Лекции по микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:49, курс лекций

Краткое описание

9 лекций.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по экон.теории.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Раздел  II. МИКРОЭКОНОМИКА

Лекция 2.1. Механизм функционирования рынка. Теория спроса и предложения

      Теория  спроса и предложения раскрывает процессы ценообразования в непосредственном столкновении продавцов и покупателей на рынке, в ходе которого цена формируется в зависимости и от издержек, т.е. труда, затраченного на производство, и от полезности блага. Знание законов спроса и предложения необходимо для выработки рыночного поведения как для отдельного индивидуума или фирмы, так и для государства и его органов на общенациональном и региональном уровнях.

      Спрос форма выражения потребности. Это — потребность, представленная на рынке, потребность платежеспособная, потребность не просто потребителя, а покупателя, т.е. лица, которое располагает деньгами для приобретения нужных ему товаров и услуг. Рынок реагирует не на потребность вообще, а на платежеспособную потребность.

      Другими словами, спрос показывает желание и способность потребителя купить какой-то товар по определенной цене, за какой-то отрезок времени.

      На  спрос воздействует целый ряд  факторов. Первым среди них является цена товара или услуги. Если же отвлечься от ценового фактора, то на спрос будут влиять следующие обстоятельства:

      1.  Уровень доходов в обществе  и их распределение (между фирмами и домохозяйствами и среди них). Общее правило здесь заключается в том, что с ростом доходов у потребителей спрос растет. Но структура спроса может меняться. Например, рост семейного дохода может вызвать падение спроса на хлеб, но рост спроса на фрукты. Блага, на которые с ростом дохода спрос падает, называются благами "низшего качества".

      2. Общее число покупателей данного  блага. Это особенно характерно для товаров,  спрос  на которые предъявляют особые  группы потребителей. Увеличение рождаемости, например, увеличивает спрос на пеленки, ползунки, услуги врачей-педиатров.  Последствия  войн увеличивают спрос на медицинское обслуживание инвалидов.

      3. Наличие товаров-субститутов (заменителей)  и цены на них. В качестве  таких товаров можно назвать  сахар и конфеты, печенье и пряники и др. Общий принцип здесь таков: между ценой на один товар и спросом на другой (заменитель) связь прямая.

      4. Вкусы покупателей, психология  покупки. Одни женщины любят  цвет голубой, другие — зеленый,  третьи — красный. А от этого  зависит спрос на ткани разных расцветок.

      5. Потребительские ожидания. Например  — роста или падения цен.  Это будет влиять на стремление  сделать покупку быстрее или,  наоборот, отложить ее.

      6. Внешние условия потребления.  Спрос на виды одежды зависит  от климата, зонтики будут больше покупать при дождливой погоде.

      7. Национальные, религиозные и культурно-исторические  различия. Русский не ест конину, татарин ест. Русский ест говядину и разводит мясной скот на убой. Для индуса корова — священное животное.

      Многообразие  факторов, влияющих на спрос, определяет выбор покупателя. Чтобы построить математическую зависимость, характеризующую выбор, нужно вычленить один фактор.

      Возьмем взаимосвязь между спросом и  ценой. Здесь возможны четыре основных варианта, сформулируем их в самом первом, упрощенном виде:

      а) рост спроса —> рост цены;

      б) падение спроса  —> падение цены;

      в) рост цены —> снижение спроса;

      г) падение цены ––> рост спроса.

      Предложение — совокупность товаров и услуг, представленных на рынке. Это не просто произведенные товары, а товары, представленные к продаже по определенной цене. Иначе можно сказать, что предложение — это определенное количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить покупателям в определенное время, в определенном месте и по определенной цене.

      Фирма, производящая товар и предлагающая его к продаже, стремится получить максимум прибыли. А прибыль возникает из разницы между суммой, вырученной от продажи, и издержками. Поэтому предложение будет зависеть от этих обстоятельств.

      На  предложение, как и на спрос, влияют и цена, и неценовые факторы. К ним относятся:

      1. Издержки производства. Они в  свою очередь зависят от цен  на ресурсы (факторы производства). Если эти цены, например, снижаются, возможно увеличение производства и предложения товаров. На издержки будет влиять качество ресурсов — качество техники, совершенствование технологии и организации производства, умения использовать ресурсы. Это тоже может снизить издержки на единицу продукции, увеличить прибыль, а это будет способствовать росту предложения.

      2. Налоги и дотации:  повышение  налогов снижает возможное производство, увеличение субсидий играет обратную роль.

      Многочисленные  исследования и сама практика показывают, что независимо от того, с кого берется  налог — с продавца или с  покупателя — его рост приводит к сокращению продаж и повышению рыночной цены.

      3. Перспективные ожидания производителя.  Они могут быть связаны с прогнозом динамики цен, могут объясняться "связкой" отдельных товаров.

      4. Число продавцов на рынке.

      5. Степень монополизации рынка. Производитель-монополист может влиять на динамику цен при данном или меняющемся объеме производства и этим расширять или сужать рынок сбыта.

      Зависимость величины предложения от определяющих факторов называется функцией предложения.

      Между предложением и ценой также существует четыре основных направления зависимости, которые в упрощенном виде могут быть представлены так:

      а)  рост предложения —> падение цены;

      б)  снижение предложения —> рост цены;

      в) рост цены —> рост предложения;

      г)  падение цены —> снижение предложения.

