Взаимосвязь тревожности ребенка и его статусного положения в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – изучение взаимосвязи уровня тревожности и его статусного положения в группе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности тревожности как личностной характеристики.
2. Проанализировать причины тревожности в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ……………………………….
1.1 Тревожность в системе типологических свойств человека……..
1.2 Причины тревожности в подростковом возрасте………………..
1.3 Особенности взаимоотношений со сверстниками в подростковом возрасте………………………………………………………
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ………………………………………………….
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического исследования………………………………………………………………….
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь тревожности ребенка и его статусного положения в группе.docx

— 130.26 Кб (Скачать файл)

Одной  из  главных  психологических  трудностей   подростков   является склонность объяснять свои неудачи в общении  не  конкретными  ситуациями,  а своими  якобы   непременными   личностными   качествами.   Такая   установка парализует попытки  установления  новых  человеческих  контактов,  с  учетом прошлых ошибок. Если в других сферах жизни, например, в  учебе,  они  трезво оценивают причины своих успехов и переживаний, и, учась  на  своих  ошибках, могут достигнуть высоких результатов, то в  сфере  общения,  где  они  особо уязвимы. Негативная установка превращается в самореализующийся  прогноз.  «У меня все равно ничего не получится».

Ведущий мотив жизни и  деятельности  для  подростка  –  самоуважение  в коллективе. Быть  признанным  в  коллективе,  занимать  определенное  место, играть определенную роль – сверх ценная  идея  этой  категории  школьников.

Если она реализуется, подросток живет в мире и  согласии  с  теми,  кто  его окружает. Расхождение в оценках, данных человеком самому себе  и  полученных им от других, является важным источником тревожности.

Эмоциональная сфера подростков характеризуется повышенной возбудимостью и  реактивностью  резкой  сменой  настроения,  что  связано  с  перестройкой гормональных и  физиологических  процессов  присущий  пубертатному  периоду[15, с.202].

Наиболее  выраженная  эмоциональная  неустойчивость   и   смена   настроения отличается в  возрасте  12-14  лет  и  обусловлена  не  только  гормонально-физиологическими изменениями, но и  условиями  воспитания,  которые  нередко оказываются даже  наиболее  значимыми  в  становлении  типов  эмоционального реагирования.  Младшие  подростки  обнаруживают  наибольшую  тревожность   в общении  с  посторонними  взрослыми  людьми,  наименьшую  со сверстниками. Подростки в среднем возрасте наиболее тревожны в отношениях со  сверстниками и родителями, а наименее – с посторонними взрослыми и  учителями.  Подростки– старшеклассники обнаруживают самую высокую  тревожность  на  всех  уровнях общения, при чем наиболее выраженную  при  контактах  с  родителями  и  теми взрослыми, от которых в какой-то степени они зависят [2, с.306].

По-видимому, в силу этих особенностей именно в 14  –  17  лет  наиболее остро начинают проявляться  некоторые  особенности  характера,  которые,  не будучи сам по себе  патологическими,  при  эмоционально  значимых  ситуациях определяют уровень реагирования  и  форму  поведения  подростков.  Например, такое типологическое свойство, как  повышенная  активность  и  возбудимость, нередко делают подростка неразборчивыми в выборе знакомых, побуждают  его  ввязываться в рискованные авантюры и  сомнительные  предприятия.  Повышенная робость и стеснительность в определенные моменты превращается в  замкнутость и отгороженность, которой нередко  сопутствуют  чувство  неполноценности. А это в свою очередь способствует возрастанию тревожности. Особенности эмоциональной сферы  подростка  не  всегда  заметны  для окружающих. Внешние проявления  эмоционального  реагирования   обусловлены многими  факторами:  типов  высшей  нервной   деятельности,   темпераментом, особенностями формирующегося характера и условиями воспитания.  В последнем огромное значение имеет  эмоциональный  контакт  межличностных  отношений  в семье  и  сложившейся  компанией  друзей  как  в  школе,  так  и  по   месту жительства.

