Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 15:48, курс лекций
В наше время "информационный взрыв" ощутим не только в сфере экономики и бизнесе, но и в области государства и права. Практика последних лет показывает неуклонное увеличение количества нормативных юридических актов, рост числа документов, принимаемых на уровне организаций и предприятий (учредительные документы, договоры, соглашения и т.п.). Поскольку эти документы крайне необходимы для регулирования общественных отношений, требуется оптимизировать информационные потоки в области правового регулирования на основе использования современных информационных технологий.
В разделе "Российское законодательство" есть документ "О налоге на добавленную стоимость" письмо ГНС России от 25.09.96 N ВЗ-4-03/58н, письмо Минфина России от 25.09.96, 16.06.94, 10.04.96 N 04-03-07, 16-30-65, б/н.
Этот документ принят двумя органами и имеет несколько номеров. Если этот документ попадает в список, который необходимо отсортировать, например, по номеру документа, то он будет указан в списке ДВАЖДЫ. Каждый раз в соответствии с одним из номеров.
4. Быстрое перемещение
по списку возможно за счет
использования контекстного
5. Копирование (удаление) списка (части списка) в буфер обмена, копирование в файл, вывод списка на печать.
Эти команды позволяют сохранить или перенести в другое место списки (их части), полученные в результате поиска. Для выполнения всех этих команд требуется предварительно выделить необходимые для последующей работы элементы списка (документы). Для этого существует несколько стандартных для Windows-приложений способов. Например, щелкнуть мышью на первом элементе списка (первом элементе группы) и, удерживая кнопку, вести курсор вниз по списку до последнего элемента списка (группы элементов). При этом выделенная часть списка меняет свой цвет. После этого выполнить команду копирования помеченной области в буфер временного хранения можно четырьмя способами:
I. Нажать правую кнопку мыши в области списка и в открывшемся контекстно-зависимом меню выбрать команду "Копировать";
II. Нажать горячую клавишу <Ctrl+Ins>;
III. Выполнить команду "Копировать" в меню "Редактирование";
IV. Нажать кнопку "Копировать" панели инструментов.
Кроме того, для удаления документов из списка с переносом их в буфер можно воспользоваться командой "Вырезать".
Отличия при сохранении в файл от распечатки списка касаются только выбора соответствующей команды из контекстно-зависимого меню, системного меню или панели инструментов.
6. Перенос списка (его части) в пользовательскую папку.
Специальная команда позволяет положить всю выборку или помеченную группу элементов в папку материалов пользователя. Назначение папок пользователя и порядок работы с ними мы изучим позже.
7. Для удобства анализа результатов поиска по нескольким различным поисковым запросам в системах "Кодекс" имеется возможность выполнения логических операций над выборками. Такими операциями являются объединение, пересечение, разность. В результате выполнения команды "Объединение" элементы списка, предварительно скопированного в буфер, объединяются с элементами списка текущего окна выборки. Если в списках не присутствовало ни одного совпадающего документа, то суммарное количество документов после выполнения операции будет равно сумме документов в списках. Если списки были абсолютно одинаковыми, то результатом будет тот же список. И наконец, если в списках присутствовало некоторое количество одинаковых документов, то количество документов в результирующей выборке будет не более чем сумма документов из исходных списков, но не менее, чем документов в самом большом списке.
После выполнения команды "Пересечение" в списке текущего окна с выборкой остаются элементы, которые одновременно присутствуют в обоих списках (выборка и буфер временного хранения). Т.е. количество документов в результирующем списке может изменяться от нуля (пустой список) до числа, соответствующего количеству документов в меньшем списке.
Команда "Разность" позволяет оставить в текущей выборке все элементы, кроме тех, которые содержал список, ранее скопированный в буфер.
Следует отметить, что команды операций со списками будут открыты для использования только после выполнения команд "Вырезать" или "Копировать".
Кроме того, действия, которые можно производить над списком, находясь в списке, описаны в локальном контекстно-зависимом меню, которое вызывается щелчком правой кнопки мыши.
5.2. Работа с текстом
Как правило, конечным этапом работы пользователя в системе является работа с текстом документа, тематическим комментарием, примечанием к документу, примечаниями, сделанными к закладкам в текстах документов.
Обычно любой документ, находящийся в базе данных, имеет "историю" возникновения и создан на основе уже имеющихся в базе данных документов. Бывает и наоборот, когда на основе существующего создаются новые документы. Это особенно контрастно подчеркивается наличием бланкетных статей в законодательных актах. Следует отметить, что в отечественном законодательстве есть большое количество документов, которые одновременно являются "наследниками" и имеют "последователей". Эти юридические связи между документами, а также комментарии специалистов, принимающих участие в юридической обработке документов, представляют существенный интерес при детальном анализе документа. Поэтому практически все разработчики ИПС поддерживают механизм, в соответствии с которым для каждого документа создаются комментарии и примечания, списки корреспондентов и респондентов, а также другая полезная информация. Внимательный анализ информации, приведенной в этих приложениях, позволяет более четко представить место документа в правовой системе и отграничить одни общественные отношения от других.
Различные производители ИПС имеют различные подходы к составу, порядку подготовки и объему этих вспомогательных материалов. И тем не менее с известной долей условности все материалы можно разделить на объективные и субъективные. К объективным относятся такие, как дата и место опубликования, вид документа, дата вступления в силу и т.п. Более сложная картина с материалами, помещаемыми в документ в процессе экспертного уровня юридической обработки. Хотя по формальным признакам в различных ИПС эти комментарии должны совпадать, тем не менее их состав и качество определяются субъективным мнением юристов, фирмы-разработчика.
Рассмотрим порядок представления документов и дополнительной информации в ИПС на примере систем "Кодекс".
Документ базы данных "Кодекс" может быть загружен в информационное окно следующим образом:
- из выборки документов, полученной в результате поиска;
- из списка документов текущей тематики;
- из выборки, лежащей в папке пользователя;
- при выборе закладки из списка, лежащего в папке пользователя;
- в результате гипертекстового перехода по ссылке из текста другого документа;
- из списка, лежащего в ярлыках документа.
Работая в информационном окне с текстом документа, пользователь имеет возможность:
1. просмотреть текст и приложения к нему (статус, оглавление документа, примечания к документу и т.п.);
2. осуществить переход по ссылкам, расположенным в тексте;
3. организовать поиск подстроки в тексте;
4. быстро перемещаться по тексту, используя быстрый контекстный поиск;
5. быстро перемещаться между текстами документов без возврата в список документов;
6. установить закладку;
7. скопировать выделенную в тексте область в буфер обмена, распечатать или записать в файл текст документа со всеми его приложениями (только текст или, наконец, выделенную часть текста);
8. использовать встроенный
текстовый редактор для
9. передать текст в другие приложения (в текстовый редактор MS Word).
Возможности работы с текстами комментариев, примечаний и внешних файлов аналогичны возможностям работы с текстом документа.
Строго говоря, основные возможности работы с текстами определены командами контекстно-зависимого меню, которое пользователь может открыть в области текста, нажав правую кнопку мыши, и командами меню "Редактирование" основного меню системы.
5.2.1. Просмотр
текста документа и его
Сразу после загрузки документа в информационное окно в поле окна появляется его текст, а приложения к тексту скрыты под ярлычками, которые расположены в нижней части информационного окна. Для удобства использования документа используется цветовая и стилевая разметка текста.
Отметим, что если документ был загружен из выборки, полученной в результате контекстного поиска, то слова (фразы) из контекста поискового запроса в тексте документа будут выделены цветом и(или) стилем. Просмотреть все эти метки можно, выполняя команду "Результат поиска" меню "Редактирование", до тех пор, пока в строке состояния окна "Кодекс" не появится сообщение: "Контекст не найден".
Войдя в текст документа, его можно пролистать, используя полосу прокрутки или клавиши управления курсором. С помощью клавиши Ctrl+End можно перейти в конец документа, а с помощью клавиши Ctrl+Home - в начало документа. Для возвращения обратно в список документов следует нажать клавишу Esc либо щелкнуть мышью по кнопке "Возврат" на панели инструментов. Следует обратить внимание на то, что, в каком бы месте текста мы ни находились, на экране сохраняется информация о виде документа, дате принятия и номере (в верхней части).
