Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:39, дипломная работа

Краткое описание

В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.
В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;
- изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;
- выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГО­ГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7
1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников……………………………….............7
1.2. Основные причины ухудшения здоровья детей в условиях
школы…………………………………………………………………….23
1.3. Психолого-педагогический анализ изучения здоровьесберегающих технологий……………………………………..39
Выводы………………………………………………………………...……..48

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50

2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по сохранению и
укреплению здоровья детей в условиях школы……………………….65
Выводы……………………………………………………………………68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
ЛИТЕРАТУРА .. 72

Вложенные файлы: 1 файл

Сайфуллина.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

 

  

доброжелательность, а также постепенное включение  детей в учебную нагрузку с  соблюдением гигиенических норм облегчает адаптацию к школе.

     В сохранение психического здоровья детей  очень важной проблемой выступает школьная перегрузка, под которой понимается «неблагоприятное состояние центральной нервной системы учащихся, вызванное чрезмерно большой учебной работой» [36, с. 221]. Оно проявляется главным образом в переутомлении учащихся.

     Полностью избегать утомления от учебных занятий не удается, да и не нужно. Оно почти неизбежно возникает вследствие всякой более или менее длительной и напряженной работы. А стремление же избавить учащихся от нагрузки приводит к развитию слабовольного, инфантильного человека, не умеющего «думать» и трудиться.

     Задача  заключается лишь в таком дозировании  учебной нагрузки, при котором  возникающее утомление полностью  исчезает за последующей за работой  период отдыха. Из этого следует, что  неотъемлемым элементом в сохранении психического и физического здоровья выступает организованный отдых. Применительно к школьным занятиям речь идет о переменах между уроками, воскресным еженедельным отдыхе и каникулах. Несмотря на значительную разницу в протяженности, все эти виды отдыха должны подчиняться нескольким общим принципам: 1 - своевременность (отдых необходим в тот момент, когда он еще может снять утомление); 2-достаточная продолжительность; 3 - активность, однако другого характера, чем предшествовавшая деятельность, вызвавшая утомление.

      Перемены должны использоваться учащимися не для подготовки к следующему уроку, как это нередко бывает, а для отдыха. Даже игра в шахматы на перемене нежелательна, так как тоже требует напряженной умственной деятельности. Перемена должна быть насыщена движениями, чтобы дать выход накопившейся за урок двигательной активности. В младших    классах    хорошей    формой    проведения    перемен    являются

 

  

организованные  подвижные игры. Нужно только, чтобы  участие в них совпадало с  желанием детей, принудительная игра перестает быть отдыхом.

      Если  термин «стресс» применительно к  школе в целом не совсем оправдан, то некоторые школьные ситуации с  полным правом могут быть отнесены к стрессовым. К ним, прежде всего, относятся экзамены. Не говоря уже о предшествующих днях (и даже ночах!) подготовки, сам экзамен, торжественная обстановка, в котором он протекает, его значение для дальнейшей судьбы подростка - все это, бесспорно, травмирует нервную систему учащихся, тем более истощенную ночными бдениями. Писатель Андре Моруа, выступая на съезде врачей, сказал: «Перспектива трудного экзамена иной раз действует на школяра сильнее самого мощного слабительного. Тревога и страх - сами по себе болезни; наслаиваясь на другой недуг, они ужесточают его течение» [36, с. 123]. Недаром нередки случаи, когда ученик, полностью владеющий предметом, на экзамене теряется и отвечает значительно хуже, чем мог бы.

     Учителям  необходимо принимать все меры для  уменьшения психотравмирующей роли экзаменов. Этому способствуют спокойная  деловая обстановка, разрешение пользоваться необходимыми справочными материалами, доброжелательное отношение педагогов и т.д., а главное -правильная организация экзаменов. Наблюдения показывают, в частности, что на устных испытаниях наиболее травмирует учащихся не сам процесс ответа, а длительное ожидание своей очереди. Большое значение имеет и правильно составленный календарь экзаменов. Слишком часто следующие один за другим экзамены не дают возможности учащимся отдохнуть между ними и могут вызвать у них нервное перенапряжение.

     Положительное эмоциональное состояние учащихся, являющееся одним из критериев психического здоровья, во многом зависит от профессионализма учителя: умелого преподнесения  материала, владение методикой  преподавания,  использование разнообразных  форм  обучения,

 

  

способствующих  снижению утомительности урока, сохранению положительной мотивации и интереса учащихся.

      Но  каждый учитель в какой-то степени  выступает как духовный наставник, и быть только специалистом по математике или русскому языку недостаточно, более того опасно. Он должен быть и психологом, уметь слушать и слышать каждого ученика, видеть его внутренние побуждения и стремления, знать возрастные особенности психического развития детей, избегать стереотипности в отношениях с учащимися. Все это приводит к выводу о необходимости психологической подготовки учителей. Еще К.Д. Ушинский указывал, что если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучать. А правильно изучать своих учащихся учитель сможет, лишь глубоко зная общие закономерности развития ребенка, психологические закономерности развития его способностей, интересов, склонностей и других индивидуальных и личностных особенностей.

    Психическое здоровье учащихся во многом зависит  от индивидуально-психологических  особенностей самого учителя, от его коммуникативных умений, предметно-профессиональной компетентности и характера организации деятельности. В комплексе же эти условия определяют стиль педагогической деятельности учителя.

     Выделяют  три основные стили педагогической деятельности: авторитарный, демократический и либеральный.

     В авторитарном стиле педагогической деятельности ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявленных им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют её только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Психологи отмечают, что

 

   

именно  при авторитарном стиле учителей чаще всего проявляется повышенная тревожность среди учащихся, что  может стать причиной психического нездоровья.

     Приказ, поучения, которые являются главными методами воздействия на учащихся при авторитарном стиле, приводят к снижению когнитивной активности, категоричности (стереотипности), некритичности мышления, повышенной внушаемости. А между тем, именно эта сфера психических процессов являются основными признаками психического нездоровья, неблагополучия.

     При авторитарном стиле педагогической деятельности у учащихся часто проявляется  мотив «избегания неудачи», при котором  активность прежде всего связана  с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Такие ученики обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах, при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому, а это уже начальная форма невроза.

      При демократическом стиле педагогической деятельности ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнение, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.

     У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояние спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Именно при демократическом стиле педагогической деятельности можно формировать эмоциональную устойчивость (самообладание) у учащихся, способствовать самовыражению и самореализации личностных качеств. Такой стиль деятельности способствует также формированию у учащихся мотивации на успех. А такие учащиеся обычно уверены в себе, в своих силах,

 

   

ответственны, инициативны. Их отличает настойчивость  в достижении цели, целеустремленность.

     Либеральный стиль педагогической деятельности характеризуется уходом учителя от принятия решений, передавая инициативу ученикам. Организацию и контроль деятельности учащихся такой учитель осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В такой ситуации в классе возникает неустойчивый микроклимат.

     Неустойчивый эмоциональный микроклимат создает некую напряженность во взаимоотношениях между учащимися, подготавливает почву для конфликтных ситуаций и негативно влияет на общее эмоциональное состояние школьников. Нерешительность, частые колебания учителя, нечеткость предъявляемых требований еще больше утомляют детей и могут привести к потере интереса к учебной деятельности в целом.

     Попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию  учения и формирует мотив «надежды на успех», что также может отрицательно повлиять на эмоциональное состояние учащихся, формируя у них эмоциональную неустойчивость.

     На  эмоциональное благополучие школьников большое влияние оказывает взаимоотношения со сверстниками, занимаемый статус в классе. Нарушение эмоционального контакта, «изолированность» школьника приводит к дискомфорту внутреннего мира. Многие школьники теряют уверенность в себе, у них возникает чувство неполноценности, часто подавленное настроение, формируется замкнутость, конфликтность. Или же это проявляется в девиантном поведение - четко выраженной враждебности, агрессивности и т.д.

      Таким образом, достойное положение в  группе сверстников, дающее моральное удовлетворение, - важное условие для нормального психического развития.

 

   

     В создание условий для благоприятного развития психического здоровья основная роль принадлежит школьному психологу. Вся его деятельность в этой сфере подчинена следующим целям:

  • содействие администрации в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся;
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

      - профилактика    и     преодоление     отклонений     в     социальном     и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся;

                - содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, 
формирование у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, 
ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности 
[37, с. 489].

     Здоровье  детей и эмоциональное состояние  учителей - взаимосвязанный процесс. С этих позиций работа психолога направлена на выявление профессионального уровня и личностных особенностей учителей, с целью создания положительного эмоционального климата в педагогическом коллективе в целом.

      Таким образом, в целях сохранения и  укрепления психического здоровья учащихся, школа должна направить свои усилия на выполнение следующих задач: первое - способствовать своевременному и гармоничному психическому развитию детей; второе - стремиться к тому, чтобы учение давало детям радость и протекало на фоне положительных эмоций, которые являются залогом психического здоровья; третье - избегать чрезмерного умственного напряжения, приводящего к значительному утомлению детей;

 

   

четвертое - предотвращать психотравмирующие  ситуации в школе. Этим принципам  должна быть подчинена вся учебная деятельность в школе.

     Занимаясь умственным, психическим и физическим развитием ребенка, беспокоясь о  здоровье и гигиене его тела, школа  не должна забывать о духовном развитии. А «духовность человека - это не просто характеристика, а констатирующая особенность: духовное не просто присуще человеку наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное - это то, что отличает человека, что присуще только ему одному» (Франкл В.).

      Духовность  понимается как особое эмоционально-нравственное состояние личности, как такое сознание человека, которое ориентировано на абсолютные ценности - Истину, Красоту, Добро - и пытается реализовать их в предметно-целесообразной деятельности и общении [1, с. 61].

     К сожалению, взрослые нечасто задумываются над тем, ради каких ценностей будет жить в будущем сегодняшний малыш, ребенок, подросток, юноша, в чем будет находить или уже находит смысл своего существования. Н.А. Бердяев отмечал, что «высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяется не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой» [25,с. 31]. Поэтому так важно учителям направить свое внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой.

      Духовное  развитие ребенка, его осознанное принятие общественно значимых ценностей  и т.д. во многом зависят от родителей  и учителей -насколько эти ценности являются устойчивыми для них самих.

      Школа, как одна из главных институтов социализации, отвечает и за социальное здоровье учащихся. Она призвана помочь ребенку  включиться в общественные   отношения,   адаптации   общественной   среде,   адекватному

 

  

восприятию  социальной действительности, направить его цели общественно полезному делу. Все эти задачи она решает через включение детей в общественно значимые виды деятельности и отношения.

      Учителя имеют мощный инструмент в формировании социального здоровья своих воспитанников - организацию классного коллектива. Именно в коллективе дети учатся соответствовать свои поступки социально одобряемым нормам и моделям поведения, принимать общественно значимые цели. Коллектив способствует развитию эмпатии - способности человека эмоционально отзываться на переживания другого, развитию духовности, приоритету гуманистических ценностей.

Информация о работе Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся