Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:49, курсовая работа
ЦЕЛЬ ИСЛЕДОВАНИЯ - экспериментально обосновать методику развития скоростно-силовых способностей у учащихся средних классов, обоснованную преимущественным использованием эстафет.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Выявить уровень развития скоростно-силовых способностей у учащихся 7-ых классов;
2. Разработать методику развития скоростно-силовых способностей у учащихся 7-ых классов;
3. Экспериментально обосновать эффективность данной методики;
4. Дать практические рекомендации по совершенствованию развития скоростно-силовых способностей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3
ГЛАВА I.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………..………………………….....
5
Определение скоростно-силовых способностей…………………
5
Факторы, определяющие проявление скоростно-силовых способностей………………………………………………………..
7
Возрастные особенности развития скоростно-силовых способностей………………………………………………………..
8
Методика развития скоростно-силовых способностей…………..
10
Классификация эстафет и использование их на уроках физической культуры………………………………………………
12
ГЛАВА II.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………….....
14
2.1. Методы исследования………………………………………………..
14
2.1.1. Анализ научно-методической литературы…………………
14
2.1.2. Контрольные испытания…………………………………….
14
2.1.3. Педагогический эксперимент……………………………….
16
2.1.4. Методы математической статистики…………….................
18
2.2. Организация исследования…………………………………………..
19
ГЛАВА III.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………………...
21
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………
26
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Кафедра теории и методики физической культуры
Студентки 4 курса 2 группы
Факультет физической культуры (заочное отделение)
Губаревич Ольги Ивановны
Методика воспитания скоростно-силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста
Курсовая работа
Научный руководитель –
реподаватель кафедры ТМФК
Мисюк Инна Николаевна
Гродно 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | |
ГЛАВА I. |
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………………... |
5 |
|
5 | |
|
7 | |
|
8 | |
|
10 | |
|
12 | |
ГЛАВА II. |
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………..... |
14 |
2.1. Методы исследования…………………………… |
14 | |
2.1.1.
Анализ научно-методической |
14 | |
2.1.2. Контрольные испытания……………………… |
14 | |
2.1.3. Педагогический эксперимент………………………………. |
16 | |
2.1.4.
Методы математической |
18 | |
2.2.
Организация исследования……………… |
19 | |
ГЛАВА III. |
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ |
21 |
ВЫВОДЫ……………………………………………………………… |
26 | |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………… |
27 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….... |
28 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………... |
30 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………... |
34 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………... |
38 |
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ. Известно, что школьный возраст является благоприятным периодом для развития двигательных способностей. По мнению ученых, наиболее интенсивный рост скоростно-силовых способностей наблюдается в период с 8 до 12 лет.
Исходя из этого, можно заключить, что развитие скоростно-силовых способностей целесообразно начинать в детском и подростковом возрасте.
Скоростно-силовые
способности – это способность
человека к проявлению предельно
возможных усилий в кратчайший промежуток
времени при оптимальной
Применение
эстафет на уроках физической культуры
позволяет ученикам максимально
проявлять свои силовые и скоростные
способности, так как идет соревновательная
борьба, и каждый старается быть
лучшим. Все это способствует быстрейшему
развитию скоростно-силовых
ЦЕЛЬ ИСЛЕДОВАНИЯ - экспериментально обосновать методику развития скоростно-силовых способностей у учащихся средних классов, обоснованную преимущественным использованием эстафет.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Выявить уровень развития скоростно-силовых способностей у учащихся 7-ых классов;
2. Разработать методику развития скоростно-силовых способностей у учащихся 7-ых классов;
3. Экспериментально обосновать эффективность данной методики;
4. Дать практические рекомендации по совершенствованию развития скоростно-силовых способностей.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – учебно - воспитательный процесс у учащихся 7-ых классов на уроках физической культуры.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – методика развития скоростно-силовых способностей у учащихся 7-ых классов.
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА: предполагалось, что применение на уроках физической культуры эстафет с усложнением условий приведет к большему воздействию на развитие скоростно-силовых способностей.
СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованных источников, 3 приложений. Она изложена на 40 листах компьютерного текста. Список использованных источников включает 25 наименования научно-методической литературы, ссылки на которые приведены в тексте работы.
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Определение скоростно-силовых способностей
Прежде чем перейти
к рассмотрению скоростно-силовых
способностей дадим определение
некоторым основным понятиям, связанным
с данной темой. В литературе существует
несколько различных
Под физическим качеством силы понимается взаимодействие психофизиологических процессов организма человека, позволяющих активно преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать внешним силам. Качество силы выражается через совокупность силовыхспособностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на окружающие внешние объекты. Качество силы характеризуется силой действия, которую развивает человек посредствам мышечных напряжений. По сути сила действия представляет интегрированный результат взаимодействия сил тяги мышц, образующихся вследствие, функциональной активности мышечных структур. Под понятием силы обобщенно подразумевают любую способность напряжением мышц преодолевать механические и биомеханические силы, препятствующие действию, противодействовать им обеспечивать тем самым эффект действия (вопреки препятствующим силам тяжести, инерции, сопротивления внешней среды и т.д.)[14].
В последние десятилетия вместо термина «сила» в указанном выше смысле все чаще пользуются выражением «силовые способности». Одна из причин этого в том, что термин «сила» чрезвычайно многообразен, поскольку распространился в большинстве областей знания и практики (например, в механике, технике, психологии, физиологии), где в каждом случае приобрел своё специфическое значение и содержание. В частности не следует смешивать силу, как качество человека с одним из внешних проявлений двигательных возможностей ею, измеряемых в механических характеристиках силы, как меры взаимодействия сил (например, когда сила оценивается произведением перемещаемой массы на сообщённое ей ускорение).
Исследования выявили также своеобразие различных силовых возможностей человека, что дало основание говорить о собственно-силовых, скоростно-силовых и других силовых способностях. Они проявляются, так или иначе, в любых видах двигательной деятельности
В современной специальной литературе силовые способности подразделяются,главным образом, на собственно-силовые, скоростно-силовые и силовую выносливость [24].
Переходя к более конкретному рассмотрению непосредственно скоростно-силовых способностей, приведём несколько более часто встречающихся в литературе определений данного качества.
Скоростно-силовые способности
— это способности человека к
проявлению предельно возможных усилий
в кратчайший промежуток
времени при оптимальной
амплитуде движений. Также скоростно-силовые
способности можно представить как возможности
человека, определяющие его готовность
выполнять двигательное действие, проявляя
максимум силы в кратчайший промежуток
времени при сохранении оптимальной амплитуды
движения. Скоростно-силовые способности,
как показывает уже само их название, являются
своего рода соединением силовых и скоростных
способностей. И основе их лежат функциональные
свойства мышечных и других систем, позволяющих
совершать действия, в которых наряду
со значительной механической силой требуется
и значительная быстрота движений (прыжки
в длину и высоту). Важно иметь в виду, что
внешнепроявленные в двигательных действиях
сила и скорость, за некоторым исключением,
связаны обратно пропорционально. Одна
из основных причин такого соотношения,
обуславливающих отрицательную корреляцию
между величиной напряжения, развиваемого
мышцами, и временем их сокращения. Это
значит, что максимальные параметры напряжения
мышц достижимы, как правило, лишь при
относительно медленном их сокращении,
а максимальная скорость движений — лишь
в условиях их минимального отягощения.
Как бы между тем и другим максимумом находится
область проявления скоростно-силовых
способностей. Практически при выполнении
скоростно-силовых действий специфическая
трудность состоит в том, чтобы совместить
на достаточно высоком уровне проявления
силовых и скоростных двигательных возможностей.
При этом, чем значительнее внешнее отягощение
(например, поднимание штанги увеличиваемого
веса классическим способом «рывок» и
«толчок»), тем больше действие приобретает
силовой характер; чем меньше отягощение,
тем больше действие становится скоростным
(метание малого мяча и т.п.). Максимальным
выражением данных способностей является
так называемая взрывная сила, под которой
понимается развитие максимальных напряжений
в минимально короткое время (например,
выполнение прыжка) [12].
Способность к «взрывному усилию» зависит от общей способности нервно-мышечного аппарата к проявлению значительных напряжений в короткий промежуток времени; от абсолютной силы мышц, проявляемой при этом, при предельном их напряжении без ограничения времени; от специфической способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения. «Взрывная сила» так же характеризуется способностью достигать, возможно, больших показателей внешне проявляемой силы бвозможно меньшее время (оценивается по градиенту силы или скоростно-силовым индексом, который вычисляется как отношение максимальной величины силы, проявляемой в данном движении, по времени достижения этого «максимума»). «Взрывная сила» имеет весьма существенное значение в ряде скоростно-силовых действий (при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях, ударных действиях в боксе и т.д.) [14].
1.2. Факторы, определяющие проявление скоростно-силовых
способностей
В принципе, следует различать максимальную силу и максимальную произвольную силу. Максимальная произвольная сила всегда меньше максимальной силы. Это связано с тем, что в обычных условиях не все двигательные единицы, входящие в состав работающих мышц могут быть активизированы, т.к. различные двигательные единицы обладают различной возбудимостью. Медленные двигательные единицы сильно возбудимы, их называют низко пороговыми, а быстрые двигательные единицы (в составкоторых включены быстрые гликолитические волокна) являются наименее возбудимыми, их называют высоко пороговые. Часть высоко пороговых двигательных единиц из-за низкой возбудимости мотонейронов не включается даже, в самую напряженную мышечную деятельность. Обеспечить участие таких двигательных единиц в работе можно только в лабораторных условиях. Обычно все двигательные единицы начинают сокращаться при частоте импульсации 50 — 100 импульсов в секунду. Обеспечив малую частоту импульсации, мы можем получить величину минимальной силы и максимальной произвольной силы составляющей силовой дефицит. Силовой дефицит тем больше, чем менее совершено управление данной мышечной группой со стороны центральной нервной системы. В результате тренировки, особенно с применением около предельных нагрузок, силовой дефицит может уменьшаться до 25%. Величина силового дефицита зависит от ряда факторов: состояния занимающегося, количества участвующих мышечных групп, подготовленностью занимающихся [1].
Силовые способности зависят от двух групп факторов: периферических и координационных. Периферические факторы: плечо рычага, действие мышечной тяги, поперечное сечение мышцы, соотношение волокон различного типа (помпация мышцы), мощность, ёмкость и эффективность креотинфосфатного источника энергообеспечения, степень капиляризации мышц. Координационные факторы объединяют механизмы внутри мышечной координации.
Внутримышечные факторы
— это регуляция силы активных
двигательных единиц, регуляция
частоты импульсациимотонейронов,
регуляция активности двигательных единиц
во времени[8].
К факторам межмышечной координации относятся, прежде всего, особенности взаимодействия мышц антагонистов и синергистов. В зависимости от конкретных видов движения и величины внешнего сопротивления роль этих факторов в проявлении силы может значительно изменяться. В частности для проявления скоростно-силовых способностей ведущую роль играют: степень развития внутримышечной координации, уровень запасов источников энергообеспечения (АТФ и креатин фосфата), уровень управления мышцами антагонистами со стороны центральной нервной системы и личностно-психологические факторы.
Основными предпосылками скоростных способностей являются подвижность нервных процессов и эффективность нервно-мышечной координации. Кроме того, рассматриваемые способности определяются и особенностями мышечной ткани: соотношением мышечных волокон, их эластичностью, эффективностью внутри мышечной и межмышечной координации.
Биомеханическую основу скоростных способностей составляют содержание АТФ в мышцах, скорость ее расщепления под влиянием приходящего нервного импульса, а также быстрота ресинтеза АТФ.
Скоростно-силовые способности
характеризуются величиной
1.3. Возрастные особенности развития скоростно-силовых
способностей
Известно, что школьный возраст является благоприятным периодом для развития всех без исключения двигательных способностей. Этому во многом способствуют созревание действительного анализатора, а также возрастные особенности нервно-мышечного аппарата, биологическая зрелость организма и его физическое развитие
Как указывают некоторые авторы, развитие двигательных способностей у школьников происходит гетерохронно. Существуют периоды повышенной чувствительности или сенсетивности, во время которых происходит более значительное естественное развитие двигательных функций. При этом, период ускоренного развития той или иной стороны двигательной функции рассматривается как «критический». Специальная тренировка с помощью одних и тех же методов пои одинаковой по объему и интенсивности нагрузке даёт различный педагогический эффект, более высокий в период естественного «взлёта» той или иной двигательной способности. Экспериментальная проверка эффективности направленных педагогических воздействий в периоды замедленного развития двигательных функций показали, что указанные периоды не являются благоприятным временем для развития двигательных качеств. При относительно коротком педагогическом воздействии (равном одной учебной четверти) эффект прослеживается лишь в критический период высокой чувствительности. Более продолжительное педагогическое воздействие (длительностью до одного учебного года) вызывает достоверно высокий прирост двигательной подготовленности[5].