В нижней части окна с текстом документа имеется ряд ярлычков. Обязательно присутствуют ярлычки "Текст", "Тематика" и "Статус". Кроме того, могут присутствовать ярлычки "Оглавление", "Ссылается на", "На него ссылаются", "Редакции" и др.
Если открыть любой из ярлычков, то информационное окно будет разделено по горизонтали. В верхней части окна всегда будет находиться фрагмент текста документа, а в нижней части - выбранное для просмотра приложение, соответствующее ярлычку.
Разделитель информационного окна можно передвигать по вертикали, увеличивая при необходимости либо текстовую, либо служебную часть окна. Мы уже говорили о материалах, которые сопровождают документ, перечислим их снова.
По умолчанию при входе в документ из списка выбран ярлычок "Текст". Его выбор означает, что мы попадаем в текст документа.
На ярлычке "Статус" приводится полное наименование документа, его вид, принявший орган, статус документа, где и когда был официально опубликован данный документ, какие изменения и дополнения к нему были приняты, другая необходимая информация.
При изучении документа полезно просмотреть списки всех документов, на которые он ссылается (респонденты) и которые имеют ссылки на него (корреспонденты). Из списков респондентов и корреспондентов можно непосредственно перейти к текстам этих документов. Напомним, что прямые ссылки указывают на документы, которые упоминаются в просматриваемом документе (респонденты данного документа); обратные ссылки указывают на документы, в которых упоминается просматриваемый документ (корреспонденты данного документа). Выбрав корешок "Корреспонденты", мы получаем список всех корреспондентов данного документа.
Перейдя на ярлычки "Тематики", "Ситуации" можно ознакомиться с перечнем вопросов, которые регулирует данный документ.
С предыдущими редакциями документа можно ознакомиться, перейдя по ярлыку "Редакции". После внесения в нормативный акт изменений юристы компании-разработчика готовят новую редакцию этого документа с учетом принятых изменений и дополнений и включают ее текст в информационный раздел в виде отдельного документа. При этом все старые редакции этого же документа сохраняются в системе, то есть в ней представлена ретроспектива редакций одного документа. Все предыдущие редакции снабжены пометкой "Старая редакция". В тексте любой редакции документа рядом с каждым измененным фрагментом содержатся указания на все документы, на основе которых внесены изменения, и ссылка на текст этого фрагмента в предыдущей редакции (если он там был). Поскольку все предыдущие редакции документа переносятся в архивные разделы, для их просмотра необходимо эти разделы подключить.
Ярлычок "Оглавление" создан для удобства работы с документами, имеющими внутреннюю структуру, в системе приводятся их оглавления. Он дает возможность быстро перейти к нужной части документа.
Следует отметить, что состав и количество ярлычков может отличаться не только для разных документов, но и для одного документа в зависимости от состава подключенных информационных разделов.
Для оперативного оповещения пользователя о важных атрибутах документа (недействующий, особенности вступления в силу и т.п.) в системах используются специальные информационные строки, размещаемые в верхней части окна с текстом документа.
После открытия документа, статус которого содержит атрибут “недействующий” (а также в ряде других случаев), в верхней части окна с текстом документа появляется информационная строка с соответствующим предупреждением. Например, “Внимание! Документ недействующий”.
Данным элементом интерфейса можно управлять. Если необходимо убрать информационную строку (вы ее не используете), щелкните мышью на кнопке, расположенной в левой части строки. Информационная строка исчезнет, но как только в окно будет выведен текст нового документа, имеющего атрибут “недействующий”, - информационная строка появится вновь. Отключить информационную строку можно и из контекстно-зависимого меню, когда курсор мыши находится в области панели инструментов. Меню содержит ряд переключателей и команд работы с панелями инструментов, в том числе переключатель - ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРОКА. Щелчком мыши на переключателе вы включаете/выключаете режим показа информационной строки.