Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 15:48, курс лекций
В наше время "информационный взрыв" ощутим не только в сфере экономики и бизнесе, но и в области государства и права. Практика последних лет показывает неуклонное увеличение количества нормативных юридических актов, рост числа документов, принимаемых на уровне организаций и предприятий (учредительные документы, договоры, соглашения и т.п.). Поскольку эти документы крайне необходимы для регулирования общественных отношений, требуется оптимизировать информационные потоки в области правового регулирования на основе использования современных информационных технологий.
Наиболее правильная позиция при оценке объема предоставляемых пользователю информационных ресурсов состоит в следующем. Полноту информационного наполнения систем следует рассматривать не с точки зрения абсолютного числа документов в базе данных, а с точки зрения задач, стоящих перед пользователем системы. В зависимости от круга решаемых задач, времени, отведенного на принятие решения, уровня подготовки и других индивидуальных особенностей пользователя необходимое количество информации в системе может существенно отличаться. Таким образом, полнота информации является понятием относительным. Поэтому, прежде чем говорить о полноте информации, в нескольких словах охарактеризуем пользователя профессиональных правовых систем.
Например, разработчики ИПС "Кодекс" исходят из предположения, что компьютерные юридические системы должны выступать в роли помощника профессионала (юриста, бухгалтера, финансиста, менеджера), специально занимающегося работой с нормативными актами. ИПС должны обеспечить этим потребителям максимум необходимой информации и максимум возможностей аналитической работы с документами.
Имея в виду одинаковые категории пользователей, разработчики ИПС, тем не менее, для количественной оценки этого параметра используют различные подходы.
Самым очевидным из способов измерения полноты информационного банка является вычисление отношения количества включенных в банк данных нормативных актов к числу реально существующих. Следует отметить, что эта величина изменяется во времени в соответствии с активностью законотворческой деятельности органов. Трудность этого способа состоит в том, что в настоящее время практически невозможно определить реальное количество правовых актов, принимаемых в различных органах власти. Поэтому этот способ на практике неприменим.
Наиболее распространен способ, в соответствии с которым полнота определяется абсолютным числом документов, включаемых в системы. И чем больше документов в системе, тем выше ее полнота. Еще 5 лет назад этот показатель имел принципиальное значение. Однако, в настоящее время во всех системах вопросы поставки документов от органов государственной власти организованы таким образом, что общее количество документов в системах примерно одинаково, а отличия касаются малозначимых, внутренних или индивидуально-определенных документов.
Когда речь идет о количестве документов, следует учитывать и позиции разработчиков относительно того, что считать "документом". Например, некоторые разработчики ИПС включают в системы с законодательством собственные аналитические материалы, обзоры и т.п. Нет единообразия и в подсчете редакций одного документа (а таковых иногда бывает более двух десятков). Особо интересен случай, когда вновь включаемый в базу документ изменяет несколько уже находящихся в базе. В этом случае принятие законодателем одного документа приводит к пополнению информационных банков сразу несколькими новыми редакциями.
Таким образом, абсолютное количество документов в настоящее время не имеет принципиального значения. Важно, чтобы подавляющее большинство пользователей получало максимум тех документов, которые им могут понадобиться.
Оперативность поступления новых документов
Оперативность поступления документов в ИПС обычно рассматривается как совокупность двух составляющих:
- оперативность включения документа в эталонный банк данных разработчика;
- оперативность передачи документов пользователям.
Оперативность поступления документов в базы данных определяется временем прохождения документа от источника до включения документа в эталонную базу данных разработчика. Минимальное время доставки документа обеспечивается наличием прямых договоров об информационном обслуживании с органами власти и управления. Разработчики современных ИПС обеспечивают практически одинаковую оперативность получения документов. При этом существуют незначительные различия в сроках получения документов из различных ведомств, обусловленные субъективными факторами.
Оперативность передачи документов пользователям определяется временным интервалом, прошедшим между моментом включения документа в эталонную базу и моментом передачи этого документа пользователю. Сегодня все производители обеспечивают высокие значения этого показателя. Однако существуют значительные отличия. В настоящее время только системы "Кодекс" и "КонсультантПлюс" располагают кусочными схемами обновления и предоставляют пользователям любую периодичность обновления, включая ежедневное по сетям коммуникаций. Однако технологически процесс обновления осуществляется в системах по-разному.
"КонсультантПлюс" имеет
схему обновления, при которой
изменения производятся
Другой недостаток системы обновления "КонсультантПлюс" состоит в том, что в случае сбоя в процессе обновления может быть нарушена структура базы данных пользователя, что в дальнейшем потребует либо переустановки базы, либо очень долгой операции ее переиндексирования.
В ИПС "Кодекс" существуют два типа обновлений: оперативные и стандартные.
Оперативные обновления собираются во временной БД, и это единственный их недостаток. Преимущество же их в том, что эта технология не затрагивает основную БД (обезопасив ее от сбоев), не требует выхода всех пользователей в сети, полностью автоматизируется при получении добавок через Интернет. Эта технология позволяет обновлять тома БД, даже если они расположены на CD-ROM или других защищенных от записи носителях.
Стандартные обновления делаются раз в месяц, при этом изменения производятся непосредственно в файлах БД, аналогично СПС "КонсультантПлюс". Разница только в том, что они, в отличие от СПС "КонсультантПлюс", гарантируют точное совпадение получившихся файлов у пользователя и у изготовителя БД.
Обращаем внимание, что, как правило, все новые документы за текущий день доступны пользователю в Интернет на серверах производителей ИПС (например, www.kodeks.ru).
Достоверность и аутентичность информации
Критерием достоверности и аутентичности являются степень надежности источника получения оригинала документа (источником может быть ведомство, принявшее документ) и степень соответствия информации в БД оригиналу документа. Для правовой информации оригиналом служит официальный экземпляр правового акта или его официальная либо неофициальная публикация в печатных изданиях.
Достоверность и аутентичность информации достаточно высока во всех системах: "Гарант", "Кодекс", "КонсультантПлюс". Все три фирмы имеют достаточно хорошо организованную сеть получения информации и множество надежных источников информации. Не вызывает сомнения, что документы во всех системах вводятся из достоверных источников и каждая из фирм располагает множеством каналов получения официальных документов. При внесении документов в БД они подвергаются неоднократной сверке с оригиналом, что обеспечивает достаточно высокую степень аутентичности. Выделить здесь кого-либо также трудно. Тем не менее несколько более высокое качество обработки неоднократно отмечалось независимыми экспертами у системы "Гарант".
Все больше документов, принимаемых различными органами власти, имеют в своем составе иллюстрации (схемы, рисунки, графики), которые носят нормативный характер. Например, постановление Правительства РФ от 23.10.93 N 1090 "О правилах дорожного движения (с изменениями на 31 октября 1998 года)", распоряжение Премьера Правительства Москвы от 26.07.99 N 703-РП "О Концепции развития городских стационарных лечебно-профилактических учреждений на 1999-2005 годы", постановление правительства Санкт-Петербурга от 23.09.99 N 44 "О Концепции инвестиционного развития территории кварталов 9, 11, 82, 85, 86 Московского административного района Санкт-Петербурга", Приказ МВД России от 20.04.99 N 297 "Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (Минюст N 1771 30.04.99) (с изменениями на 21 июня 1999 года)" и многие другие.
Не все разработчики ИПС оказались готовы к этой ситуации. Сегодня только в ИПС "Кодекс" наиболее аутентично приведены документы с иллюстрациями.
В системе "Кодекс" обеспечивается высокий уровень достоверности и аутентичности информации:
1) за счет налаженной
системы получения официальных
документов из центральных
2) получения официальных
электронных текстов
3) многоступенчатой системы
проверки аутентичности
Подтверждением высокого уровня достоверности информации является придание официального статуса текстам документов Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Ленинградской области, Администрации Саратовской области, включенных в правовую систему "Кодекс".
Качество юридического и информационного сервиса
Качество и глубина обработки документов при включении их в БД предопределяет уровень юридического и информационного сервиса, который в результате получит пользователь. Поэтому все разработчики профессиональных юридических справочных систем уделяют очень много внимания этой работе.
Под юридической обработкой документов понимается совокупность юридических, информационных и технологических процедур по определению места документа в системе российского законодательства (классификация, юридическая сила, действие во времени и пространстве и т.д.), выявление взаимосвязей между документами и фиксация этих связей при помощи специальных средств (гиперссылки, создание редакций документов и т.п.).
Надо отметить, однако, что разработчики систем "Кодекс", "Гарант", "Консультант" имеют зачастую совершенно различные точки зрения в отношении того, чем определяется качество юридической обработки. Кроме того, надо представлять себе реальную ситуацию: при большом объеме ежедневно обрабатываемых документов любая из конкурирующих систем на практике имеет как положительные стороны, так и недостатки в юридической обработке.
2.4. Технологии обработки юридической информации.
В настоящее время системы "Кодекс" обеспечивают высокий уровень юридического и информационного сервиса, в них содержится все необходимое для:
- принятия пользователем
юридически правильного
- предостережения пользователя от юридической ошибки.
В системах "Кодекс" существуют два уровня обработки:
- базовый информационно-
- экспертный уровень.
Базовый информационно-юридический уровень включает в себя комплекс обязательных информационных, юридических, технологических процедур, которые, безусловно, должны быть обеспечены при обработке каждого документа. Базовый информационно-юридический уровень обработки должен быть обеспечен в обязательном порядке - он-то и закладывает фундамент юридического и информационного качества системы.
Базовый информационно-юридический уровень обработки документов включает в себя:
- определение типа документа, т.е. прежде всего выявление, содержит ли документ правовые нормы;
- определение даты вступления в силу документов;
- определение действия документов на данный момент времени;
- тематическая классификация документов;
- заполнение иных необходимых атрибутов документа;
- установка ссылок на все упомянутые в тексте документы;
- подготовка (при необходимости)
постатейных примечаний на
- подготовка новых редакций документов.
Рассмотрим особенности выполнения некоторых из этих процедур.
Определение типа документа
Юридическая служба "Кодекс"
проводит анализ принимаемых документов
на предмет выявления среди них нормативно-правовых
актов или отнесения документов к иным
категориям: организационно-
Соответственно, пользователю очень важно получить по рассматриваемой проблеме исчерпывающий перечень нормативно-правовых актов и не отвлекаться на анализ вспомогательных документов. Система "Кодекс" дает пользователю возможность быстро выявить круг документов, содержащих правовые нормы. Это обеспечивается поиском или дополнительной выборкой документов, имеющих атрибут типа "нормативный акт".
Вступление нормативных актов в силу
Подробную справку о порядке вступления документов в силу вы можете найти в разделе "Юридическая справка" системы "Кодекс"