Оценка уровня развития человеческого капитала Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ и способы оценки человеческого капитала в Республике Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-осветить сущность и роль человеческого капитала в современной экономике;
-охарактеризовать процесс формирования и накопления человеческого капитала;
-проанализировать особенности реализации человеческого капитала в Беларуси.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………...3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА, ЕГО
ВИДЫ………………...................................................................................................5
1.1 Сущность и содержание категории "человеческий капитал"………………...5
1.2 Классификация видов человеческого капитала……………………………….6
2 ФОРМИРОВАНИЕ И НАКОПЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА..14
2.1Человеческий капитал: источники, формы, детерминанты……………….....14
2.2Воздействие человеческого капитала на рыночную экономику, исследования в экономически развитых странах…………………………..…...15
3 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………… ………………….19
3.1 Оценка уровня развития человеческого капитала
Республики Беларусь……………………………………………………………….19
3.2 Уровень развития системы образования Республики Беларусь как необходимая составляющая в оценке человеческого капитала…………………21
3.3 Состояние и перспективы инновационной составляющей человеческого капитала Республики Беларусь……………………………………………………23
3.4 Уровень здравоохранения Республики Беларусь как необходимая составляющая повышения уровня развития человеческого капитала………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………

Вложенные файлы: 1 файл

Человеческий капитал + 2014.docx

— 310.09 Кб (Скачать файл)

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 33 страницы, 1 табл., 2 рис., 22 источника, 1 приложение

 

экономика знаний, человеческий капитал, образование, здравоохранение, семейная политика

 

Объект – человеческий капитал как экономическая категория.

Предмет курсовой работы – специфика развития человеческого капитала в условиях перехода Беларуси к социально ориентированной рыночной экономике.

Цель работы – анализ эволюции подходов и способов оценки человеческого капитала в Республике Беларусь.

При выполнении работы использованы методы: аналитический, графический, дедуктивный, индуктивный, синтетический, сравнительный, табличный.

В процессе работы проведены следующие исследования: рассмотрено понятие и виды человеческого капитала; проведен анализ механизма формирования и накопления человеческого капитала; описаны направления реализации человеческого фактора в Беларуси.

 Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический  материал правильно и объективно  отражает состояние исследуемого  процесса, а все заимствованные  из литературных и других источников  теоретические, методологические и  методические положения и концепции  сопровождаются  ссылками на их  авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………...3

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА,  ЕГО

ВИДЫ………………...................................................................................................5

1.1 Сущность и содержание категории "человеческий капитал"………………...5

1.2  Классификация видов человеческого капитала……………………………….6

2 ФОРМИРОВАНИЕ И НАКОПЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА..14

2.1Человеческий капитал: источники, формы, детерминанты……………….....14

2.2Воздействие человеческого капитала на рыночную     экономику,  исследования  в экономически развитых странах…………………………..…...15

3 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………  ………………….19

3.1 Оценка уровня развития человеческого капитала 

Республики Беларусь……………………………………………………………….19

3.2 Уровень развития системы образования Республики Беларусь как необходимая составляющая в оценке человеческого капитала…………………21

3.3 Состояние и перспективы инновационной составляющей человеческого капитала Республики Беларусь……………………………………………………23

3.4 Уровень здравоохранения Республики Беларусь как необходимая составляющая повышения уровня развития человеческого капитала………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ …………………………....31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Теория человеческого капитала (ЧК) накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».

Первооткрыватели человеческого капитала как целостной концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом. Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, к росту доходов, в т.ч. к росту заработков работника. Значит, происходит воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощью человеческих способностей, что и превращает их в особую форму капитала. В новой экономической парадигме в центр анализа социально-экономического развития ставится способность экономики к эффективным, качественным и структурным сдвигам, что напрямую зависит от человека.

Человеческие возможности в любых системах являются определяющими в достижении поставленных целей. Однако исследование человека как живого носителя знаний, творческих способностей и сил, при помощи которых он изменяет окружающую среду, не только было, но и является и будет актуально в мировой научной мысли.

Объект курсовой работы – человеческий капитал как экономическая категория.

Предмет курсовой работы – специфика развития человеческого капитала в условиях перехода Беларуси к социально ориентированной рыночной экономике

Целью данной курсовой работы является анализ и способы оценки человеческого капитала в Республике Беларусь.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

-осветить сущность и роль человеческого капитала в современной экономике;

-охарактеризовать процесс формирования и накопления человеческого капитала;

-проанализировать особенности реализации человеческого капитала в Беларуси.

Методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция .

Сегодня качество национального человеческого капитала не только лежит в основе социально-экономического развития государства, но и выступает в качестве важнейшего фактора национальной безопасности. Укрепление внутренней экономической безопасности способствует укреплению глобальной экономической безопасности, обеспечению суверенитета страны и самостоятельного пути ее развития [19].

Республика Беларусь обладает малыми запасами природных ресурсов,  поэтому основным потенциалом страны должны стать знания, интеллектуальное достояние. И это не просто ответ времени, вместе с тем это  ответ и сложившимся условиям. Недаром  экономику постиндустриальной стадии определяют как экономику, основанную на знаниях (knowledge economy).

Таким образом, знания, точнее их производство и потребление имеют собственную экономику, отличную от экономики материального производства или сферы обслуживания. Именно этот процесс производства и потребления знаний  можно определить как knowledge economy [5, с.5].

Инициатива производителя сегодня выражается как раз в умении не только управлять интеллектуальными ресурсами, но и в умении их ценить. Человек – не робот и не вычислительная машина, он имеет по сравнению с ними огромнейшее преимущество – живой ум, способный думать, анализировать и, что не менее важно, сомневаться. Оно и  очевидно, что в эпоху повсеместной компьютеризации достигается некоторое пресыщение всеобъемлющей  машинизацией, ведь компьютер – это не цель, а всего лишь средство технического ее достижения, которое экономит время, необходимое для самообразования.

В ходе выполнения данной курсовой были использованы труды  С. Фишера – это самый популярный учебник в мире, который содержит полный свод знаний по современной рыночной экономике.  

Таким образом, актуальность исследования человеческого потенциала и связанных с ними проблем не вызывает сомнений. 

 

            

 

 

1 Понятие И СУЩНОСТЬ человеческого капитала, его виды

 

1.1 Сущность и содержание категории "человеческий капитал"

 

 

Термин "человеческий капитал" (ЧК) впервые появился в работах Теодора Шульца (Theodore Schultz), экономиста, интересовавшегося трудным положением слаборазвитых стран. Шульц заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом». Шульц, получивший Нобелевскую премию в 1979 году, предложил следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом».

Само понятие  человеческого капитала было введено для объяснения того, почему  образование и опыт влияют на оплату труда, а также  для понимания того, что определяет уровень образования, получаемый людьми [1, с. 302]. 

Поскольку каждый человек так или иначе в своей жизни сталкивается с  такими понятиями, как необходимость получения образования, нехватка опыта при устройстве на работу, уровень оплаты труда, то каждый способен субъективно определить эти понятия и, как следствие, определить понятие человеческого капитала. Именно поэтому существует большое количество определений этого понятия.

Человеческий капитал определяется как мера воплощенной в человеке способности приносить доход, которая включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию [1, с. 303].

Кроме того человеческий капитал подразумевает накопленный запас здоровья, знаний, способностей, культуры, опыта, целесообразно используемых для производительной деятельности по созданию продукции и услуг, что увеличивает доходы человека, предприятия, общества [2, с. 21].

По существу, человеческий капитал – это все, что касается людей, их интеллекта, знаний и опыта, включает в себя и другие качества, такие, как лояльность, мотивация и умение работать в команде.

Зачастую встречается определение человеческого капитала как творческого потенциала, физического, морально-психологического и социального здоровья, духовных качеств, способности к мобильности человека [3, с. 33].

В целом человеческий капитал – основа интеллектуальных ресурсов  организации, включающая знания, умения, навыки персонала, соответствующие характеру ее деятельности

В одной из публикаций организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) человеческий капитал определяется как знания, умения, компетентность и другие атрибуты, воплощенные в личностях и соотнесенные с  экономической активностью [5, с. 108].

Понятия человеческий капитал и интеллектуальный капитал не тождественны, однако очевидно, что они пересекаются по своей сущности. Дело в том, что человеческий капитал – персонифицированное, относящееся к отдельной личности понятие [5, с. 109], в то время как интеллектуальный капитал – это совокупные знания, которыми обладает организация в лице своих сотрудников, их способности постоянно создавать и порождать еще большую стоимость [3, с. 33].

В итоге можно сказать, что, несмотря на широкий интервал определений понятия человеческого капитала, его сущность ясна: человеческий капитал – это совокупность реализованных и потенциальных  возможностей и способностей человека, используемых для получения дохода.

Однако стоит отметить, что в понятие человеческого капитала входят не только знания, умения и способности человека, но и те составляющие, которые определяют само достойное существование человека, получение им образования и квалификации.

 

 

1.2  Классификация  видов человеческого капитала

 

Классификация видов человеческого капитала возможна по разным основаниям и в разных целях, что и представлено в литературе по этой проблематике. Практически все исследователи признают реальность и решающую роль интеллектуального капитала. Действительно, интеллектуальные продукты могут фиксироваться на материальных носителях (книги, отчеты, дискеты, файлы баз данных), оформляться как интеллектуальная собственность и включаться в хозяйственные операции в виде вложений в капитал, продажи лицензий, купли-продажи, учета как нематериального актива. Исследования интеллектуального капитала наиболее продвинуты и доведены до методик его эффективного использования. Это позволяет использовать результаты научного анализа интеллектуального капитала для изучения других видов человеческого капитала.

Западные исследователи обычно выделяют виды человеческого капитала по видам инвестиций в человеческий капитал. Г. Шульц указывает, что способности человека «... развиваются посредством определенных видов деятельности, которые имеют атрибуты инвестиций».

М.М. Критский выделяет три основных вида человеческого капитала: «производственный (Т), потребительский (Р) и интеллектуальный (S) капитал». Воспроизводственный подход к классификации видов человеческого капитала важен для оценки величины и интенсивности использования человеческого капитала в конкретных отраслях деятельности.

Большинство учёных сходятся в подходе к выделению видов человеческого капитала, который основан на разграничении групп способностей, необходимых для активной жизнедеятельности человека. Назначение классификации состоит в обосновании целевых программ образования как основной формы формирования и накопления человеческого капитала [20].

Выделяют следующие виды человеческого капитала:

  1. капитал здоровья;
  2. трудовой капитал;
  3. интеллектуальный капитал;
  4. организационно-предпринимательский капитал;
  5. культурно-нравственный капитал;
  6. социальный капитал;
  7. бренд-капитал;
  8. структурный капитал;
  9. организационный капитал.

Информация о работе Оценка уровня развития человеческого капитала Республики Беларусь