Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:39, дипломная работа

Краткое описание

В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.
В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;
- изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;
- выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГО­ГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7
1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников……………………………….............7
1.2. Основные причины ухудшения здоровья детей в условиях
школы…………………………………………………………………….23
1.3. Психолого-педагогический анализ изучения здоровьесберегающих технологий……………………………………..39
Выводы………………………………………………………………...……..48

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50

2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по сохранению и
укреплению здоровья детей в условиях школы……………………….65
Выводы……………………………………………………………………68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
ЛИТЕРАТУРА .. 72

Вложенные файлы: 1 файл

Сайфуллина.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

     Организация учебно-воспитательной работы с учетом запросов, потребностей, индивидуальных способностей, создание комфортных эмоционально-психологических  условий делают учебный труд ученика радостным. Он с удовольствием идет на урок, не боится отвечать, чувствует себя свободно. Знания становятся ценностными, а поведение социально значимым.

     Вместе  с тем задачи по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения  можно успешно решить только при условии соответствующей работы по укреплению физического, психического, нравственного здоровья самих педагогов, психологической помощи им в принятии правильной позиции по отношению к собственному здоровью. 

1.2. Основные причины  ухудшения здоровья детей в условиях школы

     За  годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в три раза увеличивается количество детей с заболеваниями органов пищеварения, в четыре раза - число нарушений психического здоровья детей. По официальным данным, в «первом классе нездоровыми считаются 19 % детей, а в 11-м классе здоровыми считаются 20 %. Вот какой, по сути получается перекос» [31, с. 319]. И этот перекос - прямое следствие негативного влияния школы на здоровье детей.

      Необходимо  отметить, что проблема связанная с ухудшением здоровья школьников была актуальна и раньше. Еще в 1865 году Д.И. Писарев в своей статье «Школа и жизнь» писал: «Давно уже... замечен тот факт, что школа имеет на детей особенное влияние, резче высказывающееся в физическом отношении. Влияние это выражается в том, что прежняя свежесть, бодрость и цветущее здоровье детей сменяются вялостью, истомленностью и болезненностью. Некоторые даже перестают расти, большинство теряет свою прежнюю беззаботную веселость и смотрят как то угрюмо и боязливо. Влияние это нередко отражается и в умственном отношении: дети тупеют, теряют прежнюю даровитость и взамен её приобретают какую-то болезненную нервную раздражительность - признак слабосилия. Поэтому не совсем неправы те, которые говорят о вырождении человеческого рода под гибельным влиянием школы» [6, с. 19].

     Почему  же так получается? Школа, призванная поднимать общий культурный уровень  всего общества, выступает «фабрикой  по переламыванию» детско-юношеского здоровья, разрушает генофонд нации, следствием чего остро возникает проблема, связанная с национальной безопасностью страны.

      Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают наиболее разрушающее  воздействие на здоровье детей?

 

   

      На  наш взгляд, одной из причин ухудшения  здоровья школьников, является материально-техническая база общеобразовательных учреждений.

     Сложившаяся к настоящему времени учебно-материальная база общеобразовательных школ РФ не отвечает требованиям современных  общеобразовательных технологий. Темпы  старения и износа зданий опережают темпы их реконструкций и строительства новых объектов. Менее 50 % зданий имеют все виды благоустройства. Так, треть школ России не имеет центрального отопления, столовых и буфетов [31, с. 125].

     Если  же проследить данную проблему на основе статистических данных можно увидеть следующую картину: если в стране в 2001 году 33,75% из общего числа школ находились в плохом техническом состоянии, то к 2004 году это число увеличилось на 10,05 %, составив, таким образом, 43,8%) (см. приложение 1).

     Такое же явление прослеживается и в  нашей республике: только 44,6% школ республики расположены в типовых зданиях. Лишь в 25 % имеются канализация, в 45% - централизованное отопление, 17% школ республики нуждаются в ремонте. В 25% школ обучение ведется в 2 и 1,4% в 3 смены. Каждая третья школа республики мебелью обеспечена неудовлетворительно. Только в 52,1% школах республики имеются спортзалы [3,с. 3-5].

     Такая нищенская материально-техническая  база школ, естественно, не позволяет  качественно вести обучение. О каком же личностном росте школьника может идти речь, когда дети зимой сидят за партами, укутавшись шарфами, а иногда и не снимая свою верхнюю одежду, ждут поскорее освободиться от занятий.

     Но  в сегодняшнее время имеются  школы, которые не только требуют капитального ремонта, а находятся в крайне тяжелом аварийном состоянии (см. приложение 1).В этих условиях стоит ли удивляться безответственному отношению многих людей, когда государство, провозглашающий «гуманистический   характер   образования,   приоритет   общечеловеческих 

ценностей, жизни и здоровья человека» (Закон  «Об образовании» РБ ст.2), не выполняет своих обязательств.

     Но  и в тех школах, которые считаются  благоустроенными имеются свои проблемы в этой сфере. Например, Аюпова М., в своей статье «Медико-педагогические проблемы защиты здоровья школьников» отмечает несоответствие ученической мебели возрасту, росту и физиологическим особенностям организма школьников: «4-5 и 8-11 классам приходится заниматься в равных условиях, что ведет к искривлению позвоночника у младших школьников, переутомлению и другим болезням [3, с.З-5].

     Отмечаются  факты несоблюдения общеобразовательными учреждениями санитарно-гигиенических требований. Так, недостаточность искусственного освещения по республике составляет 24%, что приводит в дальнейшем к инвалидности и ограничению в выборе профессий.

     Физическое  развитие - важнейший индикатор здоровья детей, поскольку чутко реагирует  на изменение социально-экономических, экологических и других факторов. С 80-х годов наметилась тенденция к ухудшению физического развития, увеличению доли детей с относительным дефицитом массы тела и низкорослостью. Все это связано, в первую очередь, с ухудшением качества питания. По данным Минздрава России калорийность школьного питания сегодня составляет 25-30 от рекомендуемых норм. Из-за тяжелого финансового положения семей в 1994 году число учеников, посещающих школьную столовую сократилось до 30-40%, а среди старшеклассников - до 10%. К 2000 году же обучающиеся, охваченные горячим питанием составляло только 56,7%) [31]. К этому также специалисты включают нарушения в соблюдении технологии приготовления пищи, выполнении санитарно-гигиенических норм, соблюдений правил техники безопасности, пожарной безопасности в столовых и блоках питания.

      Даже  если взять только вышеперечисленные факторы, приводящие к ухудшению   здоровья   школьников,    то   становится   понятным,    почему

 

   

заболевания, связанные с нарушением слуха, зрения, осанки, сколиоз, отставание физического развития специалистами выделены как «школьные».

     Но  трудности в материально-техническом  плане, трудности в создание оптимального воздушно-теплового и светового  режима, несоблюдение правил гигиены, трудности в обеспечение учащихся горячим питанием из-за крайне скудного школьного финансирования - все эти причины объективного характера, связанные с экономическим положением страны. Анализ психолого-педагогической литературы, исследования в данной области, реальные факты о состояния здоровья подрастающего поколения позволили нам выделить основные причины ухудшения здоровья школьников связанные с самой системой образования.

      Первое - жесточайшая перегрузка учащихся. Сегодня школьная перегрузка достигла уже катастрофических размеров, стала основной внутренней бедой школы. В анекдотической форме, по данным Министерства образования, можно сказать, что нагрузка старшеклассников, с учетом всех видов работ и заданий, составляет 167 часов в неделю, при том, что, в неделе всего 168 часов [31, с. 31].

     Средняя учебная нагрузка ученика превышает  всякую допустимую норму почти в 2-3 раза. Например, в одиннадцатом классе нормативная нагрузка, определяемая учебным планом 33 часа, а фактическая нагрузка же составляет 55 часов [42, с. 38]. Между тем в «Типовом положение об общеобразовательном учреждении в РФ» указано - «учебные нагрузки обучающихся, регламентированные документами, не должны превышать допустимых нагрузок, определенных уставом общеобразовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения» [27, с. 227].

     В чем же причина такой нагрузки? В первую очередь она связана с «малоэффективным содержанием общего образования, местами устаревшее и перегруженное, во многом не отвечающее реальным потребностям жизни

 

  

 [31, с.3].Если обратиться к истории - последний системный пересмотр содержания школьного образования предпринимался почти 40 лет назад - в середине 60-х годов XX века. С тех пор мы шли и до сих пор идем по пути экстенсивного наращивания содержания школьного образования. Переходя от одной социально-педагогической ступени к другой, пытаясь обогнать своих соперников в этой сфере, мы не меняли ни внутреннее устройство школы, ни принципы построения и организацию содержания образования, а только механически надстраивали школьные этажи и учебные предметы друг над другом. И если учесть, что «каждое десятилетие информация удваивается и каждые семь лет обновляется на 50 %, то несложно догадаться, в каком состояние находится сегодняшнее содержание школьного образования и каково его влияние на здоровье подрастающего поколения [11, с.32].

     Особенно актуальна проблема школьной перегрузки в школах нового типа (гимназии, колледжи и др.), где велики объем и сложность учебной информации, а учебный процесс характеризуется значительной интенсивностью. Повышенная учебная нагрузка, разумеется, не остается бесследной - почти половина гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления [9, с. 45].

         Между тем, деятель  образования В.К. Бацын отмечает, что «школьное 
знание, приобретаемое в самом драгоценном возрасте 10-12 лет, более на 90% 
остается невостребованным. В настоящее время содержание школьного образования    представляет    собой
  механический    набор    сведений, предназначенный для формального экзамена, а не для того, чтобы стать основой благополучной жизни, иными словами получается, что 90% знаний дается ребенку только для того, чтобы сдать экзамен в вуз»

      Эту ситуацию подтверждают и следующие факты:

 

   

  1. что «объем знаний, который мы даем нашему школьнику, например, по химии, физике, биологии, в два раза больше, чем в американской школе»;
  2. что в нашей школе «50% детей не усваивают дисциплины естественнонаучно-технического цикла (химии, физики, биологии)».

      Дети - они и в России дети. Для них  также существуют естественные возрастные, психофизические ограничения возможностей усвоения учебного материала. И пренебрежение этим очень дорого обходится не только детям и их родителям, вызывая нескончаемые стрессы. Оно дорого обходится стране и в социальном, экономическом смысле: государство впустую тратит деньги, а школьники - время на получение невостребованных знаний, расплачиваясь за это своим здоровьем.

    Еще К.Д. Ушинский отмечал, что детей  учат не для того только, чтобы учить, а для того, чтоб сообщать им знания, необходимые для жизни; то есть такие знания, обладая которыми можно быть полезным и себе, и обществу. «Отвернуться от запросов и потребностей жизни, значит сделать школу учреждением бессильным и бесполезным».

    В условиях жесточайшей перегрузки сегодняшняя  система образования делает упор не на основную функцию человеческого мозга - мышление, а на вторичную - память. В этих условиях дети понимают, что мозг им нужен в основном для механического запоминания, а не для того, чтобы удовлетворить интерес, реализовать идею, решить задачу. Успех обеспечивается хорошей памятью, а не умением мыслить. Таким образом, перегрузка памяти в сочетании с возрастающей оторванностью обучения от реальной жизни приводит к неудачам, а иногда и к преступлениям. Сообразительные дети скоро понимают, то что важное в школе, отнюдь не совпадает с тем что требуется в реальной жизни, и приспосабливаются к такому раздвоенному существованию. У неуспевающего ребенка, есть два выхода из положения: либо стараться запоминать, опираясь на старый механизм «до последнего», то есть до истощения и болезни (в данном случае здесь очень близко стоят соматические и пограничные психические заболевания), либо, повинуясь святому инстинкту самосохранения, бросить ручку и превратиться в асоциального, девиантного подростка.

    Таким образом, учебная нагрузка школьников - один из наиболее эффективных способов их унификации, обезличивания, выравнивания под школьным прессом. Это уникальный способ подавления их инициативности, творчества и индивидуальности.

Информация о работе Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся