Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:39, дипломная работа

Краткое описание

В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.
В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;
- изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;
- выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГО­ГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7
1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников……………………………….............7
1.2. Основные причины ухудшения здоровья детей в условиях
школы…………………………………………………………………….23
1.3. Психолого-педагогический анализ изучения здоровьесберегающих технологий……………………………………..39
Выводы………………………………………………………………...……..48

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50

2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по сохранению и
укреплению здоровья детей в условиях школы……………………….65
Выводы……………………………………………………………………68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
ЛИТЕРАТУРА .. 72

Вложенные файлы: 1 файл

Сайфуллина.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

   Анализируя  состояние здоровья детей школьного  возраста, врачи отмечают следующее: - «Если по данным медицинских осмотров создать некий средний портрет школьника, то выглядеть он будет так: бледнолицый (анемия - 10,4%), в очках (нарушение зрения у 18,6% учеников), раздраженный (14,4% страдают неврологической патологией), сутулый (нарушение осанки у 97%, сколиоз - 4%), с большим желудком (10%о). Но самое страшное это то, что детский гинеколог у 16,9% девочек в возрасте от 10 до 18 лет выявил ту или иную патологию, у 19 школьниц наблюдается задержка полового развития. А это ведь будущие мамы...».

     На  вопрос: «Будут ли предприняты какие-либо меры по сохранению здоровья школьников», врач ответила, что разработан план лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий, рассчитанный на 2009-2010 годы - «Одну из основных функций в мероприятиях по оздоровлению школьников осуществляет центр восстановительного лечения при школе № 13. Здесь, согласно графику, комплекс лечения получат дети, у кого ослаблено зрение, отмечаются нарушение осанки, сколиозы. Нагрузка на центр большая, сюда на оздоровление будут приходить ученики со всех школ города. Поэтому ввели дополнительные штатные единицы, уже с февраля здесь работают два инструктора по лечебной физкультуре, две медицинские сестры по массажу, медсестра физиотерапевтического кабинета, две процедурные медсестры, врач-педиатр, врач-офтальмолог и врач-хирург.

      Началось  оздоровление детей в детских дошкольных учреждениях и в тех школах, где для этого есть хотя бы минимальные условия. Но хотелось бы отметить, что это не узковедомственное мероприятие, не одних медицинских работников   дело.    Непосредственное   участие   должны   принимать   все общеобразовательные учреждения, главной целью которых является охрана жизни и здоровья человека, свободное развитие личности. Именно они должны провозгласить культ здорового образа жизни».

      III. Исследовательская работа по данной проблеме было проведено среди учащихся 9-10 классов МОУ СОШ с. Ильчино Учалинского района РБ. В исследовании принимали участие всего 61 человек.

     Для начала мы предложили учащимся проранжировать предложенный нами список ценностей (см. приложение 2) по мере уменьшения значимости, с целью выявить, какое место занимает здоровье в их ценностной ориентации.

      По  результатам ранжирования видно, что  здоровье не является для подрастающего  поколения приоритетной, она заняла лишь шестое место. Но радует то, что  ценность «уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) для многих оказалась значимой (см. приложение 3). Ведь речь идет в какой-то степени о психическом здоровье человека.

     Далее было проведено анкетирование. Анкета включала в себя следующие вопросы:

      1 .Как  вы считаете, что мешает вам  учиться лучше?

     Здесь были предложены варианты ответов, из которых учащиеся должны были выбрать  основных троих. Приведем результаты исследования:

    а) сложность основных предметов - 25 (40,98%);

    б) перегруженность учебными занятиями - 36 (59%);

    в) разносторонность интересов - 18 (29,5%);

    г) отсутствие интереса к учебе - 9 (14,75%);

    д) семейные проблемы - 3 (4,9%);

    е) лень - 3 (4,9%);

    ж) трата времени на общение с друзьями - 11 (18%);

    з) здоровье - 5 (8%);

    и) отсутствие волевых качеств - 7 (11,5%);

 

к) загруженность  вне школы - 7 (11,5%).

