Взаимосвязь тревожности ребенка и его статусного положения в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – изучение взаимосвязи уровня тревожности и его статусного положения в группе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности тревожности как личностной характеристики.
2. Проанализировать причины тревожности в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ……………………………….
1.1 Тревожность в системе типологических свойств человека……..
1.2 Причины тревожности в подростковом возрасте………………..
1.3 Особенности взаимоотношений со сверстниками в подростковом возрасте………………………………………………………
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ………………………………………………….
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического исследования………………………………………………………………….
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь тревожности ребенка и его статусного положения в группе.docx

— 130.26 Кб (Скачать файл)

Важным результатом исследований Кэттела и его коллег явилось выделение собственно феномена тревожности, в отличие от сходных явлений депрессии, склонности пессимистическому восприятию жизни, невротизма. Был также выделен  ряд типичных для состояния тревоги физиологических и биохимических показателей [17, с.34].

Я. Рейковский рассматривая влияние тревоги на уровень притязаний (его занижение или завышение), концептуирует тревогу и тревожность как проявление дефектов в структуре личности и, прежде всего, в нарушении механизмов саморегуляции, проявляющихся в переживании незащищенности, в снижении чувства безопасности [23, с.215].

В работах Ф.Б.Березина, оценивается роль тревоги в процессе психической адаптации человека. Тревога изменяет характер поведения, ведет к усилению поведенческой активности, побуждает к более интенсивным и целенаправленным усилиям и тем самым выполняет адаптивную функцию. Однако в случае, если интенсивность и длительность тревоги неадекватны ситуации, это препятствует формированию адаптивного поведения и ведет к нарушениям поведенческой интеграции, а иногда и к клинически выраженным нарушениям психики и поведения [8, с.89].

Березина, основываясь на экспериментальных исследованиях и клинических наблюдениях, развивает представление о существовании тревожного ряда [7, с.109]:

1.Ощущение  внутренней напряженности (включает  механизмы адаптации).

2.Гиперестезические  реакции (множество событий внешней  среды становятся значимыми для  субъекта, что способствует появлению  ощущения неопределенной угрозы).

3.Собственно  тревога характеризуется чувством  неясной опасности (признаком тревоги  является невозможность определить  характер угрозы и неосознаваемость  причин.

4.Страх. Неосознаваемость причин тревоги, делают невозможным организацию  деятельности по устранению или  предотвращению угрозы.

5.Ощущение  неотвратимости надвигающейся катастрофы, нарастание интенсивности тревоги  приводит субъекта к представлению  о невозможности избегания угрозы.

6.Тревожно-боязливое  возбуждение (дезорганизация поведения  достигает максимума, возможность  целенаправленной деятельности  исчезает).

Все эти феномены проявляются по-разному, в зависимости от стабильности психического состояния.

Таким образом, на современном этапе развития психологии, большинство авторов считают, что тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях.

В.М.Астапов говорит о необходимости функционального подхода к изучению тревоги, на основании которого можно определить это состояние как результат сложного процесса, включающего когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности. Этот процесс развертывается в ситуации, субъективно оцениваемой как потенциально опасная [5, с. 99]. Тревога ориентирована на поиск источника опасности и оценку средств для её преодоления.

Он рассматривает следующие психические функции тревоги [5, с.104]:

1. Функция  сигнала – имеет приспособительное  значение – сигнализирует о  неопределенной опасности и побуждает  к ее поиску.

2. Функция  поиска – человек пытается  найти источник угрозы, так как  соприкосновение с опасностью  разряжает беспокойство (нормальная  тревожность), при постоянном поиске  источника угрозы можно говорить  о патопсихологических нарушениях  личности.

3. Функция  оценки – анализ сложившейся  ситуации. Имеет сложный характер, включающий не только перцептивные  функции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, актуализации прошлого опыта и умений человека и т. д. Особенность этой функции заключается в том, что она включает защитные и приспособительные функции, помогающие организму адаптироваться.

На основании функционального подхода можно определить тревогу как результат сложного процесса, включающего когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности. Тревога ориентирована на поиск источника опасности и оценку средств для ее преодоления.

А.М.Прихожан выделяет такие разновидности тревожности, как [19, с.11]:

- устойчивая  тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая  и др.) — ее принято обозначать  как специфическую, частную, парциальную;

- общая, генерализованная тревожность, свободно  меняющая объекты в зависимости  от изменения их значимости  для человека. В этих случаях  частная тревожность является  лишь формой выражения общей.

Различают также нормальную и невротическую тревожность. Нормальная тревожность - это реакция человека на угрозу его ценностям, которые он считает для себя единственно важными и возможными для существования себя как личности. Нормальная тревожность адекватна реальной угрозе, она не таит в себе депрессию или меланхолию. Ранк  подчеркивал, что нормальная тревожность сопровождает переживания индивида на протяжении всей его жизни и если потенциально формирующие тревожность переживания преодолены успешно, то это ведет к большей независимости и к восстановлению новых уровней отношений с другими людьми.

Р.Мэй отмечал, что нормальная тревожность, как и любая тревожность, есть реакция индивида на угрозу ценностям, которые он считает единственно возможными для его существования как личности. Но нормальной тревожностью может быть призвана реакция, которая [21, с.65]:

-   адекватна реальной угрозе;

- не включает  подавление или  другие механизмы  разрешения внутреннего психического  конфликта, а в результате этого  — и внешнего;

- не требует  невротических защитных механизмов  для управления собою, но может  быть изменена конструктивно  на уровне произвольного осознания  или ослаблена при объективном  изменении ситуации.

А.М.Прихожан изучала формы тревожности в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками. Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому переживанию [20, с.154].

Проведенная работа подтвердила наличие двух основных категорий тревожности:

1) открытая  — сознательно переживаемая и  проявляемая в поведении и  деятельности в виде состояния  тревоги;

2) скрытая  — в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным  спокойствием, нечувствительностью  к реальному неблагополучию и  даже отрицанием его, либо косвенным  путем через специфические способы  поведения.

Внутри этих категорий были выявлены и подверглись специальному анализу различные формы тревожности. Выделены три формы открытой тревожности [25, с.159].

1.Острая, нерегулируемая - самостоятельно справиться  с ней индивид не может.

2.Регулируемая  и компенсируемая тревожность. Внутри  этой формы выделились две  субформы:

а) снижение уровня тревожности;

б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности.

3.Культивируемая  тревожность — в этом случае  тревожность осознается и переживается  как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого [25, с.156].

Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм — «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. Вторая форма скрытой тревожности — «уход от ситуации».

Исследования тревожности у детей и подростков, проводимые Прихожан, привели к предположению о том, что тревожность все же не является собственно личностным образованием. Она пока своего рода функция неблагоприятных особенностей общения. В тех случаях, когда удается изменить отношение родителей к ребенку (например, уговорить родителей снизить уровень требований, более выражено проявлять эмоциональную поддержку) тревожность исчезает.

А.М.Прихожан отмечает, что с подросткового возраста тревожность все более опосредуется самооценкой, приобретая черты собственно личностного образования [20, с.159]. Изменяется ее мотивирующая функция – вместо функции «сигнала» об опасности, она приобретает функцию защиты привычного отношения к себе, привычной самооценки. В дальнейшем при осознании и обобщении индивидом опыта своей жизни тревожность может как бы «окрасить» систему ценностей, повлиять на мировоззрение. Тревожность, возникнув первоначально на базе одной потребности (потребности в межличностной надежности), затем как бы «укореняется» в личности и начинает обслуживать одну из ее центральных потребностей - потребность в удовлетворяющей, привычной самооценке, которая приобретает ненасыщаемый характер. В этих условиях тревожность может становиться переживанием, имеющим для человека самостоятельную ценность, и может стать предметом потребности.

 

 

1.2  Причины тревожности в подростковом возрасте

 

Все исследователи психологии подросткового  возраста,  так  или  иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет  для  подростков общение со сверстниками. Отношение с товарищами  находится  в  центре  жизни подростка, во  многом  определяя  все  остальные  стороны  его  поведения  и деятельности.  В  основе   снижения   успеваемости,   изменения   поведения, возникновение аффективного напряжения лежит  нарушение  отношений  подростка со  сверстниками,  родителями,  учителями.  Причиной  нарушения   социальных связей  с  окружающими,   взрослыми   и   сверстниками   нередко   выступает тревожность   подростка   –   нейротизм.   Тревожность   –    индивидуальная психологическая особенность состоящая  в  повышенной  склонности  испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в  том  числе  и  таких, общественные характеристики которых к этому не располагают [19, с.89]. Тревожность подростка часто  нарушает  его  нормальную  жизнь,  нередко выступает причиной  нарушения  социальных  связей  с  окружающими.  Подобную тревожность испытывают часто школьники, которые хорошо учатся,  ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине.

Тревожные дети обычно не вызывают жалоб со стороны учителей и родителей и сами не обращаются к психологу. Как известно  подобная  тревожность  может порождаться либо реальным  неблагополучием  школьника  в  наиболее  значимых областях деятельности общения, либо существовать как бы  вопреки  объективно благополучному  положению,  являясь   следствием   определенных   личностных конфликтов.

Тревожность,    закрепившись,    становится    достаточно    устойчивым образованием. Подростки с повышенной тревожностью тем  самым  оказываются  в ситуации,  «заколдованного  психологического   круга»,   когда   тревожность ухудшает возможности подростка, результативность его деятельности, а  это  в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие.

Параллельно с общительностью, тесно переплетаясь с ней, противореча  ей и дополняя  ее  одновременно,  в  подростковом  возрасте  у  многих  развита повышенная  застенчивость.  Не  случайно,  что  в  социальном   исследовании обнаружился важный факт: именно в этом возрасте у  наибольшего  числа  людей наблюдается  внутренняя  тревожность  во  всех  сферах  общения   –   и   со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми.

Застенчивость,  в  свою  очередь,   является   самой   распространенной коммуникабельной   трудностью   подростка.   Психологические    исследования показали, что те, кто считает себя  застенчивыми,  действительно  отличается пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и  направлять свое   социальное  поведение, более тревожны и переживают больше коммуникативных трудностей.

Чтобы облегчить свои коммуникативные  трудности,  подростки  используют«стратегическое  взаимодействие». Понятие стратегического   взаимодействия введено в науку  известным американским социологом Эрвингом Гофманом  (1969)для  обозначения  ситуаций,  в  которых  партнеры  по  общению   улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о  себе  не  прямо,  а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений [17, с.225].

Во-первых, будучи постоянно озабочены собой, предполагая, что и  другие разделяют эту озабоченность, подростки обычно действуют в расчете  на  некую воображаемую аудиторию.

Во-вторых,  преувеличивая  свою  уникальность  и  озабоченность,  часто создают  себе  «личный  мир»,  вымышленную  биографию,  поддержание  которой требует постоянных усилий и вызывает напряжение и тревожность.

Достаточно противоречиво складывается сфера межличностных  отношений  у подростков со взрослыми. По данным В.Э.  Пахальяна,  большинство  подростков признает потребность в общении со взрослыми как актуальную для себя, из  них66  %  в  качестве  наиболее  желательных  партнеров  по  общению   называют родителей. Среди тем, на  основе  которых  могло  бы  строиться  общение  со взрослыми, называют такие, как учебные дела, взаимоотношения с  окружающими, вопросы  морали,  увлечения,  климат  в  семье  и  другие [25, с.28].   Возникающая   в подростковом возрасте проблема самоопределения не может  решаться  только  в общении со сверстниками,  общение  со  взрослыми  таким  образом  становится закономерным. Но далее  в  силу  вступает  поправка:  в  качестве  желаемого содержания общения указанные темы называются лишь при условии, если  общение со взрослым будет доверительным. Подростки сами  указывают,  что  сверстники понимают их  лучше  других.  Отсутствие  доверительности  в  общении,  столь необходимой в условиях, когда перед школьниками во весь рост встают  сложные задачи  личностного  и  социального  определения,  -  одна  из  причин  той тревожности,  которую  по  данным  некоторых  авторов   испытывают   старшие подростки в общении с родителями и теми взрослыми, от кого  они  в  какой-то мере зависят .

Информация о работе Взаимосвязь тревожности ребенка и его статусного положения в группе