Наиболее  характерными  для  раннего  подросткового  периода   являются реакции  протеста  или  оппозиции,  имитации  или  компенсации,   что   тоже сопровождается  подростковой  агрессивностью.   Эти   реакции   периодически возникают в кругу  семьи  или  школьном  микроклимате  (классе)  в  связи  с неблагоприятно сложившейся ситуацией,  имеют  четкую  направленность  против тех лиц, которые, по его мнению, повинны в  ее  возникновении.  Эта  реакция может быть вызвана чрезвычайными требованиями  к  ребенку,  непосильный  для него учебный или другой нагрузкой. Причинами  ее  возникновения  может  быть конфликт между родителями, несправедливое по его мнению, наказания  и  т.д., самоизоляция в коллективе школьников. Часто такие подростки замкнуты,  ни  с кем не дружат, часто вступают в конфликты с товарищами и  взрослыми.  Многие ребята, утратив в школе личные контакты и связи, ищут  их  на  стороне  –  в дворовых и уличных компаниях.  Этих  ребят  не  от  хорошей  жизни  тянет  в уличную среду, в ней они ищут возможность  удовлетворить,  неудовлетворенную в  школе  потребность  в  эмоциональном   контакте   в   дружеских   связях, потребность в общении [26, с.101]. Дело в том, что такие группы обладают защитной  функцией,  окружают  их неким психологическим барьером  от  проникновения  травмирующих  влияний  со стороны, будь то отрицательная оценка товарищей или мнение учителей.  Трудно живется подростку у психологически незрячего учителя. И тому,  чье  развитие отстает и тому, чье  обгоняет  окружающих,  кого  не  удовлетворяют  слишком плоское, равнинное видение мира, кто представляет его объемным  многомерным, противоречивым. Нелегко приходится таким подросткам в окружении  сверстников даже  из-за  чисто  внешнего  расхождения  во  вкусах,  в  манере  держаться выражать свои мысли. Психологи А.Н.  Божович,  В.В.  Столин,  И.С.  Кон говорят о том, что важную роль в общении подростка  играет  самооценка.  Она вызывается  необходимостью  в  объективном  знании  себя  и  своих   качеств трудовой деятельности и общения.  И.М.Жутикова  считает,  что  именно такие подростки с неразвитым самопознанием, низкой  самооценкой,  у  которых нуль самопознания особенно  тяжело  переносят  вдруг  вошедшую  в  их  жизнь значительную психологическую трудность.

К началу подросткового возраста человек знакомится с  собой  заново.  И вот тут не надо его одергивать, осуждать интерес подростков  к  себе.  А  со всей серьезностью тактично помочь познакомится с  собой  поближе.  Грубейшей ошибкой будет свести все это к перечню недостатков.

Подросткам очень помогает, когда им рассказывают о  них  что   с  ними происходит, почему они нередко испытывают непонятное  для  них  раздражение, досаду и т. д. Им очень нужны благожелательные,  но  не  навязчивые  советы. Сами они не догадываются обращаться по таким поводам.    Если у подростка общение с окружающими сложились не совсем удачно  (нет друзей,  конфликтные  отношения  со  сверстниками  или  взрослыми),  то  это отражается на  познании  самого  себя.  Оно  либо  задерживается,  либо  его результат  бывает  несоответствующим  действительности.  И   то   и   другое отрицательно  сказывается  на  становлении  личности.  Анализ  содержания  и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о  том, что для  многих  младших  и  особенно,  для  старших  подростков  характерны переживания, так или иначе связанные с их отношением к  себе  к  собственной личности [19, с.105]. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания  подростком себя,   оказываются   отрицательными.   Количество    таких    отрицательных переживаний, связанных с нахождением у себя всех  недостатков  и  негативных качеств, с возрастом все время  растет.  Самооценка  подростка  складывается под влиянием тех моральных ценностей и требований, которые приняты  в  кругу сверстников. В тех случаях, когда у подростка круг общения  меняется,  может измениться и его самооценка.

Психология  общения  в  подростковом   возрасте  строится   на   основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления, приватизации  и аффиляции,  т.е.  потребности  в  принадлежности,  включенности  в  какую-то группу, общность.  Обособление чаще всего проявляется в  эмансипации от контроля  старших.  Однако действуют в   отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не  только  в  социальной,  но  и  пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности  своего  личного  пространства(иметь отдельную комнату). В переходном возрасте  меняются  представления  о содержании  таких  понятий  как   «одиночество»,  «уединение».  Дети  обычно трактуют  их как некое физическое состояние (нет никого  вокруг),  подростки уже наполняют эти слова психологическим смыслом,  приписывая  им  не  только отрицательную, но и положительную ценность.

С.Л.Рубинштейн подтверждает эту мысль так: «Ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляет подростка снова видеть  себя относительно маленьким, несамостоятельным. Однако в отличии от  ребенка,  о нуже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть» [22, с.306].

В тоже время в обществе сверстников идет  и  внешняя  реализация  себя: быть  таким  как  все,  соответствовать   стандартам моды, поведению в подростковой среде. Но чем старше становится, тем неотвязнее  это  сомнение. Общение в  процессе  организации  жизнедеятельности  и  само содержание  неисчерпывают в социальном утверждении потребности, в реализации себя.  Потому что здесь всегда имеется регламентация. Кроме того, не всякая жизнедеятельность  и  не  во  всяком коллективе, предоставляет каждому подростку утвердить свою индивидуальность. И поэтому так необходимо  ребятам реализовать себя в общении с приятелями – свободном, равноправном. Таким образом, неудовлетворенность  в  общении  вызывает  у  подростков глубокие переживания, которые в свою  очередь  могут  порождать  тревожность как относительно устойчивое личностное образование в общении.

Тревожные дети растут в семьях, в которых, по крайней мере, один из взрослых испытывает эмоциональное неблагополучие. Для семей с тревожными детьми характерны непредсказуемость поведения родителей, создающая ощущение нестабильности - с одной стороны; и их авторитарная, доминантная позиция - с другой стороны.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод. Тревожность, имея физиологическую основу, складывается в результате действия социальных и личностных факторов. В дошкольном и младшем школьном возрасте одной из причин является нарушение детско-родительских отношений, так как именно в этом возрасте закладываются базовые подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых [25, с.15]. Ведущая роль в развитии личности ребенка принадлежит семье, стилю родительского воспитания. Каждый стиль семейного воспитания приводит к формированию определенного типа личности. Так формированию гармоничного социально-психологического типа личности способствует гармоничный, авторитетный стиль воспитания; при котором дети обладают устойчивым чувством «Я», уверенностью в себе, адекватной самооценкой, контактны и общительны, реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании и любви со стороны близких и значимых для них людей.

Гиперсоциализирующий, отвергающий стили воспитания приводят к формированию тревожного типа личности [16, с.77]. Гиперсоциализирующий стиль воспитания характеризуется повышенной принципиальностью в отношении с детьми, когда принцип подменяет чувство. Родители чрезмерно требовательны, нетерпимы к слабостям и недостаткам ребенка, не прощают оплошностей, выдвигают непомерно большое количество замечаний и порицаний.

Отвержение, неприятие родителей означает несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы детей, их потребности, настроение, аффекты. Родители испытывают чувства внутренней неудовлетворенности, недовольства и раздражения в отношениях с детьми; недоверие к формирующемуся жизненному опыту детей, граничащим с пренебрежением и игнорированием их возрастных возможностей и потребностей.

Гиперсоциализация и отвержение приводят к формированию тревожного типа личности. Дети этого типа насторожены, нерешительны, неуверенны в себе, часто замкнуты, редко открыто проявляют свои эмоции.

К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологическому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным  избирательным  доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в социальной адаптации [17, с.78].

Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание – к пассивно защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью; сверхопека, предохранение – к инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями.

Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители порой строят свои отношения с ребёнком не осознавая, что они просто копируют модель воспитания их собственных родителей. Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка [31, с.58].

  Таким  образом, исследуемый материал позволил  нам определиться, что одним из  факторов, влияющих на особенности  формирования личности ребенка, являются особенности родительского  отношения к ребёнку: строгого, жестокого  отношения, стили воспитания, позиция  родителей по отношению к ребёнку, отсутствие эмоционального контакта  с ребёнком и т.д..

 

 

1.3 Особенности взаимоотношений со сверстниками в подростковом возрасте

 

Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам [13, с.85].

Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый. Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, - переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитяти на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий [17, с.102].

Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние [14, с.105].

Информация о работе Взаимосвязь тревожности ребенка и его статусного положения в группе