Взаимосвязь тревожности ребенка и его статусного положения в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – изучение взаимосвязи уровня тревожности и его статусного положения в группе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности тревожности как личностной характеристики.
2. Проанализировать причины тревожности в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ……………………………….
1.1 Тревожность в системе типологических свойств человека……..
1.2 Причины тревожности в подростковом возрасте………………..
1.3 Особенности взаимоотношений со сверстниками в подростковом возрасте………………………………………………………
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ………………………………………………….
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического исследования………………………………………………………………….
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь тревожности ребенка и его статусного положения в группе.docx

— 130.26 Кб (Скачать файл)

В современном обществе социальное становление в школьном возрасте проходит в сложных социально-экономических условиях недостаточной социальной и нравственной эффективности школьного образования и воспитания, ограниченности позитивных сред жизнедеятельности, позволяющих школьнику чувствовать себя уверенно, самореализоваться в социальной и личностно значимой деятельности. Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет нервно-психические отклонения, что приводит к нарушениям эмоционально-личностных отношений и нередко толкает студентов к асоциальным формам поведения, являющимся проявлением неадекватной социализации в детстве, которая сформировала дефектную психосоциальную матрицу неэффективного взаимодействия с собой, с социумом.

Состояние тревожности – это состояние.которое дезорганизует личность школьника, влияет на все стороны его жизни. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями.

Тревожность как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.

Проведенное исследование показало, что уровень школьной тревожности и социометрический статус подростка не взаимосвязаны. Гипотеза, выдвигаемая в начале исследования, не подтвердилась.

 

 

СПИСОК использованных источников

 

 

 

  1. Андреева, И.Н. Личностная тревожность как проблема психического здоровья подростка (гендерный аспект) /И.Н. Андреева // Гуманизация учебного процесса: личностный мотив и творческое развитие: Тезисы  научной конференции, 29-30 марта 2001 г. – Бобруйск, 2001.
  2. Андреева, И.Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка /И.Н. Андреева // Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребёнка: Материалы Международной научно-практической конференции, 24-25 марта, 1999 г., г. Минск. – Мн., 1999.
  3. Аракелов, Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Н. Аракелов, Н. Шишкова / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.
  4. Бодалев, А. А.  Личность и общение / А.А.Бодалев – М: Прогресс, 2000 - 325 с
  5. Бронфенбреннер К. Измерение социометрического статуса, структуры и развития (перевод с нем.)/ К.Бронфенбреннер. - М.: Академический Проект, 1995. – 202с.
  6. Бэрон, Р. Социальная психология: ключевые идеи / Р.Бэрон. – СПб: Питер, 2003 - 507 с
  7. Зеньковский, В.В. Психология детства /В.В. Зеньковский. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
  8. Имедадзе, И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте /И.В. Имедадзе / Психологические исследования Тбилиси, Изд-во: Мецнисреба, 1960 – 240 с.
  9. Козлова, Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка  в процессе социализации /Е.В. Козлова / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 2007. – 268с.
  10. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах/ Я.Л.Коломинский. - Мн.: Тетра Системс, 2000. – 303с.
  11. Кочубей, Б. Лики и маски тревоги /Б. Кочубей, Е. Новикова / Воспитание школьника – 1990, № 6. – С. 11 – 18.
  12. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие /С.В, Крюкова, Н,П. Слободяник. – М.: Генезис. – 2005. – 430с.
  13. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей /Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. – 1998, № 2. – С.11 - 58
  14. Микляева, А.В, Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие /А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2004. – 356с.
  15. Мухина, В. С. Возрастная психология /В.С. Мухина. – М.:ВЛАДОС. 2007. – 367с.
  16. Непомнящая, Н.И.Становление личности ребенка 6-7 лет /Н.И. Непомнящая. – М.: Педагогика, 2002. – 362с.
  17. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987.
  18. Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности /Н.Б. Пасынкова // Психологический журнал, 2006. - № 1. – С.15 – 23.
  19. Петровский, А. В. Социальная психология коллектива/ А.В.Петровский, В.В.Шпалинский. М.: Просвещение, 1986. – 345с Петерс, В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах /В.А. Петерс, М.: Проспект, 2004. – 352с.
  20. Практическая   психодиагностика.   Методики   и   тесты.   Учебное пособие / под. ред. Райгородского, Самара, 1998.
  21. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности /А.М. Прихожан //  Психологическая наука и образование, 1998. - № 2. – С.51 – 60.
  22. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика /А.М. Прихожан. – М.:МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
  23. Роббер, М. А. Психология индивида и группы/ М.А.Роббер. - М.: Прогресс, 1988  -374с
  24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПб.: 2008. – 320с.
  25. Шибутани, Т Социальная психология / Т.Шибутани. – М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999 - 539 с

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 2.1 - Данные по тесту на определение тревожности Филипса

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

1

-

+

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

-

+

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

4

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

6

-

+

+

+

-

-

+

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

7

-

+

+

-

-

-

-

+

-

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

+

-

+

-

+

-

-

-

-

+

-

8

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

9

-

+

-

-

-

-

+

+

-

+

-

-

+

-

-

-

+

-

+

+

+

+

-

+

-

-

-

+

+

-

10

-

-

-

+

-

-

-

+

+

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

-

+

+

11

+

-

+

+

+

+

-

+

+

-

+

+

-

+

+

+

-

+

-

-

-

+

+

-

+

+

+

-

+

+

12

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

13

-

+

-

-

-

-

+

-

-

+

-

-

+

-

-

-

+

-

+

+

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

14

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

15

+

-

-

-

+

+

-

-

-

-

+

+

-

+

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

+

+

-

-

-

16

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

17

-

-

+

+

+

-

-

+

+

-

-

+

-

+

+

+

-

-

-

-

-

+

+

-

-

+

-

-

+

+

18

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

19

-

+

-

-

-

-

+

-

-

+

-

-

+

-

-

-

+

-

+

+

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

20

+

-

+

+

+

+

-

+

+

-

+

-

-

+

+

+

-

+

-

-

-

+

+

-

+

+

+

-

+

+

21

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

22

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

23

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

24

+

-

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

+

-

+

-

-

-

-

+

-

+

-

+

-

-

+

25

-

+

+

-

+

-

+

+

-

+

-

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

-

26

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

27

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

28

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

29

+

+

-

-

-

+

+

-

-

+

+

-

+

-

-

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

30

+

-

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

+

-

+

-

-

-

-

+

-

+

-

+

-

-

+

31

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

32

-

+

+

-

+

-

+

+

-

+

-

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

-

33

-

-

+

+

+

-

-

+

+

-

-

+

-

+

+

+

-

-

-

-

-

+

+

-

-

+

-

-

+

+

34

+

+

-

-

-

+

+

-

-

+

+

-

+

-

-

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

35

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

36

+

-

+

+

-

+

-

+

+

-

+

-

-

-

+

+

-

+

-

-

-

+

+

-

+

-

+

-

+

+

37

-

+

+

-

+

-

+

+

-

+

-

-

+

+

-

-

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

-

38

+

-

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

+

-

+

-

-

-

-

+

-

+

-

+

-

-

+

39

+

+

+

-

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

+

+

+

+

-

+

-

40

+

+

-

-

-

+

+

-

-

+

+

-

+

-

-

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

41

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

42

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

43

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

44

-

+

-

-

-

-

+

-

-

+

-

-

+

-

-

-

+

-

+

+

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

45

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

46

-

+

-

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

47

-

+

+

-

+

-

+

+

-

+

-

-

+

+

-

-

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

-

48

-

-

-

+

+

-

-

+

+

-

-

+

-

+

+

+

-

-

-

-

-

+

+

-

-

+

-

-

+

+

49

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

50

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

51

-

+

+

-

+

-

+

+

-

+

-

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

-

52

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

-

+

+

+

-

+

-

+

-

+

-

-

-

-

+

-

+

53

-

+

-

+

-

-

+

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

54

-

+

-

-

-

-

+

+

-

+

-

-

+

-

-

-

+

-

+

+

+

+

-

+

-

-

-

+

+

-

55

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

-

56

-

+

-

-

+

-

+

+

-

+

-

-

+

+

-

-

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

-

57

-

+

-

+

-

-

+

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

58

-

+

-

+

-

-

+

+

+

-

-

-

+

-

+

+

+

-

+

-

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

Всего %

79

37

50

62

55

79

53

50

67

43

79

50

37

55

62

67

37

79

53

43

79

53

50

67

43

55

79

53

50

67


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Таблица 2.2 - Результаты диагностики уровня тревожности

Факторы

№ испытуемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Общая тревожность

17

9

17

15

15

17

9

9

14

10

17

15

9

15

15

14

9

17

9

10

9

9

14

10

17

15

17

9

9

14

%

77

41

77

68

68

77

41

41

64

45

77

68

41

68

68

64

41

77

41

45

41

41

64

45

77

68

77

41

41

64

Переживание социального стресса

5

5

4

4

3

8

5

3

2

5

8

1

5

3

4

2

5

5

5

5

5

3

2

5

8

3

8

5

3

2

%

45

45

36

36

27

73

45

27

18

45

73

9

45

27

36

18

45

45

45

45

45

27

18

45

73

27

73

45

27

18

Фрустрация потребности в достижение успеха

11

4

8

9

9

11

6

8

9

4

11

9

4

9

9

9

4

11

6

4

6

8

9

4

11

9

11

6

8

9

%

85

31

62

69

69

85

46

62

69

31

85

69

31

69

69

69

31

85

46

31

46

62

69

31

85

69

85

46

62

69

Страх самовыражения

4

2

4

5

4

4

2

4

5

2

4

5

2

4

5

5

2

4

2

2

2

4

5

2

4

4

4

2

4

5

%

66

33

66

83

66

66

33

66

83

33

66

83

33

66

83

83

33

66

33

33

33

66

83

33

66

66

66

33

66

83

Страх ситуации проверки знаний

3

4

4

5

5

3

5

4

5

4

3

5

4

5

5

5

4

3

5

4

5

4

5

4

3

5

3

5

4

5

%

50

67

67

83

83

50

83

67

83

67

50

83

67

83

83

83

67

50

83

67

83

67

83

67

50

83

50

83

67

83

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

4

3

4

4

4

4

4

4

4

3

4

4

3

4

4

4

3

4

4

3

4

4

4

3

4

4

4

4

4

4

%

80

60

80

80

80

80

80

80

80

60

80

80

60

80

80

80

60

80

80

60

80

80

80

60

80

80

80

80

80

80

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

3

3

4

5

4

3

3

3

5

3

3

4

3

4

5

5

3

3

3

3

3

3

5

3

3

4

3

3

3

5

%

60

60

67

100

67

60

60

60

100

60

60

67

60

67

100

100

60

60

60

60

60

60

100

60

60

67

60

60

60

100

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

6

2

2

4

3

6

2

2

4

2

6

4

2

3

4

4

2

6

2

2

2

2

4

2

6

3

6

2

2

4

%

75

25

25

50

38

75

25

25

50

25

75

50

25

38

50

50

25

75

25

25

25

25

50

25

75

38

75

25

25

50


 

 

Приложение 3

 

Таблица 2.3 - Выборы испытуемых

 

№ п/п

Кто выбирал

Кого выбирал

1

Андрейчук C.Д.

Бабич С.И.

Пукович М.А.

Шепелевич М.М

2

Бабич С.И.

Горох А.С.

Ильковец И.Я.

Овчаренко Н.А.

3

Байко Н.И.

Бабич С.И.

Гусаковский В.В

Пискун А.Г.

4

Бузынский Д.М.

Горегляд А.К.

Кисель В.Д.

Пешко Р.Т.

5

Гордейчик Ф.А.

Горох А.С

Гусаковский В.В.

Ильковец И.Я.

6

Горегляд А.К.

Дерман И.Л.

Заяц А.Д.

Мисковец А.И.

7

Горох А.С.

Бабич С.И.

Гордейчик Ф.А

Пискун А.Г.

8

Гусаковский В.В.

Бабич С.И.

Ильковец И.Я.

Пискун А.Г.

9

Дорошенко А.С.

Ильковец И.Я.

Личевский С.Д.

Наумчик А.А.

10

Дерман И.Л.

Наумчик А.А.

Овчаренко Н.А.

Пукович М.А.

11

Заяц А.Д.

Наумчик А.А.

Рабец К.С.

Шепелевич М.М.

12

Ильковец И.Я.

Бабич С.И.

Пискун А.Г.

Янковец А.Ф.

13

Кисель В.Д.

Горох А.С.

Овчаренко Н.А.

Яромчик В.С.

14

Козак И.Л.

Байко Н.И.

Личевский С.Д.

Янковец А.Ф.

15

Кочев Д.Л.

Бабич С.И

Ильковец И.Я.

Козак И.Л.

16

Личевский С.Д.

Бабич С.И

Ильковец И.Я.

Козак И.Л.

17

Мисковец А.И.

Овчаренко Н.А.

Рабец К.С.

Яромчик В.С.

18

Наумчик А.А.

Бабич С.И.

Ильковец И.Я

Рабец К.С.

19

Овчаренко Н.А.

Бабич С.И.

Рабец К.С.

Яромчик В.С.

20

Пешко Р.Т.

Байко Н.И.

Сац  Н.Н.

Шепелевич М.М.

21

Пискун А.Г.

Бабич С.И.

Ильковец И.Я.

Овчаренко Н.А.

22

Пукович М.А.

Дорошенко А.С.

Шепелевич М.М.

Яблонский С.С

23

Рабец К.С.

Бабич С.И.

Овчаренко Н.А.

Яромчик В.С.

24

Сац  Н.Н.

Гордейчик Ф.А.

Пешко Р.Т.

Шепелевич М.М.

25

Снежко Т.С.

Бузынский Д.М.

Кочев Д.Л.

Пешко Р.Т.

26

Шепелевич М.М.

Пешко Р.Т.

Сац  Н.Н.

Яромчик В.С.

27

Яромчик В.С.

Наумчик А.А.

Овчаренко Н.А.

Рабец К.С.

28

Яблонский С.С

Андрейчук C.Д.

Сац  Н.Н.

Рабец К.С.

29

Янковец А.Ф.

Бабич С.И.

Байко Н.И.

Горох А.С.

30

Якимец Т.Н,

Пешко Р.Т.

Яромчик В.С.

Наумчик А.А.


 

 

Приложение 4

 

Таблица 2.4 - Социоматрица коллектива

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

1

                                                           

2

                                                           

3

                                                           

4

                                                           

5

                                                           

6

                                                           

7

                                                           

8

                                                           

9

                                                           

10

                                                           

11

                                                           

12

                                                           

13

                                                           

14

                                                           

15

                                                           

16

                                                           

17

                                                           

18

                                                           

19

                                                           

20

                                                           

21

                                                           

22

                                                           

23

                                                           

24

                                                           

25

                                                           

26

                                                           

27

                                                           

28

                                                           

29

                                                           

Число полученных выборов

1

11

2

1

2

1

4

2

1

1

1

8

1

2

1

2

1

4

8

4

4

2

6

3

0

5

5

1

2

2

Статус

3

1

3

3

3

3

2

3

3

3

3

1

3

3

3

3

3

2

1

2

2

3

1

2

4

1

1

3

3

3

Число взаимных выборов

0

3

0

0

1

0

2

0

0

0

0

2

0

1

0

1

0

0

3

2

1

0

2

2

0

2

2

0

0

0

Информация о работе Взаимосвязь тревожности ребенка и его статусного положения в группе