Взаимосвязь тревожности ребенка и его статусного положения в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – изучение взаимосвязи уровня тревожности и его статусного положения в группе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности тревожности как личностной характеристики.
2. Проанализировать причины тревожности в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ……………………………….
1.1 Тревожность в системе типологических свойств человека……..
1.2 Причины тревожности в подростковом возрасте………………..
1.3 Особенности взаимоотношений со сверстниками в подростковом возрасте………………………………………………………
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ………………………………………………….
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического исследования………………………………………………………………….
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь тревожности ребенка и его статусного положения в группе.docx

— 130.26 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………

3

1. Теоретические  аспекты тревожности и статусного  положения школьников в группе……………………………….

 

6

1.1 Тревожность в системе  типологических свойств человека……..

6

1.2  Причины тревожности  в подростковом возрасте………………..

15

1.3 Особенности взаимоотношений  со сверстниками в подростковом  возрасте………………………………………………………

 

24

2. Эмпирическое  исследование взаимосвязи школьной  тревожности и статусного положения  подростков в группе………………………………………………….

 

 

32

2.1 Организация исследования. Подбор диагностического исследования………………………………………………………………….

 

32

2.2 Обработка и интерпретация  полученных результатов…………..

36

заключение……………………………………………………………….

42

СПИСОК использованных источников…………………………

44

Приложение……………………………………………………………….

47


 

Введение

 

 

Проблема личности, ее психологического и эмоционального развития является в настоящее время центральной в отечественной психологии. Это обусловлено стремлением  современного общества к формированию здоровой, активной личности, способной приносить пользу себе и обществу. Психологическое здоровье предполагает полноценное психическое развитие человека на всех этапах его жизни.  В этой связи, подростковый возраст является чрезвычайно важным и ответственным периодом, сопровождающийся  завершением физического развития организма, проявлением необходимости самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности, свое назначение в жизни, осуществить профессиональное самоопределение. Как показывают исследования, все это сопряжено с высоким уровнем  тревожности, которая обусловливает трудности и противоречия развития психической сферы старшеклассников, что требует необходимых  коррекционных воздействий, действенной психологической помощи.  

Следует отметить, что проблемой  преодоления тревожности занимались такие психологи, как Гримак Л.П., Бондаренко С.М., Выготский Л.С., Личко А.Е., Леви В., Линдерман Х., Прокофьев И.П., Селье Г., Спиридонов Н.И. и другие. Учеными обозначены снятия  отрицательных воздействий тревожности и устранения ее,  как относительно устойчивого личностного образования.

Психика каждого человека по-разному реагирует на погружение в новые сферы деятельности, в частности, адаптацию к учебной деятельности. Разумеется последняя, как и любое социальное взаимодействие, сопровождается и тревогой, и агрессией. Однако следует помнить, что взаимодействие в рамках социальных институтов не является спонтанным или в полной мере свободным. Особенности организации учебного процесса налагает серьезные поведенческие ограничения (особенно в том случае, если дисциплина находится в числе приоритетов для руководства учебного заведения). Сталкиваясь с лимитацией своего поведения и серьезными требованиями, соблюдение которых позволяет продолжать образование, молодые люди в юношеском возрасте испытываю определенный психологический дискомфорт, сопровождаемый, в том числе ростом тревожности и всплеском агрессивности. С учетом того, что существующая система правил (требования и дисциплина) способствуют росту тревожности, но направлены на подавление агрессивности интересным и актуальным становится изучение взаимного влияния данных показателей.

Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в любой возрастной период, но особую значимость оно приобретает в подростковом возрасте, когда происходит становление личности и родительский авторитет замещается авторитетом группы. Развитие личности, включенной в социальные группы, происходит в соответствии с характером, требованиями и целями общества. Опыт социального взаимодействия подросток приобретает в группе сверстников как своеобразной модели общества. Этот процесс может протекать с разной степенью успешности.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Изучением данных процессов занимались Л.И. Божович., В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.В. Дуровина, А.Н. Маркова, Д.Б. Эльконин и д.р.

Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. В учебной деятельности затруднения взаимодействия между учениками внутри класса исследовали психологи Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, В.А.Кан-Калик, Е.В.Цуканова, В.В.Рыжов, Л.А.Поварницина и др. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится межличностное взаимодействие.

Цель данного исследования – изучение взаимосвязи уровня тревожности и его статусного положения в группе.

Объект исследования – тревожность как личностная характеристика.

Предмет исследования – взаимосвязь тревожности и его статусного положении в группе.

Гипотеза исследования – между уровнем тревожности школьника и его статусным положением в группе существует взаимосвязь.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть особенности тревожности как личностной характеристики.
  2. Проанализировать причины тревожности в подростковом возрасте.
  3. Рассмотреть особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
  4. Выявить взаимосвязь уровня школьной тревожности и статусного положения в подростковом возрасте.

 

 

1. Теоретические аспекты тревожности  и статусного положения школьников  в группе

 

1.1 Тревожность в системе типологических  свойств человека

 

 

Проблема тревожности является одной из  сложных и наиболее изучаемых в психологической науке. В психологии первым проблему тревожности затронул З. Фрейд. Такие свойства взрослой личности как: тревожность, боязливость невротизм Фрейд относил за счет детских страхов темноты животных, смерти, потери близкого человека и т. д. Он полагал, что становясь взрослым, человек в критической ситуации испытывает состояние, сходные с теми, что испытывал в детстве. Ученик Фрейда А. Адлер природу тревожности видел в том, как формируется личность ребенка. По Адлеру, высоким уровнем тревожности обладали дети, родившиеся с физическими недостатками, дети, рожденные у родителей невротиков и дети, не получающие достаточной родительской любви. Таким образом в концепции Адлера важную роль в формировании такого свойства личности как тревожность играло социальное окружение.

П. Тиллих первым рассмотрел проблемы тревожности как отдельно стоящую в ряду связанных с ней состояний. Он дал психологическое определение тревожности и выделил критерии ее определения. По мнению П.Тиллиха, страх возникает у человека в следствии боязни обстоятельств, известных ему. Тревожность, чувство диффузное, его причины, за частую, человек не может определить. Такое состояние в течении долгого времени человек испытывать не может в противном случае это приводит к личностным расстройствам [4, с. 61].

Карен Хорни исследовала проблему невротической тревоги и основным ее вкладом в изучении проблемы тревожности явилась определение отличительных особенностей тревожности в номе и в патологии (невроз). Основной причиной повышенной тревожности у человека Хорни видела во взаимоотношениях с матерью в зависимости от того, как они складывались негативно или позитивно. В 70-е годы двадцатого века отмечался повышенный интерес к изучению проблемы тревожности в психологических кругах [4, с. 62]. В этот период были разработаны опросники определения уровня тревожности (Спилбергер и Тейлор) и окончательно сформировался взгляд на причины повышенной тревожности. М.Тейлор выдвинул предположения о том, что уровень тревожности (высокий или низкий) формируется у личности в процессе научения при наблюдении ею поведенческих реакций на те или иные стрессогенные факторы со стороны близкого социального окружения в раннем детстве.

Таким образом: в философии и психологии сложилась определенная система взглядов на проблему тревожности. Под тревожностью понимается: свойство личности ее индивидуальные реакции на стрессогенные факторы, сопровождаются повышенным чувством страха и неуверенности. Тревожность как боязнь индивида утратить свою самость под воздействием страха или стресса. Оригинальность подхода, предложенного Л.И. Божович, заключалась в том, что выделялись два вида тревожности - адекватная, отражающая объективное отсутствие условий для удовлетворения той или иной потребности, и неадекватная - при наличии таких условий [9, с.105]. Только в последнем случае можно говорить о тревожности как устойчивой функциональной структуре эмоциональной сферы, устойчивом личностном образовании. Эта линия исследований рассматривалась Л.И.Божович, как изучение «элементарных», приспособительных эмоций и соответствующих устойчивых функциональных структур и, по крайней мере, на том этапе работы, не связывалась с линией изучения высших чувств, поскольку, к последним ею относились лишь такие чувства, которые сами могли стать предметом потребности, что не могло касаться тревожности как отрицательного, тяжелого для человека переживания, от которого тот стремится избавиться [9, с.107].

Вопросы, которые ставили А.Адлер, З.Фрейд, К.Хорни, Л.И.Божович и др. и в настоящее время остаются актуальными, поэтому при изучении проблемы тревожности, особенно важно не только интегрировать уже имеющиеся достижения в этой области, но и заново критически и творчески осмыслить те направления исследований, которые были проведены.

В «Психологическом словаре» под тревожностью понимается «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [16, с.585].

Согласно концепции Ч.Д.Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. С точки зрения автора, существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических проявлений, которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), то есть между временными, преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением [14, с.13].

Спилбергер считает что, тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Понимание тревоги в теории Ч.Д.Спилбергера определяется следующими положениями [21, с.15]:

1. Ситуации, представляющие для человека  определенную угрозу или личностно  значимые, переживается как неприятное  эмоциональное состояние различной  интенсивности;

2. Интенсивность  переживания тревоги пропорциональна  степени угрозы или значимости  причины переживаний. От этих  факторов зависит длительность  переживания состояния тревоги;

3. Высокотревожные  индивиды воспринимают ситуации  или обстоятельства, которые потенциально  содержат возможность неудачи  или угрозы, более интенсивно;

4. Ситуация  тревоги сопровождается изменениями  в поведении или же мобилизует  защитные механизмы личности. Часто  повторяющиеся стрессовые ситуации  приводят к выработке типичных  механизмов защиты.

Деление тревожности на ситуативную (СТ) и личностную (ЛТ) прочно вошло в психологический обиход и стало весьма удобным не только в теории, но и в диагностической и экспериментальной практике.

Относительно соотношения двух названных форм тревожности, генетически первичной следует считать СТ, вторичной - ЛТ. Жизненный опыт человека, фиксирующий частоту и интенсивность испытываемых состояний тревоги, непосредственно влияет на формирование тревожности как черты личности; ЛТ же определяет особенности функционирования СТ при ее актуализации и, значит, выступает базовой в подобном случае.

Р.Мэй определял тревогу как «субъективное состояние личности, понимающей, что ее существование может быть разрушено, что она может превратиться в «ничто» [16, с.26]. Человек испытывает тревогу, когда осознает, что его существование или какие – то ценности, отождествляемые с ним, могут быть уничтожены. Позднее Мэй выдвинул другое определение тревоги – как ощущение угрозы, направленной на важные для человека ценности. Значит, тревога может происходить как из осознания возможности нашего небытия, так и из угрозы жизненно важным для человека ценностям и стать причиной застоя и упадка. Тревога может возникнуть при встрече с препятствиями. Свобода не может существовать без тревоги, становясь более свободным, человек неизбежно испытывает тревогу.

Информация о работе Взаимосвязь тревожности ребенка и его статусного положения в группе