Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:39, дипломная работа

Краткое описание

В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.
В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;
- изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;
- выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГО­ГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7
1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников……………………………….............7
1.2. Основные причины ухудшения здоровья детей в условиях
школы…………………………………………………………………….23
1.3. Психолого-педагогический анализ изучения здоровьесберегающих технологий……………………………………..39
Выводы………………………………………………………………...……..48

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50

2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по сохранению и
укреплению здоровья детей в условиях школы……………………….65
Выводы……………………………………………………………………68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
ЛИТЕРАТУРА .. 72

Вложенные файлы: 1 файл

Сайфуллина.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

      Хуже  всего, учителя сами безразлично  относятся к своему здоровью. Программа  по психологии в педагогических институтах практически не уделяет внимания собственно психологии педагога, не учит его рефлексировать, переживать собственные состояния, изменения настроения, кризисы и т.д. По данным исследований психологического института РАО «70% учителей после десяти лет работы в школе по некоторым психологическим реакциям вполне сравнимы с пациентами клиники неврозов [15, с. 26].

     Здоровье - это не только физическая сила, но и душевное милосердие. В современных условиях наблюдаются изъяны в духовном становлении детей -это результат множества слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массовая культура с её насилием и жестокостью, а также и проблемы школьного воспитания. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения - таковы недостатки воспитания в школе, которое нередко несет печать авторитарности и антигуманности. Американский педагог Дж. Холден отмечает, что в школах немало педагогов, которые формально относятся к своим    обязанностям    духовного    наставника,    «многие    преподаватели напоминают иных тюремных священников: бормочут подопечным что-то благочестивое, хотя сами давно в это не верят [25, с. 19-21].

      «Вырастает  поколение с развитым желанием потреблять, но подавленными инстинктами добытчика и неразвитыми навыками трудиться и жить самостоятельно без опеки старших. Поколение, не умеющее даже двигаться, и что хуже всего, привыкшие к гиподинамии, физическому малосилию, низкой выносливости, безответственности за свое здоровье и почти лишенное чувства опасности» - так характеризуются современные школьники многими педагогами. А между тем получается, что почва всему этому закладывается именно с малых лет, когда еще ребенок посещает дошкольные, общеобразовательные учреждения.

     Сегодня так много говорят о правах ребенка, государство же обязуется создавать условия, гарантирующие охрану и укрепления здоровья обучающихся, но пожалуй, именно школа то место, где изо дня в день эти права нарушаются самым грубым образом. Касается это в первую очередь, содержания образования и характера взаимоотношений учителя и ученика.

 

   

    1.3. Анализ здоровьесберегающих  технологий

      «В современных условиях, когда школа является зоной риска для детского организма, необходимо срочно реформировать учебный процесс. Планка    школьных    требований    должна    соответствовать учебным

возможностям  каждого ребенка. Нужны гуманные технологии, учитывающие закономерности мыслительной деятельности ребенка, дифференциация содержания образования выдвигающие в центр внимания культ здоровья» [14, с. 24]. В этом плане очень интересен опыт работы Вальдорфской педагогики, основателем которого является немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер (1861-1925). Свою концепцию воспитания он подробно изложил в «Курс народной педагогики», где подчеркивал, что школа будущего должна строиться на глубоком познании человека, а ее целью может быть прежде всего формирование человека.

    В Вальдорфской педагогике ребенок - существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу - божественное начало.

    «Ребенок  божья часть приходит на Землю  с определенной миссией. Высвободить душу ребенка, дать свершиться этой миссии - основная задача школы». [44, с. 71].

    Одним из основных положений Вальдорфской педагогики является природосообразность. Принцип природосообразности означает относиться к ребенку, как к части природы. Все наши старания, усилия в отрыве от здорового физического роста лишь уродует личность ребенка; высушивают его жизненные силы, уничтожают сопротивление организма и ликвидируют те свойства, которые заложены в самой детской природе                                 [23, с. 6-8]. Рассмотрим это на конкретном примере: приходит ребенок в школу. С чего начинается его школьная жизнь? С запрета на свободное движение. Одинаковая для всех, точно зафиксированная поза, положение рук, ног, спины, язык за зубами, говорить только по разрешению или по команде учителя - все это требует громадного напряжения сил малыша, для которого естественным было бы все наоборот. Физическое закрепощение губит и его умственные силы. От неподвижности в организме накапливается молочная кислота, действующая плохо на общее состояние. Наступает перемена - тут бы побегать от души. Так нет. Еще немало школ, строгий порядок которых опять строится на запретах движения. Просто инквизиция какая-то! Но тут конечно могут возразить: а как иначе приучить ребенка к режиму урока, овладеть вниманием класса, объяснить материал? И потом, конечно в начальных классах существует физкультминутка. Да, есть такие, но они принципиально ничего не меняют. Как же быть? Выход нашли учителя вальдорфских школ. Они изобрели эвритмию - метод, содержащий слово, пластику, движение и музыку. Вся наша жизнь состоит из ритмов: ритм пульса, ритм дыхания, смена дня и ночи, времен года и т.д. Живя в них, мы их не замечаем, но попробуйте нарушить ритмическую организацию человека, и сразу возникает дискомфорт. Вот вальдорфские учителя и решили наложить учебный материал на естественные потребности ребенка в движении. Ведь психическое здоровье - это неразрывно связанное с физическим, социальным здоровьем, состояние эмоционального благополучия ребенка, которое достигается в ходе удовлетворения жизненно важных потребностей [1, с. 58].

    Дети  вальдорфских школ изучают язык, обучаются  счету под музыку и в определенном (меняющемся) ритме. Учителя разложили учебный материал на единицы, каждой из которых придумали свой ритмический и музыкальный рисунок. Так, с одной стороны, удовлетворяется природная потребность ребенка в движении, с другой повышается эффективность усвоения материала. Это только один пример того, как можно строить учебный процесс с опорой на природные потребности в игре, общении, творчестве и т.д. «Используйте это в работе с начальными классами, и вы превратите школу в дом радости» подчеркивают сторонники вальдорфской педагогики.

    Жизнь любого школьника подросткового  возраста делится на две части: уроки и все, что после них. Взрослым очень хочется, чтобы первая часть была самой важной. Однако в сознании большинства подростков учеба является главным видом деятельности, одновременно не становится их основной потребностью. Но отрицательное отношение к урокам вовсе не говорит об убогости их умственных сил. Ведь познавательный интерес у ребят этого возраста очень высок. Другое дело, что он не всегда направлен на школьную программу, и это особенно вызывает досаду у взрослых. Но именно здесь и нужен «высший пилотаж» педагога. Подростковый возраст не зря называется временем действий. Общение и деятельность - вот что выдвигает на первый план природа этого возраста.

    Старшеклассник - совсем сложный человек. Он весь погружен в свой внутренний мир, в котором интенсивно формируется «Я концепция», он испытывает повышенный интерес к собственной личности, стремится к самоопределению, самореализации и самоутверждению. Он требует уважения к своему человеческому достоинству и болезненно реагирует на всякое посягательство на него. Обязательность, предопределенность и нормативность учебного процесса (и вообще школьной жизни) его раздражают. Он требует свободу выбора. Но нередко, когда бывает поставлен перед выбором, теряется. Сегодняшний старшеклассник очень не уверен в своем будущем, даже боится его; у него нет опыта жесткой конкурентной борьбы, с которой он столкнется в самостоятельной жизни. «Он испытывает потребность в идеале, но видит вокруг себя только идолов. Отсюда общее минорно-тревожное настроение, которое особенно остро переживают ребята умные, духовно богатые» [5, с.7-11].

    В этих условиях дети требуют особого  подхода, бережного отношения, понимания  и доверия. И сегодня, как никогда, нужны мастера индивидуального  подхода, умеющие работать с каждым в отдельности.

            - не перегружать школьников, но, создавать оптимальные физические и умственные нагрузки;

            - разрабатывать и осуществлять щадящие режимы для детей с ослабленным здоровьем;

            - беречь детскую индивидуальность, не стремиться ее переделывать; -каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, каким он есть, создавая ему доступные зоны, условия, обстоятельства развития - таких правил придерживаются педагоги вальдорфских школ, реализуя в своей работе принцип природосообразности.

    Вальдорфская педагогика особое значение придает игре - « в игре ребенок усваивает взаимоотношение между вещами, учится каталогизировать свои понятия, осваивает условные социальные роли, учится пластике межличностных отношений, определяет «Я концепцию» [44, с.116].

    Учеба должна приносить радость - такова позиция  сторонников данной педагогики.

    Особенностями содержания Вальдорфской педагогики является:

    • гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически - трудового аспектов образования;

  • широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.);
  • межпредметные связи;

    •  обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство 
выразительных движений) и изображение форм (сложные узоры, 
графики),музыка (игра на флейте).

    Большая роль отводится трудовому воспитанию. На первый план в работе с детьми ставится пробуждение воображения и фантазии как противоядие детской ожесточенности.

    Большое внимание в Вальдорфской педагогике отводится развитию детей в культурно-эстетическом плане. И дело не только в количестве соответствующих предметов (ИЗО, музыка, и т.д.), не только в качестве их преподавания, но и ином подходе к ним.

    Много лет все преподаваемые предметы по своему значению были равны. Эта  уравнительная установка приводила  к тому, что к рисованию, например, предъявлялись те же методические требования, что и к математике: та же система требований, те же оценки, домашние задания, контрольные работы. Все существо ребенка стихийно сопротивлялось этому дикому формализму. Ведь рисование - это удовольствие, это собственное видение мира, это тонкое самовыражение собственного мира, и вдруг -оценка. Одна ученица нарисовала березку так, другая - иначе. Одна получила «5», другая «4». За что? За соблюдение каких-то академических правил, которые ребенку и даром не нужны, ибо детские рисунки как раз и хороши своей наивностью и свободой от каких-либо правил.

    То  же происходит и с музыкой. За что  ставится чаще всего оценка? За пение? Но разве за это можно ставить  оценку? Ведь каждый ребенок по-своему слышит мир. И что странно, учителя, обязанные обеспечивать «накопление оценок» к концу четверти, ставят за знание (или незнание) текста, нотного стана, за название инструментов, а то и просто за поведение.

    Таким образом, учебные предметы, которые  должны доставлять радость творчества угнетают ребенка, носят нередко антикультурный, антиэстетический смысл и приводят к отрицательным результатам, противоположным целям, ради которого эти предметы создавались. В Вальдорфской школе же основой оформления считаются рисунки. В них педагоги видят прежде всего цветограмму настроений, они систематически просят детей «нарисовать настроение» - это верная информация для размышления.

    Таким образом, в данной технологии большое  внимание уделяется духовному развитию детей, которая является основной составляющей психического здоровья.

    Одним из ключевых показателей Вальдорфской педагогики является обучение « по эпохам». Доктор медицины В. Базарный отмечает, что один из факторов, разрушающих здоровье детей - это лежащие в основе учебного процесса методики, «предполагающее дробное, поэлементное овладение учебными знаниями, умениями, навыками, а значит - разрушающие целостность мировосприятия, миропонимания и мироотношения детей»              [5, с. 7-11]. Такая «эпохальная» методика методом погружения позволяет учащимся воспринять мир знания в целостном виде.

    Воспитание  и обучение приспосабливается к  ребенку, а не он к ним -такова позиция  Вальдорфской педагогики. Беда же нашей  системы образования заключается  в том, что, насыщая учебные программы новой информацией, усложняя и варьируя содержание учебных планов, увлекаясь творческим процессом, педагоги часто забывают о возможностях ребенка, его психических и физических характеристиках результатом чего и выступает плачевное состояние здоровья наших школьников.

    Не  говорить ребенку «нет», «нельзя», не делать замечаний (отсутствие выделения  слабых и сильных), принимать ребенка  таким, какой он есть (все дети талантливы) - почему бы эти основные положения  Вальдорфской педагогики не перенять и не использовать в современной системе образования.

    Как известно, многое в сохранение здоровья школьников зависит не только от содержания системы образования, но и от профессионализма и педагогической компетентности самих  учителей. Многие традиционные формы  работы, особенно силовые приемы воздействия, дополнительные занятия по натаскиванию ученика по школьной программе, многократные переписывания     контрольных    работ,     даже     предметные     кружки     и факультативы устарели и не дают глубокого эффекта. Сегодня каждому учителю ясно, что только фронтальные методы, создающие иллюзию высокой активности не дают столь качественного усвоения материала.

Информация о работе Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся