Анализ факторов конкурентоспособности предприятия ООО "Бурятмясопром"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 04:37, курсовая работа

Краткое описание

Тема данного курсового проекта является весьма актуальной пока на рынке товаров и услуг фигурируют различные фирмы-производители, борющиеся за внимание потребителя к своему товару, которое, по сути, является основой их успешности, роста и процветания. Как взаимосвязанное явление, развивающиеся, сильные компании становятся поставщиками лучших, более дешевых товаров и услуг, при отличающем их работу высоком уровне сервиса и внимания к желаниям и нуждам клиентов.
Объектом исследования является предприятие ООО "Бурятмясопром", занимающееся выпуском и реализацией колбасных и мясных изделий.

Содержание

Введение
3
Глава 1.Конкурентоспособность предприятия, сущность и необходимость изучения в сфере экономики
5
1.1 Конкуренция и конкурентная борьба
5
1.2 Понятие «конкурентоспособность» и «качество продукции» в системе маркетинга
9
Глава 2.Анализ факторов конкурентоспособности предприятия ООО "Бурятмясопром"
17
2.1. Технико-экономическая характеристика ООО "Бурятмясопром"
17
2.2. Организационно-управленческий анализ ООО "Бурятмясопром"
20
2.3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО "Бурятмясопром"
26
2.4. Показатели экономической эффективности разработанных рекомендаций
33
Заключение
35
Список использованных источников
37

Вложенные файлы: 1 файл

Пути повышения конкурентноспособности предприятия.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Понятие «конкурентоспособность» и «качество продукции» в системе маркетинга

Состояние экономической и социальной жизни любой страны и любого потребителя зависит от того, насколько успешно решаются проблемы качества и конкурентоспособности продукции. Исследования в этой области играют не последнюю роль в разработке стратегии предприятия, особенно в случае его выхода на новые рынки сбыта. Результаты оценки оказывают влияние на формирование комплекса маркетинга, в том числе и на такие его элементы, как планирование сбыта и продвижения продукции. Данные по анализу конкурентоспособности товара закладываются в основу разработки новой продукции, что затрагивает вопросы организации производственного процесса, планирования инвестиций.

Конкурентоспособность и качество – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя по созданию, выпуску и сбыту товаров и услуг. Конкуренция носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая и их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможности.

Товар в маркетинговом понимании – «это не то, о чем подробно рассказывает инженер, а то, чего подспудно требует от него потребитель, - указывал американский маркетолог Теодор Левит». То, что требуется конкретному конечному потребителю в смысле свойств и особенностей товара, для производителя и продавца складывается в понятие «конкурентоспособность» продукта или товара, и задача производителя – добиться соответствующего запросам конкретного рынка и уровня конкурентоспособности конкретных потребителей. Это не обязательно должен быть самый высокий технический уровень или уровень мировых стандартов. Может быть ситуация, когда изделие, отвечающее с технической точки зрения мировым образцам, не находит активного сбыта на конкретном рынке, т.е. не имеет должной конкурентоспособности.

Превышение норм, стандартов и правил (если оно не вызвано повышением государственных или иных требований) не только не улучшает

конкурентоспособность изделия, но может снизить ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности. Понятие «конкурентоспособность товара» - весьма емкое и многогранное и не может быть сведено только к технико-экономическим показателям изделия или техническому уровню товара.

Любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием.

Конкурентоспособность новых товаров должна быть долговременной и опережающей. Для этого необходимо обеспечить непрерывное и систематическое изучение конкурентоспособности товара в тесной привязке к фазам его жизненного цикла. Следует учитывать и тот факт, что выпуск предприятием нового продукта прежде, чем старый исчерпал свои возможности поддержания конкурентоспособности, экономически нецелесообразен.

Качество товара является основной составляющей конкурентоспособности товара, но не единственной. В соответствии с определением Международной организации по стандартизации (ИСО), качество – это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Конкурентоспособность товара в отличие от качества определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются.

Конкурентоспособность товара – это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов-аналогов по степени удовлетворения запросов потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать  ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным¹.

Из определения конкурентоспособности видно, что одним из условий выбора  товара потребителем являются затраты, которые будут связаны с  приобретаемым товаром. Для многих видов товаров, особенно для технически сложных изделий, реализация полезного эффекта достигается в ходе их эксплуатации, что обычно  связано для покупателя с дополнительными расходами. Таким образом, приобретая товар, покупатель несет расходы как по его приобретению, так и по потреблению. Общая сумма этих расходов составляет цену потребления.

Некорректно отождествлять «конкурентоспособность» с «уровнем качества» и «техническим уровнем продукции». С позиции качества сравнимы лишь однородные товары. Группы продуктов классифицируются по показателям, характеризующим не только основные области их применения, но и существенные  конструктивные и технологические особенности. Это значительно сужает рамки классификации. С позиции оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения  берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, коль скоро они предоставляют иные возможности и способы удовлетворения одной и той же потребности.

Конкурентоспособность – важная рыночная категория, отражающая одну  из существенных характеристик рынка – его конкурентность.                  

Качество – категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность носит более динамичный и изменчивый характер. При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры, действия конкурентов – производителей и конкурирующих товаров, колебания цен, на воздействие рекламы и т.д.

  Конкурентоспособность – понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку времени продажи. И поскольку каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.

При определении качества продукта следует пытаться  выделить наиболее предпочтительные для потребителя свойства товара. Необходимо иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требования конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом.

Качество товара зависит от общественных потребностей  и возможностей производства по их удовлетворению и определяется несколькими уровнями.

  1. Соответствие стандарту. Качество оценивается как соответствие либо несоответствие требованиям стандарта (или другого документа на изготовление продукции – технических условий, договора и т. п.).
  2. Соответствие использованию. Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.
  3. Соответствие фактическим требованиям рынка. В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара.
  4. Соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям. Предпочтение покупателей получают товары, обладающие дополнительными к другим потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, малоосознаваемый ими характер.

Качество включает множество компонентов. К ним относятся  технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости – определяющие в этом ряду.

  Все большее значение приобретают такие свойства и характеристики, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические показатели связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность пр.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукций, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т. д.

Важным критерием определения качества изделия и соответственно его конкурентоспособности является соответствие продукции обязательным стандартам качества. Факт несоответствия изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос возможности поставки и сводит на нет остальную работу по повышению качества продукции. Поэтому при планировании выхода на новый рынок следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе.

Большое значение приобретает обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке.

При оценке качества товара в зависимости от количества показателей, по которым принимается решение о качестве, применяют дифференциальный, комплексный или смешанный методы оценки.

Дифференциальный метод оценки качества товаров основан на использовании единичных показателей качества, при помощи которых определяется соответствие данного товара уровню базового образца в целом или по отдельным показателям. Комплексный метод основан на сопоставлении обобщающих показателей качества оцениваемого  и базового образцов.

 Помимо качества конкурентоспособность  включает в себя маркетинговую  и коммерческую составляющие, что, в совокупности представляет  собой цену приобретения товара. Маркетинговая составляющая показывает  преимущества или недостатки в уровне конкурентоспособности товара по характеру и качеству исследования рынков и запросов конечных потребителей, степени эффективности работы по продвижению товара на рынок, стимулированию продаж, рекламной деятельности, учету ЖЦТ, правильности выбора ценовой стратегии, рациональности формирования сбытовой сети и каналов товародвижения и пр.

Коммерческая составляющая конкурентоспособности свидетельствует о качестве коммерческой работы по сравнению с фирмами-конкурентами и включает в себя уровень компетенции в подготовке и проведении переговоров и заключении торговой сделки, в выборе форм и методов поставки товара, определении условий контракта, в частности, цены товара, его качества, способов удовлетворения возможных рекламаций, согласовании условий и форм платежа, сроков и условий поставки товара, технического обслуживания и т. д.

Конкурентоспособность характеризуется также экономической составляющей, показывающей выгодность или невыгодность данного товара с точки зрения расходов на его использование и утилизацию: количество и стоимость потребляемых сырья и материалов, топлива и энергии, расходы и сроки осуществления ремонтных работ и снабжения запасными частями, количество рабочих для обслуживания данного товара, расходы на их заработную плату др.

Немаловажное значение придается вопросам имиджа и престижа как фирмы, производящей товар, так и коммерческих и торговых специалистов фирмы, а также авторитету самой страны, где производится товар. Показателями престижности фирмы могут служить степень признания на рынке и у потребителей авторитета ее товарного знака (за что они согласны платить дороже), доля данной фирмы в общем объеме продаж данного товара на данном рынке, динамика роста продаж и т.д. Престижность товара – это способность товара  придать его пользователю определенный социальный статус.

В целом все вышеуказанные составляющие конкурентоспособности образуют цену потребления товара, она не сводится только к цене, по которой покупатель приобретает товар, а включает и такие понятия, как  экономичность использования товара в процессе эксплуатации, престижность его торговой марки и т.д.

Цена потребления обычно больше продажной цены. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ факторов конкурентоспособности предприятия ООО                                                        "Бурятмясопром"

 

2.1. Технико-экономическая характеристика ООО "Бурятмясопром"

Полное фирменное наименование - Общество с ограниченной ответственностью "Бурятмясопром".

Место нахождения: Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пугачева,38.

Видами деятельности общества являются:

организация и ведение оптовой, мелкооптовой розничной и бартерной торговли, торгово-закупочная деятельность, торгово-посредническая, иная коммерческая деятельность, создание совместных производств, торговых точек, фирменных магазинов, в том числе коммерческих и комиссионных;

Информация о работе Анализ факторов конкурентоспособности предприятия ООО "Бурятмясопром"