Методы государственного регулирования в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 05:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение государственного регулирования экономики. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
1) изучить понятие современного государственного регулирования экономики;
2) изучить цели и задачи государственной экономической политики;
3) изучить методы и средства государственного регулирования экономики;
4) рассмотреть Формы государственного регулирования;
5) рассчитать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
6) рассмотреть Бюджетно-налоговую политику государства;.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория..docx

— 73.40 Кб (Скачать файл)


Введение

Учебный курс “Государственное регулирование экономики” является неотъемлемой частью экономической  подготовки студентов специальности  “Менеджмент”. Для вузов России это сравнительно новая дисциплина. Переход российской экономики от централизованно-управляемой, административно-командной, где государство всесильный монополист и всеобщий координатор, к рыночной обусловливает актуальность изучения курса.

Современный мир - это мир  смешанных экономик, где государство  функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной  стороны, с другой - несет ответственность  за нормальное функционирование рынка  и поддержание правопорядка в  экономике в целом. Роль государства  тем самым не ограничивается выполнением  функций “ночного сторожа”, а предполагает более широкое поле деятельности.

Исходя из этого, целями учебного курса являются обоснование  принципиальной правомерности и  необходимости вмешательства государства  в экономику в условиях рыночного  хозяйства; изучение методов воздействия  государства на экономику; характеристика инструментов государственного регулирования. Следовательно, курс дает целостное  представление о тех проблемах, которые решает государство в  экономике, базовых целях, основных понятиях. Это позволит, во-первых, будущим  специалистам осмысливать реальные действия государства под углом  зрения современной теории и соответственно принимать грамотные управленческие решения: во-вторых, осваивать специальную  литературу.

Изучение экономической роли государства  – одна из важных частей экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Современное рыночное хозяйство невозможно представить  без государственного вмешательства. Проблема государственного вмешательства  в экономику является, по моему  мнению, основной для любого государства. В рыночном хозяйстве государству  приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет  и права свободно распоряжаться  ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной  экономике. По моему мнению, государство  должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это, прежде всего  гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так  и со стороны производителей. Государственная  политика просто не должно отставать  от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в  бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.  В данной работе основной целью для меня является функции и степени влияния государства на экономику страны не только в теоретическом аспекте, но и на практическом примере бюджетного регулирования рыночной экономики страны.

Рассматривая проблему «Государственного  регулирования рыночной экономики», можно выделить такие задачи как:

- формирование представлений о государстве как об активном участнике экономической жизни, строящейся на основе рынка;

- выявление целей и задач государственной экономической политики;

- уяснение сущности и механизмов государственного регулирования;

- приобретение знаний в области анализа и прогнозирования тенденций изменения форм, методов и механизмов государственного воздействия.

В России беспомощно не государство, а общество. В то же время Россия является сильным государством бюрократии, удовлетворяющим сверх меры ее алчные интересы. Поэтому основная проблема состоит не столько в усилении государственных начал, сколько  в формировании структур гражданского общества и правового государства, приоритете труда над капиталом.

Изучение проблем государственного регулирования экономики направлено на углубление знаний в области экономической  теории.  Россия является страной, в которой  рыночная экономика полностью не сформировалась. Вследствие экономических реформ сложилась деформированная и нерациональная рыночная экономика. Проявление деформированности, аномальности заключается в доминировании капитала над трудом, нерациональном распределении денежных средств в обществе. В российской экономике, как мне кажется, роль государства приобрела искаженный характер, что является тормозящим фактором развития экономического хозяйства в целом. Именно вследствие этого данная проблема становится наиболее актуальной и требует более глубокое изучение данной проблемы с учетом эволюционных особенностей экономики России должно составить стратегический план, который будет ориентирован на поднятие рыночной экономики до совершенного уровня. Сформировавшаяся рыночная экономика развитого государства позволит увеличить национальный капитал и улучшить уровень жизни российского общества.

Цель данной курсовой работы – изучение государственного регулирования  экономики. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

1) изучить понятие современного  государственного регулирования  экономики;

2) изучить цели и задачи государственной экономической политики;

3) изучить методы и средства государственного регулирования экономики;

4) рассмотреть Формы государственного  регулирования;

5) рассчитать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

6) рассмотреть Бюджетно-налоговую политику государства;

7) изучить Валютно-финансовое и денежно-кредитное регулирование экономики ,а также антимонопольное регулирование экономики;

8) рассмотреть Пути повышения эффективности государственного регулирования;

9) найти противоречие  в государственной рыночной экономике;

10) определить Роль государства в рыночной экономике России;

11) изучить стратегию бюджетной  политики и бюджетного регулирования,  проанализировав Бюджет России на 2007 год;

12) провести Сравнительный анализ  государственного регулирования экономики России и США.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения.

В первой главе представлены основные теоретические подходы  к пониманию государственного регулирования рыночной экономики.