     Как видно, основная проблема состоит в  перегрузке и сложности предметов.

     Если  первый вопрос был абстрактного характера, то второй решили задать более конкретный, исходя из проблемы исследования:

      2. Как вы думаете, какие условия  школы отрицательно влияют на  ваше здоровье (физическое и психическое  здоровье)?

       Получили  следующие результаты:

  • перегрузка - 57 (93,4%);
  • авторитарный стиль - 49 (80,3%)- («многие учителя нас не понимают, не дают нам высказать свою точку зрение...»);

   - конфликты с учителями (здесь учащиеся отметили, что некоторые 
учителя часто ругают, упрекают, «унижают перед всем классом») -36(59%);

   -плохое  питание («необходимо организовать  качественное питание, а не  кормить баландой») - 24 (39,3 %);

  • профессиональная непригодность учителей - 12 (19,6%)- («на уроках некоторых учителей не интересно сидеть, сильно устаешь», «монотонный голос, плохая речь к концу урока начинают уже раздражать» и т.д.);

            - отсутствие спортивных секций, кружков по интересам - 8 (13,1%);

         - материально-техническая база общеобразовательных учреждений- 
7(11,5%) - («хоть и в нашей школе евроремонт, и есть все удобства, есть отрицательные стороны - к концу учебного дня трудно становиться дышать...»).

      Таковы  результаты анкетирования. Как видно, в обеих случаях «перегрузка  учебных занятий» стоит на первом месте. Это и побудило нас выяснить, какова нагрузка школьников на сегодняшний день. Мы попросили школьников указать, сколько часов они тратят на учебу, на выполнение домашних заданий и т.д. Результаты оказались следующими: на учебные занятия уходит в день 6-7 часов; на различные факультативы, обязательные

 

   

консультации - 2-3 часа, а еще хотелось бы сходить  в какой-нибудь кружок (2-3 часа), и  в итоге на выполнение домашних заданий почти не остается времени, а ведь им, если хочешь получить хорошие оценки, нужно уделять минимум 2-3 часа своего времени - «если же не будешь посещать кружки, секции и будешь уделять все свое время учебе, то отстанешь от жизни». В школе проводятся также всевозможные мероприятия и подготовка к ним занимает много времени. Но ведь хочется также просто погулять, пообщаться с друзьями.

     По  нашим подсчетам учебная нагрузка учащихся составляет 45-50 часов в  неделю. Она на 15 часов больше чем нормативная, а ведь кроме всего этого им необходимо также сделать домашнее задание.

     Анализируя  результаты всех исследований, стоит  ли удивляться столь плачевному состоянию  здоровья школьников.

      Многие  медицинские работники утверждают, что значительная часть школьников не владеют или владеют плохо знаниями о состоянии и возможностях поддержания своего здоровья [22, 31]. Для подтверждения данного утверждения мы решили провести опрос среди детей восьмых классов. Попросили их указать основные источники информации о поддержании и укреплении здоровья. Как показал анализ результатов опроса, основными источниками, откуда школьники могут почерпнуть хоть какую то информацию о поддержании и сохранению здоровья, являются беседы с родителями, друзьями, а также средства массовой информации. Только 2% учеников получают такую информацию из бесед с учителями, только 10% и 6% учеников узнает на уроках физиологии и физвоспитания о том, как сохранить свое здоровье. Школа не является источником знаний о сохранение и укрепление здоровья (см. приложение 4).

     С целью изучения зависимости психологической  атмосферы классного коллектива и эмоционального самочувствия каждого ребенка от профессиональных и индивидуально-личностных особенностей учителя, была проведена исследовательская работа в МОУ СОШ с. Ильчино Учалинского района РБ.

    Совместно с педагогом - психологом данного учебного заведения – Ахмедьяновой Фанией Фуатовной, составили план работы по исследуемой проблеме. Исследовательскую работу было решено провести в начальном блоке общеобразовательного учреждения, так как именно в младшем школьном возрасте особую роль в жизни детей играет учитель, именно на учителе оказывается «завязанным» эмоциональное самочувствие ребенка.

    Исследование, по изучаемой проблеме, провели в 3 Б классе.

    Исследовательская работа состоит из следующих этапов:

  1. Изучение эмоционального состояния учащихся.
  2. Посещение уроков с целью изучения стиля работы учителя.
  3. Изучение мотивации учения детей.
  1. Изучение организованности классного коллектива.

      Для исследования эмоционального состояния учащихся была использована методика Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина «Школа оценки уровня реактивной и личностной тревожности». Данный тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). При интерпретации результат оценивается так: до 30 - низкая тревожность, 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.

    В ходе исследования были получены следующие результаты: у 61 % детей проявляется высокая реактивная и у 50 % - высокая личностная тревожность (см. приложение 5).

    Как видно, у 2/3 учащихся проявляется высокий  уровень тревожности и можно предположить, что это связано с психологической атмосферой классного коллектива, межличностными отношениями детей, стилем отношения учителя и учащихся и т.д.

    Мы  решили исследовать стиль отношения  учителя к учащимся. С этой целью посетили несколько занятий в данном классе.

    Для объективности и достоверности результатов по выявлению стиля педагогической деятельности, мы оценивали деятельность учителя по указанным в таблице показателям (см. приложение 6) и пришили к выводу, что у нее проявляется либерально-попустительский стиль педагогической деятельности: организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, не требовательна к детям, дает им слишком много свободы, проявляет в некоторых случаях нерешительность, колебания. Все это отрицательно влияет на учебную деятельность школьников: они быстро теряют интерес к уроку, часто отвлекаются, в конце урока становятся неуправляемыми.

    Как отмечают психологи, при либеральном  стиле педагогической деятельности в классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты          [18,с. 282]. Этим и может быть обусловлен высокий уровень тревожности у большинства детей.

    Стиль педагогической деятельности является одним из факторов, влияющих на формирование мотивов учебной деятельности.

    С целью выявления у детей мотивов  учебной деятельности, была использована «Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов» Н.Г. Лускановой. Для оценки уровня школьной мотивации предлагается анкета, включающая в себя десять вопросов. Учащиеся, набравшие 25-30 баллов характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию и ниже 10 баллов - о негативном отношение к школе, школьной дезадаптации.

 

    

    В ходе исследования были получены следующие  результаты (см. приложение 5): высокий уровень школьной адаптации проявляется у 22 % детей, у 34 % выявлена средняя норма, у 16% - внешняя мотивация. Низкая школьная мотивация характерна для 22 % детей. У одного ученика выявлена школьная дезадаптация.

    Анализируя  результаты исследования, можно прийти к выводу, что либеральный стиль педагогической деятельности не способствует эффективному формированию школьной мотивации.

    Если  сопоставить результаты проведенных  методик, можно увидеть, что высокий уровень тревожности проявляется в частности у учащихся с низким уровнем мотивации.

    Классный  коллектив является основным фактором, от которого зависит эмоциональное благополучие каждого ребенка. С целью изучения организованности классного коллектива и межличностных отношений детей была проведена социометрия, в ходе которого были получены следующие результаты (см. приложение 5): лидеров - 5 человек, предпочитаемых - 4, принятых - 6 и изолированных - 3.

    Большое количество лидеров приводит к неустойчивости отношений между детьми, к частым конфликтам, что и наблюдается в данном классе. Дети не дружны между собой, нет единого коллективного мнения, часто конфликтуют. Неустойчивая психологическая атмосфера в классе безусловно влияет и на эмоциональное состояние детей.

     Высокий уровень тревожности, неустойчивая психологическая атмосфера в классе, низкий уровень школьной мотивации свидетельствуют о неэффективности воспитательной работы.

    Анализируя  проблему исследования на основе полученных результатов, мы пришли к выводу, что  только повышая свой профессионализм, развивая педагогические, организаторские способности, совершенствуясь в личностном плане, учитель сможет создать оптимальные условия для

 

    

эмоционального  благополучия учащихся, мотивировать их к достижению успеха в учебной деятельности.

Информация о работе Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся