Роль малого бизнеса в экономике России, перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность, что тесно связано с созданием мелких и средних предприятий.
Как известно, малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью.
Малый бизнес- процесс свободного экономического хозяйствования в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством) в рыночном пространстве с ограниченным количеством ресурсов (капитал, численность персонала и т.д.), который осуществляется в целях удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, получения прибыли, необходимой для развития предпринимательского дела, для выполнения финансовых обязательств государственными налоговыми органами и другими хозяйствующими субъектами.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Самарский государственный университет

Факультет экономики и управления

 

 

                                                             Кафедра менеджмента

Специальность «Менеджмент организации»

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

Экономическая теория

 

Тема: «Роль малого бизнеса в экономике России, перспективы его развития»

 

 

 

Выполнил студент

1 курса дневного отделения

Группы 14101.10

Маслов Сергей Сергеевич

_______________

 

 

 

Научный руководитель

К.э.н., доц. Заводчикова Т. Б.

______________________

 

Работа защищена

«__»___________2010

Оценка_________

Зав. кафедрой

Д.э.н., проф. Османкин Н.Н.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

 

1. Малый Бизнес в экономическом  развитии России……………………………….....5

 

 

    1. Роль и место малого предпринимательства в России…………………………….5

 

    1. Условия и факторы развития малого бизнеса в российской экономике…………9

 

    1. Преимущества и недостатки малого бизнеса в России…………………………..16

 

2. Основные направления развития малого бизнеса в России…………………………………………………………………………………...19

 

2.1 Оценка состояния малого бизнеса в экономическом развитии России и Самарской области……………………………………………………………………. 19

 

2.2 Перспективы дальнейшего развития малого бизнеса в России………………....33

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...36

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность, что тесно связано с созданием мелких и средних предприятий.

Как известно, малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью.

Малый бизнес- процесс свободного экономического хозяйствования в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством) в рыночном пространстве с ограниченным количеством ресурсов (капитал, численность персонала и т.д.), который осуществляется в целях удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, получения прибыли, необходимой для развития предпринимательского дела, для выполнения финансовых обязательств государственными налоговыми органами и другими хозяйствующими субъектами.

Кроме того, малый бизнес активно влияет на сокращение безработицы, противостоит влиянию экономического кризиса, формирует новый социальный класс мелких и средних собственников.

Государство, сознавая важную роль малого предпринимательства в рыночной экономике, разрабатывает и реализует ряд федеральных программ по его поддержке.

В России целью государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для его свободного развития, которые обеспечивают:

    1. Повышение социальной эффективности деятельности малых и средних предприятий, рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и формирования среднего класса-базы политической стабильности;
    2. Повышение темпов развития малого бизнеса, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства в целом, увеличение доли малого бизнеса в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта
    3. (производство товаров, оказание услуг, налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых и средних предприятий;

В основе разработки таких программ государство учитывает опыт ведущих стран мира, который, со всей очевидностью, доказывает необходимость в любой национальной экономике  высокоразвитого и эффективного сектора малого предпринимательства.

Состояние малого бизнеса в России нельзя считать удовлетворительным. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства количество малых предприятий, приходящихся на 100 тыс. чел. населения страны в 2008 году составило в среднем 199 фирм, что в 8-10 раз меньше чем в развитых странах (например, в США на 245 млн. жителей приходится 24 млн. малых предприятий); малые предприятия в России производят всего лишь 15% ВВП, что также в 3-5 раз ниже мирового уровня.

Таким образом, России необходимо осуществить масштабное развитие малого предпринимательского сектора экономики как одного из основных факторов дальнейшего экономического и социального развития страны.

Целью данной курсовой работы  является определить роль и место малого бизнеса в России в сравнении с ведущими мировыми державами; изучить условия и факторы развития малого бизнеса в  экономическом развитии России; дать оценку состояния малого предпринимательства в экономике России на базе отдельных ее регионов; выделить перспективные направления дальнейшего развития малого предпринимательства в современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Малый Бизнес в экономическом  развитии России

 

    1. Роль и место малого предпринимательства в России

 

Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности.

Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малое предпринимательство в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности. Иными словами в России присутствует низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.

Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок, капитал, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.

При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

Необходимо отметить, что развития мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малого предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточно. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий.

Значимость малого бизнеса в экономике России можно разделить на три роли:

    1. социальную роль
    2. политическую роль
    3. экономическую роль

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой, в том числе и России. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Сектор малого бизнеса способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране.

Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса в России строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.

В итоге можно сделать следующие выводы, определяющие роль российского малого предпринимательства.

Крупное производство только лишь начинает возрождаться после длительного экономического кризиса в России, поскольку «востребованность» малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса (с учетом уже упомянутого рационального соотношения между ними) пока не очень значительна. Это обусловлено недостаточно благоприятными, сложившимся вокруг него экономическим климатом, слабой государственной поддержкой и, конечно же, низким уровнем развития крупной промышленности.

 

1.2 Условия и факторы развития малого бизнеса в российской экономике.

 

Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.

Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на  положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.

Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике России, перспективы его развития