Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:39, дипломная работа

Краткое описание

В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.
В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;
- изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;
- выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГО­ГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7
1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников……………………………….............7
1.2. Основные причины ухудшения здоровья детей в условиях
школы…………………………………………………………………….23
1.3. Психолого-педагогический анализ изучения здоровьесберегающих технологий……………………………………..39
Выводы………………………………………………………………...……..48

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50

2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по сохранению и
укреплению здоровья детей в условиях школы……………………….65
Выводы……………………………………………………………………68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
ЛИТЕРАТУРА .. 72

Вложенные файлы: 1 файл

Сайфуллина.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

    Педагоги  одним из наиболее эффективных способов обучения, щадящих здоровье детей выделяют коллективный способ, который нашел свое отражение и в концепции Р. Штейнера (Вальдорфская педагогика) -«коллективное познавательное творчество на уроке» [43, с. 136].

    Здесь необходимо разграничить понятия «групповой»  и «коллективный» способы обучения. Групповой способ обучения - это когда один одновременно учит многих; он появился в XVII – ХХ в.в. и включает три формы: групповую, парную и индивидуальную. А коллективный способ обучения подразумевает, что каждый учит каждого и включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную.

     Теоретически  коллективный способ обучения обоснован  А.Г. Ривином и В.К. Дъяченко. Они дали следующую формулировку: «Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого» [44, с. 96].

     В коллективном способе обучения одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет  свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными  товарищами, выступая поочередно то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя). С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть материалом данной ему статьи так, чтобы уметь ее рассказать, ответить на все вопросы. Чем больше школьник работает на других, тем качественнее он усваивает новый учебный материал и больше помощи и информации получает от своих соучеников и партнеров.

     «Многое спрашивать, усваивать и учить  других» - в этом заложена тайна великой учености.

      «Как  можно больше спрашивать, спрошенное - усваивать, тому, что усвоил, обучать других, - эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя» - так писал Я.А.Коменский в своей «Великой дидактике» (Коменский Я.А. «Великая дидактика» гл. ХУШ, п. 44). В этом смысле сторонников коллективного способа обучения можно считать его последователями.

      «Спрашивать, - писал Я.А.Коменский, это значит обращаться за советом по поводу неизвестной  вещи к учителю, к товарищу или  к книге. Усваивать, - это значит узнанное и понятное запоминать и для большей верности заносить в тетрадь. Обучать, - это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам. Кто учит других учится сам - не только потому, что повторяя он укрепляет себе свои знания, но также и потому, что получает возможность глубже проникать в вещи» [21].

     Если  при классно-урочной системе обучения педагогический процесс всегда осуществляется только педагогом, вследствие чего наблюдается  беспомощность учащихся в самостоятельной  познавательной деятельности, их подавленное  состояние, то в коллективном способе обучения ученик выступает одновременно и субъектом и объектом. Он может творчески подойти к решению какой-либо задачи, выразить свою точку зрения, почувствовать ответственность за свои действия. Выступая перед сверстниками, он приобретает уверенность в своих силах; значимость его знаний, умений для других является мотивирующей силой в его личностном развитии.

     Основой коллективного способа обучения выступает сотрудничество, в процессе  чего  дети учатся  взаимопомощи,  направлять  свои  действия  к общественно полезному делу, к достижению единой цели, усваивают правила поведения в обществе. Эти критерии являются прямым отражением социального здоровья [43].

      Проделанный нами анализ педагогических концепций  позволило выявить, что умелое использование некоторых моментов педагогами помогут им добиться высоких результатов в педагогическом поприще, эффективно решая при этом задачи по охране здоровья учащихся, способствуя гармоничному их развитию. 

Выводы

    Учеба - тяжелый универсальный труд, который  должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.

    Нами  было отмечено, что первый скачок в значительном увеличении доли детей, имеющих повседневные недомогания, длительные расстройства 
здоровья и хронические заболевания, наблюдаются в возрасте 7-10 лет, то есть в период начала учебы в школе и адаптации к ней. Это неслучайно. Новый    вид    деятельности
 требует    максимальной мобилизации

интеллектуальных  и физических сил ребенка. С началом обучения в школе возрастает объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, увеличивается нагрузка на зрение, меняется режим и распорядок жизни.

    Отсутствие  полной осведомленности педагогов  о физиологических и психологических особенностях развития детей, об условиях их жизни и воспитания, о состоянии здоровья в начале обучения приводит к тому, что тот резерв сил, та стартовая позиция, которая должна определять успех на протяжении всех лет обучения в школе, существенно подрывается уже в первые три года.

    Особенно  неблагополучными в современных  условиях можно считать 
нервно- психическое здоровье школьников, и как было отмечено, связано оно 
в     некоторых     случаях     с     психолого-педагогическими
 условиями

общеобразовательных учреждений.

    Есть  детское стихотворение о нерадивом  ученике, который чтобы не идти в  школу, пытался сказаться больным. Стихотворение так и называется «У меня опять 36,5». Попробуем взглянуть на эту ситуацию глазами ребенка, вспомним серьезные стрессы, которые он испытывает в школе, и которые порой приводят к таким вещам как суицид на почве нервозов. Между тем, педагог и врач-психотерапевт А.А. Дубровский отмечает, что у ста нервозов,

 

    

диагностированных у школьников с первого по восьмые  классы, две третьих возникали по вине учителей. Это дидактогенный нервоз. Не правда ли странно: дидактика всегда означала искусство обучения, а сегодня она превратилась в способ калечить детей нервозами с помощью дидактики. Прибавьте к этому парту не по росту, неадекватное освещение, питание в школьной столовой и т.д. В таких условиях болезни, связанные с ОРВИ, кажутся святыми. Это единственная официальная возможность школьника взять на несколько дней «отпуск без содержания», «убежать в болезнь».

    Остановимся и перечитаем К.Д. Ушинского: «Ни одно воспитание не нарушает так страшно равновесие в детском организме, ни одно так не раздражает нервную систему детей, как наше русское. У нас покуда все внимание обращено единственно на ученье и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой деятельности, даже в том, чтобы ясно и отчетливо передать, хоть в словах то, что они выучили или прочли... Развитие головы и совершенное бессилие характеров, способность все понимать и обо всем мечтать (я не могу даже сказать думать) и неспособность что-нибудь делать - вот плоды такого воспитания» [38]. Лучше не скажешь. А ведь написано это почти сто лет назад. Каких замечательных успехов добилась педагогическая наука с тех пор! Сколько победных реляций звучит каждый год на августовских совещаниях в регионах. Только как быть с тем фактом, что подавляющая часть сегодняшних школьников пребывает в состоянии умственной перегрузки, катастрофически теряет здоровье, уносит из школы стойкое чувство собственной неполноценности, обиду или злобу на школу и учителей.

 

ГЛАВА 2.    ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ     РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

    2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях

     С целью подтверждения выдвинутой гипотезы мы провели исследовательскую работу на базе МОУ СОШ с. Ильчино Учалинского района, которая состояла из следующих этапов:

     I. Анкетирование родителей и учителей общеобразовательных школ по проблеме исследования.

      П. Анализ результатов медицинского осмотра  учащихся.

      III. Проведение исследовательской работы среди учащихся общеобразовательных школ. 

       I.   В анкетирование принимали участие всего 46 учителей и родителей. Анкетирование включала в себя следующие вопросы:

  1. Назовите основные причины ухудшения здоровья детей.
  2. Связано     ли     состояние     здоровья     школьников     с     психолого-педагогическими условиями общеобразовательных учреждений?

Если да, то каковы основные причины ухудшения здоровья школьников? По результатам ответов на первый вопрос сложилась следующая картина:

  1. Социально-экономическое состояние страны - 72 (92,3%);
  2. Экология - 68 (87,2%);
  3. Неблагоприятные условия семьи 62 (79,5%);
  4. Наследственность - 59(75,6%);
  5. Нездоровый образ жизни родителей - 43 (55,1%);
  6. Качество продуктов - 39 (50%);
  7.  
  1. Падение нравственности - 27 (34,6%);
  1. Состояние здравоохранения - 22 (28,2%).

     На  второй вопрос ответили «да» - 42 (91,3%) учителей и 22 (68,75%) студентов. Те, кто отрицательно на данный вопрос, (учителя - 4, студенты -10), связывают ухудшение здоровья школьников с неблагоприятными семейными условиями, образом жизни родителей и средствами массовой информации, которые «ведут отпечаток антигуманности».

     Основными причинами ухудшения здоровья школьников учителя назвали следующие (по мере убывания):

      - Перегрузка учащихся.

      Учителя отмечают, что реальная нагрузка на 1,5 - 2 раза больше, чем нормативная, определяемая учебным планом - «Иногда приходится также проводить дополнительные уроки, чтобы не отставать от программы. К концу учебного дня у многих детей наблюдается сильное утомление». Одна из педагогов также отметила, что школьная нагрузка отрицательно влияет не только на состояние здоровья школьников, но и учителей - «профессия учителя может быть отнесена к группе риска по возникновению невротических расстройств, нарушения голосообразования, утомления органов зрения и т.д.»

    2. Материально-техническое состояние школ.

    Учителя здесь отметили такие составляющие, как несоответствие школьной мебели, отсутствие некоторых технических средств, плохая освещенность и т.д.

  1. Плохое питание.
  2. Мало внимания уделяется физической подготовке детей.
  3. Мало  проводят  мероприятий  по  привлечению  детей  к  здоровому образу жизни.
  4. Профессиональная неподготовленность учителей по охране здоровья детей.
  5.  

      Ответы  же студентов на второй вопрос несколько  отличаются. По их мнению, основными  причинами ухудшения здоровья школьников выступают:

  1. перегрузка;
  2. плохое питание;
  3. отношение учителей к школьникам;
  4. мало проводится уроков по физической культуре;
  5. неудовлетворительная работа спортивных секций, кружков.

      По  результатам данного исследования видно: учителя согласны, что ухудшение  здоровья школьников в некоторой  степени связаны именно с системой школьного образования.

     II. В 2008 году с апреля по декабрь проводилась Всероссийская диспансеризация детей. Поводом для этого масштабного мероприятия послужила тревога за ухудшающееся состояние здоровья подрастающего поколения. И вот результаты проведенных профилактических осмотров учащихся.

     В возрасте до 6 лет абсолютно здоровыми  являются только 11,7% детей. 14,1% в этой возрастной категории страдают хроническими заболеваниями. С приходом в школу  дети приобретают еще ряд заболеваний. В среднем на одного школьника  приходится 2-3 заболевания, это без учета кариеса.

     Абсолютно здоровыми в возрасте 7 до 18 можно  считать только 12,3% от общего числа  детей.

     По  словам врачей-педиатров, среди заболеваний, возникающих именно по вине школы, на первом месте болезни органов дыхания, на втором - нарушения костно-мышечной системы, на третьем -нарушения зрения, на четвертом - болезни эндокринной системы (зоб, ожирение, сахарный диабет).

 

   

     2312 школьников состоят на учете  с хроническими заболеваниями,  где лидирующее положение занимают  заболевания органов дыхания (18,6%), болезни желудочно-кишечного тракта (18,3%), болезни нервной системы (8,3%).

Информация о работе Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся