно очерченное направление.