      На  практике связь между спросом, предложением и ценой многофакторна. На динамике этих показателей одновременно сказываются многочисленные обстоятельства.

      Результатом взаимодействия между спросом и  предложением является цена реализации или цена равновесия.

      Цена  равновесия — это цена, при которой устанавливается равенство спроса и предложения. Другими словами, это цена, при которой планы продавцов и покупателей на рынке совпадают: ее готовы заплатить и по ней готовы продать одинаковое количество товара.  

      Тема 2.2. Поведение потребителя в рыночной экономике

      Основными агентами на рынке готовой продукции  являются домохозяйства и фирмы. Поведение домохозяйств определяет спрос на товары и услуги. Поведение фирм-производителей характеризует предложение товаров и услуг. Эта проблема представляет не только теоретический, но и практический интерес. Как потребителю сориентироваться среди обилия товаров и услуг, как сделать выбор, при котором полезность была бы максимальной, а затраты — минимальными?

      Потребители чаще всего ищут ответы на эти вопросы интуитивно, на основе опыта, методом проб и ошибок. Предприниматели расходуют на изучение спроса немало средств, пытаясь понять особенности потребительского выбора и воздействовать на поведение домохозяйств. Что же лежит в основе поведения потребителя? Основными теоретическими подходами, объясняющими поведение потребителя, являются теория предельной полезности и анализ кривых безразличия.

      Любая теория является достаточно абстрактной  моделью и строится на ряде методологических допущений, позволяющих сконцентрировать внимание на принципиальных ключевых моментах. При анализе поведения потребителя исследователи обычно полагают, что:

      1)  все рынки товаров и услуг  являются совершенно конкурентными, а все товары и услуги имеют рыночную цену;

      2)  все домохозяйства и фирмы  располагают полной и достоверной информацией, необходимой им для совершения выбора и принятия решений о потреблении или производстве. Всем точно известны цены, процентные ставки, ставки заработной платы, величина издержек производства, качество товаров и т.д.;

      3) в основе потребительского выбора  лежит полезность, величину которой можно измерить;

      4) все контрагенты ведут себя  рационально, т.е. соотносят свои  затраты и выигрыши по каждой дополнительной единице потребленного или произведенного товара и принимают решения, при которых выигрыш был бы не меньше, чем издержки;

      5) потребители последовательны в  своих вкусах и предпочтениях и всегда предпочитают большую полезность меньшей. Так, если полезность товара А больше полезности товара В, а та, в свою очередь, больше полезности товара С, то при выборе между товарами А и С потребитель обязательно, выберет товар А и предпочтет иметь этого товара чем больше, тем лучше.

      Не  всякое желание потребителя может быть реализовано, не всякий выбор может быть осуществлен. Одним из важных ограничителей является время. Мы часто жалуемся на то, что в сутках только 24 часа и нельзя успеть сделать многого из того, что хотелось бы.

      Другим  важным ограничителем, который будет в дальнейшем учитываться при анализе, является доход индивида. Потребителю открыты и доступны только те рыночные решения, которые позволяет принять его кошелек. Это важное ограничение называется бюджетным.

      Бюджетная линия есть совокупность точек, каждая из которых показывает некоторую комбинацию из двух товаров А и В, которую можно приобрести, полностью израсходовав весь доход.

      В пределах поля возможностей, ограниченного  бюджетной линией, потребитель свободен осуществить любой выбор, предпочесть любую комбинацию товаров А и В. При этом потребитель основывается на субъективной оценке того удовлетворения, которое он получит от потребления товара. В экономической теории такое удовлетворение называется полезностью.

      Каждый  потребитель заинтересован максимизировать общее количество полезности, которое он получает. В этом состоит его выигрыш. В своем стремлении к максимизации полезного эффекта потребитель наращивает потребление. С потреблением каждой дополнительной единицы одноименного товара совокупная полезность прирастает на некоторую величину, именуемую предельной полезностью.

      Предельная  полезность есть полезность от потребления дополнительной единицы продукта/услуги.

      Таким образом, совокупная полезность данного количества одноименного товара равна сумме предельных полезностей всех единиц этого товара.

      Предельными издержками потребителя будут затраты на приобретение дополнительной единицы товара. При совершенной конкуренции предельные издержки равны цене этого товара. Покупка и потребление очередной единицы одноименного товара имеет смысл только в том случае, если предельная полезность будет больше, чем предельные издержки. Положительная разница между предельной полезностью и предельными издержками (ценой товара) составляет предельный выигрыш потребителя.  

      Лекция 2.3. Предприятие (фирма) в рыночной экономике. Капитал предприятия, его структура

      Под предприятием принято понимать основную самостоятельную форму организации хозяйственной деятельности.

      Внешние формы и сферы деятельности весьма разнообразны. Завод, мастерская, колхоз, фермерское хозяйство, торговая база и магазин, автостанция и вокзал, банк и страховая компания — все это предприятия. Что же объединяет все эти различные формы, позволяет говорить о них как о предприятии?

      1. С позиций макроэкономики предприятие  — это самостоятельная обособленная  единица в системе общественного  разделения труда, в национальной  или мировой экономике, специализирующаяся на производстве каких-либо товаров или услуг.

Информация о работе Лекции по микроэкономике