Во второй главе представлена политика бюджетного регулирования  экономики страны. Произведена оценка вероятности банкротства по методу пятифакторной модели Альтмана.

В третьей главе сравнивается государственное регулирование экономики России и США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Государственное регулирование рыночной экономики

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую  роль, выполняя набор хозяйственных  и социальных функций. Для того чтобы  выработать верную экономическую политику государственные деятели должны отдавать себе отчет в том, каких  целей они хотят добиться и  какими инструментами они для  этого располагают.

    1. Предмет, цели и задачи государственной экономической политики

Государственная экономическая  политика – это совокупность мер, осуществляемых государственными органами, направленных на упорядочение, корректировку  и поддержание социально-экономических  процессов развития общества, которые  обеспечивают экономический рост и  необходимый уровень благосостояния страны. Любое государство имеет  свою стратегию развития, а экономическая  политика является инструментом реализации стратегии государства.

Также под государственной  экономической политикой понимаются проводимые экономические действия, направляющие экономические процессы к достижению намеченных целей и задач. В экономической политике находит непосредственное отражение проводимый правительством страны курс.

С 2001 г. отечественная экономическая наука переживает новый этап. От отрицания государственного регулирования экономики она обратилась к совершенствованию государственной экономической политики, к государственному регулированию и выработке экономической стратегии развития государства.

Государственная экономическая  политика конкретизирует принципы государственного вмешательства в экономику для  реализации его стратегических целей.:

- институциональная политика по изменению организации экономики, созданию новых или устранению старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменению их функций и связей;

- структурная политика в области изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами государства, экспортом и импортом, отраслевых и региональных структур экономики;

- инвестиционная политика по установлению масштабов инвестиций, их источников и направлений;

- финансовая политика в области формирования и использования государственных финансовых ресурсов, контроля за целевым использованием средств государственного бюджета;

- региональная политика по отношению к экономической интеграции регионов и их социально-экономическому развитию;

- внешнеэкономическая политика по отношению к экспорту товаров и услуг, привлечению иностранного капитала и вывозу капитала за рубеж[1].

Составляющими государственной  экономической политики являются государственные  научно-техническая, инновационная, антимонопольная, налоговая политики, а также политика обеспечения национальной экономической  безопасности.

Приоритеты государственной  экономической политики изменяются в зависимости от исторического  этапа развития. К приоритетным направлениям можно добавить политику в разрезе  отраслей материального производства и непроизводственной сферы, политику в области приватизации или реприватизации и т.д.

На предстоящий период основными целями государственной  экономической политики должны быть:

- обеспечение стабильной и предсказуемой федеральной налоговой политики и политики бюджетных расходов (четкое распределение расходных полномочий и соответствующей доходной базы между уровнями власти);

- предсказуемость тарифной политики в области оказания услуг естественным монополиям, установление жестких бюджетных ограничений для органов региональной и муниципальной власти;

- сокращение  различий в социально-экономическом развитии регионов, в том числе финансовая поддержка беднейших регионов;

- обеспечение свободного перемещения рабочей силы и капитала на всей территории Российской Федерации;

- создание равных условий для экономического развития субъектов Российской Федерации, а также равных конкурентных условий для предпринимательской деятельности во всех регионах страны.

- По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны.

Взаимозаменяемость целей  означает, что достижение рассматриваемых  целей одновременно невозможно (пример – контроль над темпами инфляции и безработицы).

Взаимодополняемые цели сочетаются друг с другом (например – рост национального дохода и рост занятости).

Нейтральные цели - цели, не влияющие на достижение друг друга.

Для достижения поставленных целей необходимо использование  отраслевых, социальных и федеральных  целевых программ для развития инфраструктуры и решения социальных вопросов в экономически слабых регионах; создание общероссийской информационной системы мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации; приведение в соответствии с федеральным законодательством всех нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации[2].

Кроме того, государственная  экономическая политика предполагает решение следующих задач:

- оптимальное распределение расходных и доходных полномочий между органами власти различных уровней;

- повышение заинтересованности региональных органов власти в расширении налоговой базы путем создания стимулов в системе межбюджетных отношений;

- развитие и оптимизация в регионах социальной, инженерной, транспортной, рыночной, производственной, телекоммуникационной инфраструктуры;

- развитие объектов межрегиональной инфраструктуры;

- снижение административных и экономических барьеров для межрегионального взаимодействия при перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капитала;

- проведение согласованной на федеральном и региональном уровне социально-экономической политики с учетом ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ регионов.

    1. Методы государственного регулирования рыночной экономики

Цели макроэкономической политики реализуются путем государственного регулирования.

Главными формами вмешательства  государства в экономику являются административный метод регулирования  и экономический метод.

Административные охватывают регуляционные действия, связанные  с обеспечением правовой инфраструктуры, создание наиболее разумных правовых целей для частного производства. Цель – стабильная юридическая обстановка для деловой жизни. Осуществляются через расширение государственной  собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество.

Информация о работе Методы государственного регулирования в экономике