Анализ факторов конкурентоспособности предприятия ООО "Бурятмясопром"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 04:37, курсовая работа

Краткое описание

Тема данного курсового проекта является весьма актуальной пока на рынке товаров и услуг фигурируют различные фирмы-производители, борющиеся за внимание потребителя к своему товару, которое, по сути, является основой их успешности, роста и процветания. Как взаимосвязанное явление, развивающиеся, сильные компании становятся поставщиками лучших, более дешевых товаров и услуг, при отличающем их работу высоком уровне сервиса и внимания к желаниям и нуждам клиентов.
Объектом исследования является предприятие ООО "Бурятмясопром", занимающееся выпуском и реализацией колбасных и мясных изделий.

Содержание

Введение
3
Глава 1.Конкурентоспособность предприятия, сущность и необходимость изучения в сфере экономики
5
1.1 Конкуренция и конкурентная борьба
5
1.2 Понятие «конкурентоспособность» и «качество продукции» в системе маркетинга
9
Глава 2.Анализ факторов конкурентоспособности предприятия ООО "Бурятмясопром"
17
2.1. Технико-экономическая характеристика ООО "Бурятмясопром"
17
2.2. Организационно-управленческий анализ ООО "Бурятмясопром"
20
2.3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО "Бурятмясопром"
26
2.4. Показатели экономической эффективности разработанных рекомендаций
33
Заключение
35
Список использованных источников
37

Вложенные файлы: 1 файл

Пути повышения конкурентноспособности предприятия.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

Введение

3

Глава 1.Конкурентоспособность предприятия, сущность и необходимость изучения в сфере экономики

5

1.1 Конкуренция и конкурентная  борьба

5

1.2 Понятие «конкурентоспособность»  и «качество продукции» в системе  маркетинга

9

Глава 2.Анализ факторов конкурентоспособности предприятия ООО                                                 "Бурятмясопром"

17

2.1. Технико-экономическая характеристика ООО "Бурятмясопром"

17

2.2. Организационно-управленческий анализ ООО "Бурятмясопром"

20

2.3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО "Бурятмясопром"

26

2.4. Показатели экономической эффективности разработанных рекомендаций

33

Заключение

35

Список использованных источников

37


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных рыночных условиях необходимо уделять особое внимание конкурентоспособности фирмы. Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства, обеспечивающая творческую свободу личности, создающая условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

С момента создания и в процессе функционирования каждый товаропроизводитель, промышленная компания, коммерческая фирма поставлены перед необходимостью решения проблемы обеспечения конкурентоспособности. Существуют различные подходы к понятию и оценке конкурентоспособности фирмы.

К важным конкурентным преимуществам относятся: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстрого реагирования на меняющиеся требования и условия рынка) и др. Очевидно, что чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных сегментах этого рынка.

В рыночной экономике конкурентоспособность является решающим фактором коммерческого успеха предприятия. Это многоаспектное понятие, означающее и соответствие товара условиям рынка, и требованиям потребителей, и различным условиям его реализации, и уровня затрат потребителя за период эксплуатации.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии.

Тема данного курсового проекта является весьма актуальной пока на рынке товаров и услуг фигурируют различные фирмы-производители, борющиеся за внимание потребителя к своему товару, которое, по сути, является основой их успешности, роста и процветания. Как взаимосвязанное явление, развивающиеся, сильные компании становятся поставщиками лучших, более дешевых товаров и услуг, при отличающем их работу высоком уровне сервиса и внимания к желаниям и нуждам клиентов.

Объектом исследования является предприятие ООО "Бурятмясопром", занимающееся выпуском и реализацией колбасных и мясных изделий.

Предметом исследования - процессы, механизмы и методы оценки конкурентоспособности предприятия ООО "Бурятмясопром" и пути повышения её уровня.

Целью данного исследования является оценка уровня конкурентоспособности ООО "Бурятмясопром" и разработка практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности фирмы.

В данном исследовании используются статистические методы анализа, метод анализа и синтеза, индексные методы. Основным методом, используемым в ходе работы, является методика оценки конкурентоспособности организации.

Необходимо отметить, что рассмотрению проблем обеспечения конкурентоспособности предприятия посвящено достаточно большое количество исследований и        литературных публикаций. В данном исследовании будут использованы методы анализа и управления конкурентоспособностью предприятия, изложенные в источниках, указанных в качестве библиографического списка литературы.

 

 

 

Глава 1. Конкурентоспособность предприятия, сущность и необходимость изучения в сфере экономики

 

1.1. Конкуренция и конкурентная борьба

Конкуренция – это жесткое соперничество людей (фирм) в экономических и других сферах жизни общества. С позиции экономики конкуренция – это борьба продавцов (производителей) за лучшее удовлетворение требований потребителей, а также соперничество покупателей за приобретение максимально полезных им товаров на наиболее выгодных условиях. Конкуренция, с одной стороны, является залогом непрерывного прогресса общества, препятствует застою в экономике, а с другой – непременными спутниками конкуренции являются конфликтность, нестабильность, банкротство, увольнение работников.

Конкуренция – механизм соперничества, состязательности участников рынка за право найти своего покупателя, за возможность продать товар на наиболее выгодных условиях, захватить большую долю рынка и получить соответствующую прибыль¹.

«Конкуренция, по образному выражению Э. Хаббарда, - это жизнь торговли и смерть торговцев». Существование независимых конкурентов заставляет предпринимателя с большим уважением относиться к запросам потребителей из опасения, что они  станут клиентами конкурентов. Конкуренция выступает в роли своеобразного раздражителя, побуждающего участников рынка совершенствовать и обновлять свои товары, повышать их качество. Снижать цены, улучшать систему торгово-сбытового обслуживания.

Организация конкурентной борьбы – одна из важнейших функций маркетинга. Если фирма не борется со своими конкурентами, она обречена

на отставание и поражение. Цель конкурентной борьбы – достигнуть

_____________

¹ Маркетинг. Учебно- практическое пособие / Под ред. проф. И.К.Беляевского. М.,1998.

конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию.

Американский маркетолог А.Литтл следующим образом распределил конкурентные позиции: доминирующая, сильная, благоприятная, надежная, слабая, нежизнеспособная. Т. Питерс и Б. Уотермен сформулировали общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

  1. нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела;
  2. близость предприятия к клиенту;
  3. создание автономии и творческой атмосферы на предприятии;
  4. рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать;
  5. демонстрация важности общих для предприятия ценностей;
  6. умение твердо стоять на своем;
  7. простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала;
  8. умение быть одновременно мягким и жестким. Держать под жестким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные¹.

С позиций маркетинга различают конкуренцию:

-функциональную (межотраслевую). Она  обусловлена тем, что потребность  может быть удовлетворена разнообразными способами. Все товары, обеспечивающее удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами.

-видовая. Она является следствием  того, что существуют товары, предназначенные  для одной и той же цели, но отличающиеся друг от друга

какими-то существенными параметрами и соответственно имеющие различные виды.

______________

¹ Федько В.П. Маркетинг. Серия «Высший бал». Ростов н/Д: Феникс, 2002. 

- предметную (межфирменную). Такая  конкуренция возникает в результате  того, что фирмы выпускают по  сути  идентичные товары,

различающие лишь качеством изготовления (или одинаковые по качеству).

Конкурировать между собой могут монополии (монополистическая конкуренция). Монополисты – производители товара соперничают между собой за более выгодные условия сбыта продукции. Как правило, инструментами этого вида конкурентной борьбы являются качество товара и тактика маркетинговой деятельности.

Особой формой предметной конкуренции является олигополистическая конкуренция крупных производителей за лучшие, более выгодные условия производства и продажи товара. Важную роль здесь играет переговорный процесс с целью устранения возможности ценовой войны. Обычно достигается договоренность о единых ценах и квотах продаж. Конкуренция проявляется в форме укрепления марки товара, дифференциация потребительских свойств товара, организации сбыта и поставки, сервиса.

Когда на рынке выступает большое число производителей, предлагающих массовую продукцию с однородными свойствами (зерно, нефтепродукты, некоторые виды сырья), их соперничество принимает вид чистой (простой) конкуренции, где отсутствуют явные конкурентные преимущества. Важным фактором конкурентной борьбы становится устойчивая, надежная репутация фирмы, сложившаяся в результате неизменно высокого качества и надежности товара, строго выдерживаемых  сроков и условий поставки, системы сбытовых льгот и т. п¹.

 Конкурентная борьба на рынке  выступает в виде ценовой  и  неценовой конкуренции. В первом  случае борьба с конкурентами  ведется посредством снижения  цены на свой товар.

Ценовая конкуренция бывает прямой и скрытой. В первом случае фирмы широко оповещают общественность о снижении цен  на выпускаемые

____________

¹ Маркетинг. Учебно- практическое пособие / Под ред. проф. И.К.Беляевского. М.,1998.

товары, во втором – выводят на рынок новый товар  со значительно улучшенными потребительскими свойствами при незначительно

повышенных ценах. Ценовой метод конкурентной борьбы малоэффективен, так как конкуренты практически сразу могут предпринять аналогичные ответные шаги. Кроме того, манипулирование ценой исключает возможность какой-либо финансовой стабильности, осложняет планирование и управление предприятием.

В современных условиях ценовой метод продолжает применяться при внедрении на новые рынки (например, японцы при проникновении на новые рынки практикуют снижение цен на 10%). Однако снижение цен предполагает точный и основательный анализ будущих прибылей и уровня рентабельности. Необходимо точно просчитать, приведет ли снижение цен к росту доходов.

Наиболее предпочтителен метод неценовой конкуренции, т.е. выделение своего товара из ряда товаров-аналогов, придание ему уникальных для покупателя свойств, повышения уровня технического обслуживания, развитие прогрессивных форм сбыта, совершенствование структуры и функциональных сторон деятельности фирмы, учет специфики спроса покупателей, вплоть до индивидуальных запросов. Для этого конкуренты прибегают к выпуску новых товаров, их усовершенствованию, повышению их качества, рекламе, представлению все более разнообразного круга дополнительных услуг и гарантий послепродажного обслуживания. Особое внимание при этом уделяется цене потребления. В неценовой конкуренции проявляется связь между качеством товара и той прибылью, которую получает фирма, сумевшая продвинуть данный товар.

Неценовой метод конкуренции является более эффективным, так как конкуренты не могут столь же быстро, как при ценовом, предпринять ответные шаги. Поэтому неценовую конкуренцию называют еще эффективной конкуренцией. Данный метод требует больших усилий и финансовых затрат по сравнению с ценовой, но они с лихвой окупаются в случае успеха.

В зависимости от  целей и возможностей фирма может выбрать один из нескольких вариантов конкурентного поведения:

  1. создание новых продуктов, технологий, методов сбыта, сервиса и рекламы;
  2. копирование и минимальные сроки и с минимальными затратами результатов тех, кто создает что-то новое;
  3. сохранение достигнутых позиций в течении максимально возможного периода времени путем повышения качества, видоизменения ассортимента и иных мер.

Конкуренцию конкурентов и их стратегию изучают теми же методами, что и рынки. Для рыночного успеха важны все составляющие, но особо значимыми являются следующие:

    • главные факторы конкурентоспособности чужих товаров;
    • деятельность в области рекламы и стимулирования сбыта;
    • практика в области разработки торговых марок товаров;
    • привлекательная сторона упаковки товаров;
    • организация гарантийного и послегарантийного сервиса;
    • сбыт и его организация; 
    • каналы товародвижения.

Информация о работе Анализ факторов конкурентоспособности предприятия ООО "Бурятмясопром"