Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 00:01, реферат
Целью работы явилось исследование антимонопольного законодательства в США, выявление его основных принципов и особенностей и возможность его применения в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
В первой главе - раскрыть процесс формирования антимонопольного законодательства в США, дать оценку основным положениям.
Во второй - вычленить основные принципы, на которых базируется современное антитрестовское законодательство в США
В третьей - выявить особенности современного антимонопольного законодательства в США и проанализировать возможности его применения в России.
Введение-----------------------------------------------------------------------------------------3
1. Антитрестовское законодательство--------------------------------------------------5
1.1.Антитрестовские законы-------------------------------------------------------8
1.2.Антитрестовское законодательство: результаты и влияния--------11
2.Формирование государственного антитрестовского законодательства в США до второй мировой войны--------------------------------------------------------12
2.1.Основные принципы современного антитрестовского законодательства в США-----------------------------------------------------------------17
3.Особенности современного антитрестовского законодательства в США и его применения в Казахстане----------------------------------------------------------22
Заключение------------------------------------------------------------------------------------26
Список использованной литературы--------------------------------------------------28
Содержание
Введение----------------------
1. Антитрестовское законодательство--------------
1.1.Антитрестовские законы----
1.2.Антитрестовское
2.Формирование
2.1.Основные принципы современного антитрестовского
законодательства в США---------------------------
3.Особенности современного
Заключение--------------------
Список использованной литературы--------------------
Введение
Известно, что многие важные американские
отрасли обладают значительной монопольной
властью и что одна из основных экономических
функций государства состоит в сохранении
конкуренции как ключевого механизма
контроля в экономике. Именно это противоречие
заставляет нас детально исследовать,
как государство решает проблему предпринимательских
монополий.
Здоровая рыночная экономика основывается на капитализме свободного предпринимательства. Однако при появлении монополии, на лицо неэффективное распределение ресурсов и взвинчивание цен. Одной из основных функций государства является сохранение конкуренции как ключевого экономического механизма, поэтому в целях преодоления монополии в ряде случаев требуется государственное вмешательство. В ходе экономической реформы у нас в стране дискутируется вопрос: нужно ли государственное управление экономикой при переходе к рынку. Но ни одна рыночная экономика не обходится без него. Этот вопрос состоит в том , какими методами осуществляется это регулирование, какие сферы оно затрагивает. В данных условиях чрезвычайно актуальной задачей становится тщательный анализ зарубежного опыта в данной области (США), анализ формирования, проработка особенностей, выявление возможностей его применения в России.
Так, как отечественная экономика характеризуется высоким уровнем монополизации, то степень актуальности представленной темы очевидна. Целью работы явилось исследование антимонопольного законодательства в США, выявление его основных принципов и особенностей и возможность его применения в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
В первой главе - раскрыть процесс формирования антимонопольного законодательства в США, дать оценку основным положениям.
Во второй - вычленить основные принципы, на которых базируется современное антитрестовское законодательство в США
В третьей - выявить особенности современного антимонопольного законодательства в США и проанализировать возможности его применения в России.
Предметом исследования явилось антитрестовское законодательство, как одна из сфер права, оказывающая значительное влияние на экономику. Объектом исследования выступают Соединенные Штаты Америки, как классическая страна с точки зрения законодательств о капиталистических монополиях. Существует ряд авторов, которые ранее занимались данным вопросом как в экономическом так и в юридическом аспектах. Это, например, Мозолин В.П., Селиванов В.П., Марголит Г., Газкова Е., Степанов М. и другие авторы.
Данная тема в силу своей актуальности не отличается новизной, так как с момента перехода к рынку в Казахстане появилась масса литературы посвященной этому вопросу. В целом, данная работа составлена на основе материалов периодической печати, справочной и монографической литературы.
Антитрестовское законодательство - законы и другие правительственные
акты, способствующие развитию конкуренции,
направленные на ограничение и запрещение
монополий, препятствующие созданию монопольных
структур и объединений, монополистических
действий. Для организации антимонопольной
деятельности создаются антимонопольные
(антитрестовские комитеты). Эффективно
развивающаяся рыночная экономика основывается,
прежде всего, на свободном предпринимательстве.
Рынок появляется везде и всюду, где люди
покупают или продают свои товары или
услуги.
В системе свободной рыночной экономики
продавцы и потребители обмениваются
товарами и услугами на многих конкурирующих
рынках, и обмен обеспечивает им возможность
честно и эффективно заниматься бизнесом.
Конкуренция побуждает производителей
улучшать качество товаров, постоянно
увеличивать разнообразие предлагаемых
товаров и услуг, а потребитель имеет возможность
выбрать из всего многообразия товаров
и услуг то, что удовлетворяет его требованиям.
В конечном результате растет благосостояние
потребителей, снижаются цены на традиционные
виды продукции и услуг, на рынке постоянно
появляются новые товары и новые производители.
Предоставляя потребителю право выбора,
конкуренция обеспечивает оздоровление
экономики, не позволяя работать неэффективным
предприятиям. Но любой предприниматель,
приобретая рыночную власть, стремится
установить контроль над ценами и условиями,
которые определяют деятельность предприятия
на рынке.
Чтобы сохранить свою рыночную власть и контроль за ситуацией на рынке, предприниматели могут совершать действия, ограничивающие конкуренцию, создавать искусственные барьеры для входа на рынок, заключать антиконкурентные соглашения, приобретать акции или активы своих конкурентов. На этом этапе на первый план выходит "арбитр" в лице государства. В данной ситуации одной из основных функций государства является сохранение конкуренции как основного экономического механизма, поэтому в целях предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в ряде случаев требуется государственное вмешательство. Ни одна рыночная экономика не обходится без государственного вмешательства. Однако вопрос состоит в том, какими методами осуществляется это регулирование, какие сферы оно затрагивает.
В США появившееся в конце XIX века антитрестовское законодательство было направлено против создания картелей, удержания цен и заключения разного рода соглашений. Основными органами власти в США, призванными осуществлять контроль за соблюдением антитрестовского законодательства, являются бюро федерального правительства - Антитрестовский отдел Министерства юстиции США, Федеральная торговая комиссия США.
Судопроизводство в области разрешения споров, возникающих при применении антитрестовского законодательства, осуществляет Верховный суд США. Некоторые штаты имеют свои антитрестовские управления и, соответственно, собственное законодательство. Стоит отметить, что хотя большинство принимаемых в штатах законов аналогично по содержанию основным федеральным антитрестовским правовым актам, тем не менее деятельность некоторых штатов по применению антитрестовских законов идет вразрез с практикой применения данного законодательства Министерством юстиции и Федеральной торговой комиссией. Например, в большинстве штатов приняты нормы законов, аналогичные статьям закона Шермана, и суды штатов основываются на федеральной антитрестовской судебной практике при толковании этих положений.
В чем же главное отличие между органами власти, осуществляющими контроль за соблюдением антитрестовского законодательства, которые, на первый взгляд, занимаются одними и теми же вопросами - предотвращением появления на рынке занимающей доминирующее положение компании и пресечением недобросовестной конкуренцией? Министерство юстиции имеет полномочия для осуществления контроля за исполнением законов Шермана и Клейтона, но не вправе обеспечивать применение Закона о Федеральной торговой комиссии. Антитрестовское управление возглавляет заместитель министра юстиции, которого назначает президент и утверждает в должности Сенат. Общая численность управления составляет около 500 человек. Министерство юстиции осуществляет деятельность по проведению в жизнь законов посредством возбуждения гражданских и уголовных исков.
Все судебные дела оно передает на рассмотрение федеральных судов. Только Министерство юстиции имеет полномочия, позволяющие осуществлять контроль за соблюдением положений об уголовной ответственности, содержащихся в федеральном антитрестовском законодательстве. Министерство юстиции может потребовать применения санкций по уголовному праву, когда существует прямое доказательство того, что компании вследствие своих действий ущемляют конкуренцию. В данном случае существует срок исковой давности. Министерству следует начать проведение уголовных антитрестовских мероприятий в течение пяти лет с момента совершения преступления, за исключением некоторых оговоренных в законе случаев (например, незаконный сговор).
Рассмотрение антитрестовских дел происходит совместно с Управлением экономики. ФТК осуществляет свое право применять законы, в основном посредством вынесения судебных решений в административном порядке. По отношению к компаниям-нарушителям норм антитрестовского законодательства комиссия может применять санкции в виде, например, штрафов. Также комиссия использует свое право для подачи гражданских исков в федеральные окружные суды. Для избежания дублирования в расследовании дел и судебном производстве Федеральная торговая комиссия и Министерство юстиции взаимодействуют между собой, уведомляя друг друга о начале расследования и распределяя при необходимости вопросы, которыми будет заниматься каждый орган.
Деятельность ФТК и Министерства юстиции заключается не только в проведении расследований и привлечении нарушителей к административной и уголовной ответственности, а также и в подготовке юридических заключений по той или иной экономической ситуации, вынесении приговоров и в распространении административных директив
1.1.Антитрестовские законы
Учитывая острые столкновения мнений
по поводу сравнительных достоинств предпринимательской монополии, неудивительно, что государственная
политика по отношению к предпринимательским
монополиям была далека от четкости и
последовательности. Хотя основной упор
в федеральном законодательстве и политике
делался на то, чтобы поддерживать и поощрять
конкуренцию, мы рассмотрим позднее определенную
политику и акты, которые способствовали
развитию монополии.
ЗАКОН ШЕРМАНА 1890 г.
Наивысшей точкой острого общественного возмущения трестами, подучившими развитие в 1870-е и 1880-е годы, стало принятие в 1890 г. антитрестовского закона Шермана. Этот краеугольный камень антитрестовского законодательства составлен на удивление кратко и, на первый взгляд, прямо касается существа дела. Суть закона воплощена в двух основных пунктах.
В параграфе 1:
Любое соглашение, объединение в форме треста или в иной форме или тайный сговор, имеющие целью ограничение производства или торговли между несколькими штатами или с иностранными государствами, настоящим объявляются незаконными...
В параграфе 2:
Любое лицо, которое будет или попытается монополизировать, или объединиться, или сговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли между несколькими штатами или с иностранными государствами, будет считаться виновным в совершении преступления...
Результатом принятия этого закона стало превращение монополии и "ограничений торговли" — например, тайных сговоров в области ценообразования или раздела рынков между конкурентами — в уголовные преступления против федерального правительства. По закону Шермана как министерство юстиции, так и стороны, пострадавшие от предпринимательских монополий, могли предъявить им иск. Фирмы, уличенные в нарушении закона, по решению суда могли быть ликвидированы; или могли издаваться судебные предписания, запрещающие те виды деятельности, которые признавались незаконными данным актом. Результатами успешного отстаивания исковых требований могли быть также штрафы и тюремное заключение. Далее, стороны, пострадавшие от незаконных объединений или тайных сговоров, могли предъявить иск о возмещении в троекратном размере причиненного им ущерба. Казалось, что закон Шермана обеспечивал прочное основание для уверенных действий правительства против предпринимательских монополий.
Однако первые же судебные истолкования закона Шермана выявили серьезные вопросы о его эффективности, и стало ясно, что нужна более точная формулировка антитрестовских настроений правительства. Действительно, деловое сообщество само стремилось к более четкой формулировке того, что является законным или незаконным.
ЗАКОН КЛЕЙТОНА 1914 г.
Необходимое уточнение закона Шермана приняло форму закона Клейтона 1914 г. Следующие параграфы закона Клейтона были призваны усилить и уточнить смысл закона Шермана:
Параграф 2 объявляет вне закона ценовую дискриминацию покупателей, когда такая дискриминация не оправдана разницей в издержках. Параграф 3 запрещает исключительные, или "принудительные", соглашения, в соответствии с которыми производитель продавал бы некий товар покупателю только при условии, что последний приобретает другие товары у того же самого продавца, а не у его конкурентов.
Параграф 7 запрещает приобретение акции конкурирующих корпораций, если это может привести к ослаблению конкуренции. Параграф 8 запрещает формирование взаимопереплетающихся директоратов когда руководитель одной фирмы является также членом правления конкурирующей фирмы — в крупных корпорациях, где результатом было бы уменьшение конкуренции.