Основные проблемы туристического бизнеса в России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы: проследить тенденции развития туристического бизнеса, выявить основные проблемы и проследить пути решения этих проблем.
Задачи данной работы:
- анализ развития туризма, популяризации туристического рынка России;
- выяснение потребностей и спроса клиентов туристических фирм на отечественный туризм;
- выявить основные проблемы развития туризма в России;
- проанализировать проблемы и предложить пути их решения.

Содержание

Введение
I. Определение туризма, формы и мотивы, определяющие потребность в туристических услугах
II. Развитие туристического бизнеса в России, специфика развития
II.1 История развития
II.2 Специфика развития индустрии туризма в России
III. Основные проблемы туристического бизнеса в России и пути их решения
III.1 Качество инфраструктуры туризма
III.2 Уровень сервиса
III.3 Ценовая политика
III.4 Создание имиджа России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

167356.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

I. Определение туризма, формы и мотивы, определяющие потребность в туристических услугах

II. Развитие туристического бизнеса в России, специфика развития

II.1 История развития

II.2 Специфика развития индустрии туризма в России

III. Основные проблемы туристического бизнеса в России и пути их решения

III.1 Качество инфраструктуры туризма

III.2 Уровень сервиса

III.3 Ценовая политика

III.4 Создание имиджа России

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

Введение

Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие  темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной  туристской индустрии. Туристическая деятельность в России регулируется Федеральный Закон " Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" от 24.11.96г. N 132-ФЗ. Собрание законодательства РФ.- 1996.- (N 49).

В России туристический бизнес сегодня переживает не лучшие времена, поэтому проблематика его развития в России, как нельзя актуальна на сегодняшний день.

Сегодня, правительство не располагает  достаточной материально-технической  базой и не имеют практических механизмов управления экономическими и социальными процессами. Это в полной мере относится и к сфере отечественного туризма, успешное развитие которой возможно только на основе применения соответствующих принципов, методов и форм управления.

Разрушено большое количеством  памятников, сооружений исторического характера, происходит вредное воздействие на окружающую среду, следовательно необходимо выделять средства на поддержание этих объектов, в противном случае нам будет нечего использовать для привлечения потенциальных туристов на отдых и экскурсию.

Лицензирование тур фирм: органы исполнительной власти лишены возможности  в полной мере контролировать данный вид деятельности, что приводит к  появлению на рынке туристических  услуг недобросовестных участников, а следовательно и низкий уровень  данного вида услуг, и не мало важным является то, что это ведет к недоимке сборов в бюджет, что в свою очередь приводит к нехватке выделенных средств на развитие внутреннего туризма в общем объеме финансирования со стороны государства.

Целью курсовой работы: проследить тенденции развития туристического бизнеса, выявить основные проблемы и проследить пути решения этих проблем.

Задачи данной работы:

- анализ развития туризма, популяризации туристического рынка России;

- выяснение потребностей и спроса  клиентов туристических фирм на отечественный туризм;

- выявить основные проблемы развития туризма в России;

- проанализировать проблемы  и предложить пути их решения.

