Совершенствование конкуренции как института рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены. Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

Содержание

Введение.
1.Теоретические основы изучения конкуренции как составляющей рыночной экономической системы.
1.1. Сущность конкуренции как института в рыночной экономике.
1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция.
1.3. Роль государственных инвестиций в развитии конкуренции.
2. Особенности развития конкуренции в современной России
2.1.Анализ деятельности федеральной антимонопольной службы.
2.2. Сравнительный анализ конкуренции на различных рынках.
2.3. Методы конкуренции и экономические последствия их применения.
3.Рекомендации по совершенствованию конкуренции как института рыночной экономики.
3.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования в рыночной экономике.
3.2. Меры государственной поддержки конкурентоспособности и перспективы развития конкуренции.

Заключение.

Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение.

1.Теоретические  основы изучения конкуренции  как составляющей рыночной экономической  системы.

1.1. Сущность конкуренции как института в рыночной экономике.

1.2.  Совершенная и несовершенная конкуренция. 

1.3. Роль государственных  инвестиций в развитии конкуренции.

2. Особенности  развития конкуренции в современной  России 

2.1.Анализ деятельности  федеральной антимонопольной службы.

2.2. Сравнительный  анализ конкуренции на различных  рынках.

2.3. Методы конкуренции  и экономические последствия их применения.

3.Рекомендации  по совершенствованию конкуренции  как института рыночной экономики.

3.1. Зарубежный  опыт антимонопольного регулирования в рыночной экономике.

3.2. Меры государственной поддержки конкурентоспособности и перспективы развития конкуренции.

 

Заключение.

 

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  основы изучения конкуренции  как составляющей рыночной экономической  системы.

1.1. Сущность конкуренции как института в рыночной экономике

Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом. [8].

Толкование  понятия конкуренции в экономической  науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены. Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного  количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. 
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться). 
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.[14]

Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций.

В современной  рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции.

 

 






 

 

Рис.1. Функции конкуренции в рыночной экономике.

Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства— индивидуальными и общественными потребностями). В конечном счете речь здесь идет о создании реального «суверенитета потребителя» взамен все еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета производителя». Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести.

Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения (от англ. allocation — размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.

Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.

И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Не трудно понять, что вся совокупность перечисленных функций, взятая в их органическом единстве, обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.

Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во многом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики.

Со времен А. Смита исследованием проблем  конкуренции занимались очень многие зарубежные и отечественные ученые. Проблемы конкуренции отражены в работах зарубежных ученых Э. Гелхорна, Э. Дж. Доллана, Дж. Кейнса, К. Макконнелла, М. Портера, Д. Риккардо, Дж. Робинсона, П. Самуэльсона и др. В России исследованием конкурентной среды и ее оценкой занимаются Г.Л. Азоев, А.Ю. Юданов А.В. Барышева, В.Н. Богачева, М.А. Бокарева, А.Я. Лившиц и др.

В качестве средств  в конкурентной борьбе для улучшения  своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической  системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием».

Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь  зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

Именно по этому, интересно рассмотреть понятие конкуренции, ее отражение в экономической науке, проблемы, возникающие в связи с ней, а также охарактеризовать конкурентоспособность предприятий России. Все эти вопросы освещены в настоящей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Совершенная и несовершенная конкуренция 

Взаимодействие  между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов  и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.

По степени  развития конкуренции экономическая  теория выделяет четыре основные модели рынка.

Рис.2. Основные модели рынка конкуренции.

К совершенной (чистой) конкуренции относятся:

    • внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары;
    • межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности  контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения  в отрасль новых фирм можно  выделить рынки чистой конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки  несовершенной конкуренции.

Совершенная (чистая) конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.[19]

Основные  характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

    1. на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;
    2. тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;
    3. свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;
    4. наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

Позитивные явления конкуренции:

  1. снижение издержек;
  2. быстрое внедрение НТП;
  3. гибкое приспособление к спросу;
  4. высокое качество продукции;
  5. препятствие к завышении цен.

Негативные явления конкуренции:

  1. разорение многих субъектов рыночной экономики;
  2. анархия и кризис производства;
  3. чрезмерная эксплуатация ресурсов;
  4. экологические нарушения.

Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Монополистическая конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная. [6]

Основные  характеристики монополистической  конкуренции:

  1. относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
  2. эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
  3. сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Неценовая конкуренция  – главное оружие монополистической  конкуренции. Особое значение в ней  приобретает реклама.

Проникновение на рынок монополистической конкуренции  довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.

Монополистическая конкуренция свойственна реально  существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить  потребности, активизирует торговлю и  производство.

Олигополия  – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.

Олигополия  характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей –  продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.[21]

Характерная особенность  олигополистического рынка –  взаимосвязь фирм: любой из олигополистов  находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.[22]

Поскольку продукцию  производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются.

Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую  политику в отрасли. Другие подчиняются  ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для олигополии.

В условиях олигополии неценовые методы конкуренции –  от рекламы до экономического шпионажа – оказываются эффективнее, поэтому  используются чаще.

Информация о работе Совершенствование конкуренции как института рыночной экономики