Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:36, курсовая работа
С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения. Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.
Введение .............................................................................................................
Глава I. Рынок и его основные элементы: условия возникновения, понятие, структура и функции
Понятие и сущность рынка…………………………………………….
Условия возникновения рынка………………………………………..
1.3. Структура рынка и его классификация……………………………….
1.4. Основные функции рынка……………………………………………..
1.5. Достоинства и недостатки рынка………………………………………..
Глава II. Рыночный механизм и его элементы
2.1. Рыночная инфраструктура и субъекты рынка…………………………
2.2. Конкуренция и монополизм……………………………………………...
2.3. Роль государства в рыночной экономике………………………………
2.4. Рыночный механизм решения экономических проблем и
его эффективность……………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории на тему:
«Рынок: условия возникновения,
современная структура и функции рынка»
Выполнил студент
гр. ЗФ-139-4-1Ш
Куйзинас А. С.
Научный руководитель:
Оценка
Челябинск, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ..............................
Глава I. Рынок и его основные элементы: условия возникновения, понятие, структура и функции
1.3. Структура рынка и его классификация……………………………….
1.4. Основные функции рынка……………………………………………..
1.5. Достоинства и недостатки рынка………………………………………..
Глава II. Рыночный механизм и его элементы
2.1. Рыночная инфраструктура и субъекты рынка…………………………
2.2. Конкуренция и монополизм………………
2.3. Роль государства
в рыночной экономике…………………………
2.4. Рыночный механизм решения экономических проблем и
его эффективность……………………………………………
Заключение …………………………………………………
Библиографический список …………………………………………………
Приложение …………………………………………………
Введение
Определенные общественные
условия – разделение труда, экономическое
обособление производителей – вызывают
необходимость производить
С микроэкономической точки
зрения из приведенных определений
рынка наиболее подходящим является
следующее: рынок - это механизм взаимодействия
покупателей и продавцов, другими
словами, соотношение спроса и предложения.
Необходимо подчеркнуть, что не существует
экономической системы без
Глава I. Рынок и его основные элементы: условия возникновения, понятие, структура и функции
Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок). Одна из главных проблем функционирования рынка – это проблема трансакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.
В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда это земля, дикорастущий лес. В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления. Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих. Для раскрытия сущности рынка необходимо выяснить его основные субъекты, между которыми возникают и развиваются рыночные отношения. В одних определениях в качестве субъектов называется совокупность покупателей, в других – производители и потребители, продавцы и покупатели, в-третьих – домашние хозяйства, предприниматели и правительство, в-четвертых – субъекты хозяйствования. Если следовать принципу историзма, субъектами рынка целесообразно называть, во-первых, домашние хозяйства, включая отдельных индивидуумов, во-вторых, различные типы фирм (предприятий) и организаций, прежде всего крупные корпорации, в третьих, государство, в том числе наднациональные органы. Как свидетельствует история, не существовало высокоэффективной нерыночной Экономики, хотя не каждая рыночная экономика является высокоэффективной
«Рыночное хозяйство» - это то же, что и «рынок», «рыночная экономика», «рыночная организация экономики». Это экономическая система, хозяйственная деятельность которой основана на конкуренции. Рынок формируется в ходе становления товарного производства и является неотъемлемым и важнейшим элементом. Таким образом, причины существования рынка кроются в товарном производстве. Рынок прежде всего выступает как обмен товаров, организованный по законам товарно-денежных отношений, и одновременно как важный элемент хозяйственного механизма.
Приведенные определения рынка, на первый взгляд разные, но, в конечном счете, сводятся к следующей схеме 1.
1 Схема роли рынка.
Рыночная экономика дает ответы на такие вопросы:
а) что и в каком объеме производить? б) как производить (технология, ресурсы)? в) каковы затраты производства? г) для кого предназначена продукция? д) каков жизненный цикл произведенного товара?
Cуществует множество определений рынка. Прежде всего, рынок – это система хозяйствования, способ производства. Страна с рыночными отношениями – это общество, где господствуют: экономический закон спроса; экономический закон предложения; действует закон стоимости; имеется возможность высокой оценки способностей предпринимателей. Рынок имеет структуру, инфраструктуру, механизм функционирования и обязательные условия функционирования, которые можно представить в виде схемы. В общем случае рынок состоит из нескольких крупных сегментов, составляющих его структуру, а именно: рынка потребительских товаров, рынка имущества, в том числе средств производства, рынка рабочей силы, а так же финансов и информационного рынков. Каждому сегменту соответствуют обслуживающие его экономические институты, все вместе составляющие инфраструктуру рынка. Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда. Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), по детальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую - стадийную (например, прядильная фабрика).
Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, и прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи весьма различных профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.
Существуют основные условия возникновения
рынка.
Первое условие - общественное разделение
труда и специализация. В любом многочисленном
сообществе людей никто из участников
хозяйства не может жить за счет полного
самообеспечения всеми производительными
ресурсами, всеми экономическими благами.
Отдельные группы людей занимаются самыми
разнообразными видами хозяйственной
деятельности, т.е. специализируются на
производстве тех или иных благ и услуг.
В промышленности различают три основные
формы специализации предметную (автомобильные,
тракторные заводы), подетальную (завод
шарикоподшипников), технологическую-
стадийную (прядильная фабрика). Определяющим
моментом специализации считается принцип
сравнительного преимущества. Суть принципа
заключается в возможности производить
продукцию при относительно меньшей альтернативной
стоимости в силу различий предпринимателей
в навыках, способностях, обеспеченности
ресурсом и др.
Второе условие - экономическая
обособленность производителей, полностью
независимых, автономных в принятии хозяйственных
решений (что производить, как производить,
кому продавать произведенную продукцию).
Эта обособленность исторически возникает
на базе частной собственности. В дальнейшем
она начала опираться и на коллективную
собственность, но обязательно ограниченную
каким-то локальным кругом интересов (кооперативы,
товарищества, акционерные общества, государственные
предприятия, смешанные предприятия, т.е.
с государственным участием, и т.д.).
Третье условие - разрешение проблемы
трансакционных издержек. Эти издержки,
связанные с функционированием рынка,
с поиском поставщиков или потребителей,
заключением контрактов с ними, контролем
соблюдения
контрактов, юридической защитой и т.д.
издержек - издержек в сфере обмена, связанных
с передачей прав собственности. Они включают
расходы, связанные с получением разрешения
(лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную
деятельность, с поиском информации, на
ведение переговоров, по изменению свойств
товаров, определенную дань рэкетирам
(если речь идет о России) и т.д. Если расходы
выше предполагаемого дохода, то рынок
таких товаров не будет создан.
Для эффективного функционирования рынка
необходимо и четвертое
условие - самостоятельность производителя,
свобода предпринимательства,
свободный обмен ресурсов. Внерыночное
регулирование хозяйства неизбежно в
любой системе, однако чем меньше скован
товаропроизводитель, тем больше простора
для развития рыночных отношений. Свободный
обмен позволяет сформироваться свободным
ценам, которые укажут производителям
ориентиры наиболее эффективных направлений
их деятельности.
Таким образом, рынок является сложным
механизмом, на котором совершаются сделки
между покупателями и продавцами экономических
благ. Расходы на совершение рыночных
сделок называются трансакционными издержками.
Это издержки на сбор и обработку информации
о состоянии рынка, на поиск покупателя
(продавца) и ведение с ним переговоров
и заключение контракта, а также на контроль
за его соблюдением. Нобелевский лауреат
Рональд Коуз в своей знаменитой статье
«Природа фирмы» выдвинул концепцию (ее
теперь разделяют большинство экономистов),
согласно которой наиболее эффективно
рыночные сделки осуществляются через
фирмы, а не между индивидуумами. Говоря
иначе, покупая товар в магазине, покупатель
экономит на трансакционных издержках.
По мнению Р. Коуза, «экономия на трансакционных
издержках по сравнению с индивидуумами
является одной из главных причин существования
фирм вообще».
Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок. Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги. В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия. Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Аксиомы рынка:
Информация о работе Рынок: условия возникновения, современная структура и функции рынка