I. Определение туризма, формы и мотивы, определяющие потребность в туристических услугах  
Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей мировой экономики, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта (ВНП). На сферу туризма приходится 7% мировых инвестиций, каждое 16-ое рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. По данным Всемирной туристической организации в начале 90-х гг. доля туризма составила уже более 10% мировой торговли товарами и услугами, что позволило ему занять третье место после нефтяной и автомобильной промышленности, а к 2005г. индустрия туризма должна выйти на первое место. Каждый 8-ой трудоспособный человек в мире будет занят в этом секторе экономики.  
Рост туризма является в первую очередь отражением развития производственных сил, укреплением экономической связи между регионами, странами и континентами на основе углубляющегося территориального разделения труда и непосредственно связанным с ним расширением научно-технических и культурных связей, а также развитие спортивной деятельности и стремлением народов к общению и использованию опыта других стран. Достижения НТП, особенно в области транспорта, способствуют увеличению объемов транспортных перевозок, увеличению числа авиарейсов и накоплению большого числа личных автомобилей. Наше поколение стало свидетелем бурного развития массового туризма. «Феномен XX века» - так назвал туризм автор известной книги «Невидимый экспорт» М.М. Ананьев.  
В отечественной и зарубежной научной литературе существует большое количество определений туризма. При этом многие авторы определяют туризм с позиции его образовательного, культурного и познавательного значения.  
Общепризнанным в зарубежной литературе является мнение о том, что  
правильное понимание общих проблем туризма в целом возможно только при системном подходе. Так, французский исследователь Каспар предлагает определять во взаимосвязи экономическую, социальную, экологическую, политическую и технологическую роль туризма в современном обществе и в том контексте представлять его в соответствующих теоретических подсистемах.  
Разделяя этот комплексный подход к туризму, международный консультант по вопросам туризма К. Рихтер дала и самое общее определение отрасли как комплекса взаимосвязей и явлении, источниками которых являются путешествия людей и их пребывание в местах, отличных от их постоянного места жительства и работы .  
При этом К. Рихтер выделила особое направление исследований туризма, которое представляет интерес для экономической науки: деятельность субъекта с точки зрения специфических товаров и услуг, производимых для туристов, их потребляющих, то есть формирование туристического спроса.  
Созданная в 1975 году межправительственная Всемирная туристическая организация при использовании понятия «посетитель» рекомендовала выделять в этом потоке две группы:  
- турист, то есть любой человек, посещающий страну, не являющийся  
его местом жительства, на срок не менее 24-х часов, с целью отдыха, лечения, учебной или религиозной деятельности, участия в спортивных состязаниях или для деловых встреч, а также с целью посещения родственников;  
- экскурсант, то есть временный посетитель, находящийся в посещаемой стране менее 24-х часов, включая круизных пассажиров, совершающих экскурсию по прибытии в порт. Данная категория не включает воздушных пассажиров, находящихся в транзитной зоне аэропорта, которые в юридическом смысле не пересекают границу.  
Наиболее концентрированно эти моменты выразил П.Г. Олдак, дав следующее определение туризма: «В современном научном собирательном значении, под туризмом понимают все виды движения населения, несвязанные с переменой места жительства и работы...»  
Что касается понятия экономики туризма, то зарубежные исследователи разработали определение субъекта основной деятельности.  
Американские исследователи, Макинтош и Голднер, увязывают его с туристическим агентством, давая этому экономическому образованию следующую характеристику: «Агентство действует как полноправный представитель производителя в определенном регионе. Оно функционирует как брокер, соединяя вместе покупателя и продавца для таких поставщиков услуг как гостиницы, фирмы по прокату автомобилей, турфирмы и др.  
Турагент, таким образом, является экспертом, обладающим знаниями о расписаниях, режимах работы, средствах размещения, валютах, ценах, правилах, аэропортах и вокзалах и прочих аспектах путешествия и туристических возможностей».  
Естественно, что турагентство как субъект основной деятельности относится ими к сфере услуг. Необходимо отметить, что вопросы постоянного аппарата экономики туризма рассматриваются не только отдельными учеными, но и международными организациями по туризму и путешествиям.  
В связи с этим, наиболее широко понятие «экономика туризма» можно определить как часть экономики государства, изучающую экономическое отношение, возникающее в процессе производства и потребления туристических услуг и продуктов, предназначенных для удовлетворения потребностей и пожеланий туристов в данном месте и в данное время .  
Экономическая эффективность туризма во многом определяется его формами. Каждая форма туризма характеризуется своеобразием потребностей туристов и предполагает соответствующий набор услуг, удовлетворяющих эти потребности.  
В производственно-обслуживающем процессе туризма выделяют:  
- формы туризма;  
- виды туризма;  
- разновидности форм туризма.  
Форма туризма связана с пересечением туристами государственной границы своей страны, т.е. в основе деления туризма на формы лежит страновой туризм. По этому признаку выделяют две формы туризма: внутренний и международный.  
Международная конференция по туризму, организованная Всемирной туристической организацией в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980г., была посвящена определению внутреннего туриста, официально предложенному представителями Индии. Согласно ему, внутренний турист - это человек, который покидает место своего постоянного проживания с целью посещения места, расположенного не ближе 50 миль (80,48 км) от места проживания. Для местного туриста нет необходимости оставаться в пункте назначения более 24 часов, т.е. он может или остаться на ночь в пункте назначения, или вернуться домой в тот же день.  
Некоторые страны устанавливают собственное определение внутреннего туризма.  
Так, в Канаде внутренний туризм - это движение от места постоянного проживания к пункту назначения, если расстояние между ними не менее 25 миль (40,24 км).  
Российское законодательство определяет внутренний туризм как "путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации".  
Внутренний туризм может иметь различные цели: экскурсии, развлечения, дневные перемещения к месту работы и др.  
Что касается международного туризма, то на первой Конференции ООН по туризму и путешествиям, состоявшейся в Риме в 1963г., было выработано следующее его определение: "иностранный турист - это временный посетитель", т.е. любое лицо, посещающее другую страну, чем та, в которой он обычно постоянно проживает, с любой целью, кроме осуществления профессиональной деятельности, оплачиваемой в посещаемой стране.  
Вид туризма связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку выделяют два вида туризма: активный и пассивный.  
Международный туризм играет важную роль в мировых экономических отношениях. Он не является обычной формой экспорта (экспорт услуг), поскольку потребители (туристы) прибывают к месту потребления "туристического продукта", а не наоборот. Под туристическим продуктом понимается набор услуг, включаемых в стоимость туристической поездки по заданному маршруту с комплексным обслуживанием. Это основная характерная черта международного туризма создает ряд условий, выгодно отличающих его от остальных экспортных статей. Во-первых, турист берет на себя оплату транспортных расходов. Во-вторых, приобретение иностранными туристами сувениров, одежды и других товаров во время из пребывания в другой стране можно рассматривать как выгодную форму внешнеторговых операций, поскольку в этом случае продажа таких товаров производится по розничным ценам внутреннего рынка. Целый ряд отраслей в различных странах работает на "внутренний экспорт". Так, в Японии иностранные туристы покупают значительную часть производимых в стране радиотоваров, в Швейцарии - часов, во Франции - парфюмерных изделий и продукции салонов мод, в Италии - обувь, в Англии - виски и т.д.  
Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег (валюты) в страну или данный регион.  
Путешествие граждан одной страны в другие государства и выезд туристов из данного региона страны являются пассивным туризмом. Пассивный туризм является фактором вывоза денег (валюты) из страны или данного  
региона.  
Формы туризма по видоизменению наиболее характерного признака делятся на отдельные разновидности. К этим характерным признакам относятся: главная цель путешествия, характер организации путешествия, интенсивность туристического потока, продолжительность тура (путешествия), возрастной признак, используемый транспорт.  
В зависимости от цели путешествия выделяют следующие разновидности форм туризма: рекреационная, познавательная, научная, деловая.  
По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный, самодеятельный (неорганизованный), стационарный, передвижной (круизы), социальный туризм.  
По интенсивности продаж турпутевок различают постоянный и сезонный туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посещение туристских регионов называется постоянным туризмом. Эта разновидность формы туризма характерна прежде всего для наиболее известных центров цивилизации, культуры, оздоровления: известные города мира, курорты, места, располагающие уникальными лечебными минеральными водами и целебными грязями.  
Некоторые регионы привлекают туристов преимущественно в определенное время года. Такой туризм является сезонным. Туристские регионы, посещаемые только в определенное время года (например, только летом или зимой), характеризуются как односезонные, а регионы, посещаемые в любое время года называются двухсезонными. Сезоны по степени интенсивности посещения туристами данного региона делятся на пиковые (наиболее загруженные, тихие (со средней степенью загрузки) и мертвые (незагруженные, почти не посещаемые туриставми).  
По продолжительности проживания туристов в путешествии выделяют  
кратковременный и продолжительный туризм. Кратковременный туризм -это туризм с продолжительностью путешествия не более трех суток.  
Продолжительный туризм - это туризм, при котором срок путешествия составляет более трех суток. В зависимости от продолжительности пребывания в путешествии существенным образом изменяются потребности туриста.  
Сокращение времени путешествия на определенном (постоянном) маршруте ведет к увеличению в расходах туриста доли транспортной составляющей, то есть его затрат на транспорт. В зависимости от возраста туристов туризм подразделяют на детский, молодежный и зрелый.  
В зависимости от используемых транспортных средств для передвижения туристов различают следующие разновидности форм туризма: туризм с использованием личного транспорта туриста и туризм с использованием общественного транспорта, то есть транспорта, принадлежащего или арендованного турагентством. К этим разновидностями форм туризма относятся автотуризм, караванный круиз, морской или речной круиз и т.п.  
Туризм представляет собой совокупность услуг, сложную комбинацию организованных, транспортных, гостиничных, бытовых, культурно-эстетических, а в ряде случаев медицинских мероприятий, призванных обеспечить потребности людей.  
Особое положение предприятий, занятых производством туристических услуг и товаров, позволяет рассматривать их как отдельную отрасль экономики, то есть индустрию туризма, имеющую собственную «сырьевую» базу (природные рекреационные ресурсы), производственные фонды (предприятия обслуживания туристов и отдыхающих), кадры, а также связи с другими секторами экономики.  
Советские экономисты М.Э. Немоляева и Л.Ф. Ходорков предложили при определении отраслевых областей туризма выделять в качестве главного признака туристического предприятия (возможность или невозможность его существования без туризма) и на этой основе относить к индустрии туризма:  
1. предприятия, предоставляющие услуги по размещению: гостиницы, мотели, кемпинги и т.д. Сюда входят и предприятия общественного питания, если они не являются неотъемлемой частью предприятий, предоставляющих услуги по размещению;  
2. туристические фирмы, занимающиеся организацией и продажей туристических поездок;  
3. транспортные организации, занимающиеся туристическими перевозками;  
4. учебные заведения по подготовке и повышению квалификации специалистов для индустрии туризма;  
5. отраслевые информационные и рекламные службы;  
6. органы управления туризмом (государственные учреждения, в функции которых входит управление развитием туризма в стране) и научно-исследовательские организации, занимающиеся сбором и обработкой статистических данных по туризму, составлением научных прогнозов и научными исследованиями в области экономики и социологии туризма;  
7. предприятия по производству товаров туристического спроса;  
8. предприятия розничной торговли по продаже товаров туристического спроса.  
Однако, помимо предприятий индустрии туризма, обслуживанием туристов занимаются еще очень многие организации. Более того, в отличие от чисто туристических предприятий они могут существовать и без туристов, но при расположении этих организаций в районах наибольшего наплыва туристов, масштабы их деятельности расширятся. К таким организациям относятся:  
1. сдающие в аренду легковые автомобили;  
2. рестораны, бары, кафе;  
3. таксомоторные парки;  
4. автохозяйства, предоставляющие автобусы для экскурсионного об-,. служивания;  
5. предприятия сферы досуга (спортивные клубы и учреждения, музеи, театры и кинотеатры, зоологические парки, казино, выставочные и концертные залы и др.) многие исследователи основывают свое понимание гостиниц сфер туризма на признании необходимости учитывать в составе отрасли все виды общественно полезной деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Носитель данной потребности выступает объектом деятельности соответствующих предприятий, предназначенной для удовлетворения его спроса на товары и услуги.  
Здесь мы считаем уместным поставить вопрос о мотивации туристических путешествий.

Среди отечественных  исследователей наиболее четко, на наш  взгляд, мотивы туристического путешествия  выделены в работах В.И. Азара. Он определяет их так: «Мотивы, вызывающие потребность в туризме, могут быть сведены в основном к трем моментам.  
Во-первых, интерес к историко-культурным, природно-климатическим и хозяйственным достопримечательностям. К историко-культурным следует относить исторические и археологические памятники, музеи, художественные галереи, театры и другие объекты. К природно-климатическим следует относить благоприятные климатические условия, красоты пейзажей (леса, моря, озера, горы и т.д.), географические условия, благоприятствующие летнему и зимнему спорту. Особую привлекательность имеют районы, природные условия которых способствуют лечению и оздоровлению туристов. К хозяйственным достопримечательностям следует относить своеобразие форм ведения хозяйства и его высокие производственные результаты в том или ином районе.  
Во-вторых, местные события, которые могут стать причиной посещения туристов, например, музыкальные фестивали, спортивные состязания, выставки, карнавалы и др.  
В-третьих, экономические удобства путешествия (развитая сфера услуг и т.п.) .  
Что касается исследователей современного туризма на Западе, они определяют потребность в туризме различными мотивами. По классификации К. Кранфа, основные мотивы путешествия сводятся к следующему: изучение окружающего мира; культовые и религиозные чувства; проявление физической или духовной силы; лечение и профилактика; наслаждение природой.  
В соответствии с этими понятиями, все мотивы, вызывающие потребность в туризме, можно разделить на три группы: познавательная, экономическая и психологическая.

II. Развитие туристического бизнеса в России, специфика развития

II.1 История развития

Российский туризм имеет  свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых  имеет свои особенности.

Но учитывая тему данной курсовой работы, было решено коснуться более поздних этапов развития туризма в России.Эти этапы охватывают период XIX и XX века, так как в нем появляются основные предпосылки развития современного туризма .

Этапы развития туризма в России - стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить 5 этапов:

Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.

Предпринимательский - начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура - рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента - элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.

Организационно-централизованный - начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий - эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно - за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.

Административно-нормативный (1969-1990 гг.) - характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.

Переходный (с 1990 г.) - в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:

а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;

б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних  туристских предприятий;

в) переход к использованию  природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;

г) переход от административного  регулирования функций туристского  хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной  основе.

Одновременно резко  обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались. Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:

1. распад предприятий  старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);

2. создание новых предприятий,  которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;

3. модификация старых  туристских предприятий путём  перестройки на разработку туристского  продукта, имеющего спрос у российского  потребителя.

Наиболее приоритетными  направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные направления  въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего  туризма:

- нестабильность внутренней  политики;

- несоответствие дорожно-транспортной  инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);

- несоответствие гостиничной  базы мировым стандартам, в частности,  классности гостиниц и уровню  сервиса в них;

Информация о работе Основные проблемы туристического бизнеса в России и пути их решения