Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:03, аттестационная работа
Общественные отношения в сфере административной ответственности, правовые нормы, регулирующие указанные отношения. Виды административных наказаний и меры ответственности.
ВВЕДЕНИЕ
1. Административная ответственность: понятие, особенности.
Законодательные основы административной ответственности
2. Административное правонарушение как основание административной ответственности. Понятие, признаки, состав административного правонарушения (субъекты, субъективная сторона, объекты, объективная сторона)
3. Условия освобождения от административной ответственности
4. Понятие и виды административных наказаний, их общая характеристика
5. Назначение административных наказаний
6. Административная ответственность организаций (юридических лиц)
7. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
8. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг
9. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)
10. Административные правонарушения против порядка управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Штраф нельзя применять к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов определения размеров штрафов.
Так, штраф может выражаться в величине, кратной:
1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
Данный порядок исчисления штрафа предусмотрен только по делам о нарушении таможенных правил, в соответствии с нормами гл. 16 КоАП РФ, а также за правонарушения в области предпринимательской деятельности;
3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа.
Размер административного штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ.
Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц – 50, на юридических лиц – 1000.
Административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может быть установлен в размере для должностных лиц до 200, для юридических лиц – 5000 МРОТ.
Сумма
административного штрафа подлежит зачислению
в бюджет в полном объеме в соответствии
с законодательством Российской Федерации.5
3. Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.
Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
Данная санкция применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.
4. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.
Как административное наказание она имеет ряд особенностей.
Во-первых, конфискация назначается только судьей. Данное положение основано на ч.3 ст. 35 Основного Закона РФ, где провозглашено: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Административная конфискация может применяться к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам. Это во-вторых.
В-третьих, она является специальной конфискацией, применяемой только в отношении орудий совершения или предметов административного правонарушения. Как правило, в санкции статьи КоАП РФ четко устанавливается , какой предмет подлежит конфискации (например, этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, произведенная продукция, фашистская атрибутика или символика и т.п.).
Не всякий предмет может быть конфискован. Так, не подлежат конфискации личные вещи (одежда, белье и т.п.), вещи, используемые в быту и необходимые для проживания (телевизор, холодильник и т.п.). Конфискация не может быть обращена и на предметы, находящиеся в общей собственности лица, привлеченного к ответственности, с супругами, родителями, другими родственниками и лицами. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
В-четвертых, ранее в ст. 29 КоАП РСФСР было закреплено, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности правонарушителя. К сожалению новый Кодекс такого правила не содержит. Некоторые составы правонарушений предусматривают применение конфискации к должностным лицам, которые чаще всего не являются собственниками конфискуемых предметов (например, ст. 14.10, 14.16 – 14.18, 19.19). Получается, что конфискация может применяться к лицу, являющемуся субъектом административного правонарушения, но не являющемуся собственником имущества. Если конфискуется предмет, который не принадлежит виновному, то наказывается не он, а собственник, которого лишают законного права собственности навсегда, что противоречит букве и духу Конституции РФ.6
5. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.
Данное наказание относится к числу длящихся, срок лишения правонарушителя специального права определяется судьей. Он не может быть менее одного месяца и более двух лет. В числе санкций КоАП РФ называет два вида лишения специального права: управления транспортными средствами и охоты. При этом установленный статьями Особенной части КоАП РФ срок лишения права управления транспортным средством не превышает одного года, а вот лишение права охоты возможно до двух лет.
Лишение прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.
6. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток.
Административный арест является строгим, а для граждан России его можно считать самым строгим административным наказанием. Эта мера ответственности ограничивает конституционное право человека и гражданина на свободу передвижения и оказывает серьезное воздействие на личность, так как предусматривает содержание под стражей в условиях изоляции от общества в течение определенного промежутка времени. Поэтому административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Это правило обращено как к законодателю, так и к субъектам, применяющим данное наказание, т.е. к судьям.
Данная мера ответственности устанавливается только за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления.7
Одним из ярких проявлений гуманизма закона является запрещение применения административного ареста к четырем категориям лиц:
- к беременным женщинам;
- женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;
- лицам, не достигшим возраста 18 лет;
- инвалидам Ι и ΙΙ групп.
Срок административного ареста исчисляется сутками, начиная с того часа, когда виновный был взят под стражу. Срок административного задержания включается срок административного ареста, но в данном случае речь идет только о процессуальном задержании, урегулированном ст. 27.3 – 27.6 КоАП РФ.
Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.
7. Административное выдворение за пределы России иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу за пределы Российской Федерации или в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами.
Особенность административного выдворения за пределы Российской Федерации состоит в том, что эта мера административного наказания применяется только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Российские граждане не могут быть лишены гражданства, выданы другому государству, выдворены за пределы России. В соответствии с ч 3 ст. 62 Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Статья 3.10 КоАП РФ относится к числу тех норм федеральных законов, которые устанавливают особенности правового положения лиц, находящихся на территории России, но не являющихся ее гражданами. В данном случае закрепляется особенность административной деликтоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства – применение данной меры административной ответственности.
Закон предусматривает судебный и административный порядок применения такой меры ответственности.
Судебный порядок предусмотрен за совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства нарушения режима пребывания в Российской Федерации (ст. 18.8), иммиграционных правил (ст. 18.11). Судебный порядок применяется в тех случаях, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства законно прибыли и уже находятся на территории Российской Федерации, пересекли пункты пропуска через Государственную границу РФ, но нарушают установленные для них правила пребывания.
Административный порядок применяется при совершении нарушения режима Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 18.1), а также при нарушении режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ч. 2 ст. 18.4) должностными лицами Федеральной пограничной службы.8
Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое наказание, как административное выдворение, оно закрепляется как дополнительное наказание наряду со штрафом, которое судья (должностное лицо) может присоединить к основному.
Последствия применения такой меры административной ответственности для иностранных граждан и лиц без гражданства довольно серьезные. Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что в течение пяти лет с момента исполнения данного наказания они лишаются права въезда на территорию России. Таковы же последствия и депортации.
8. Дисквалификация заключается в лишении гражданина права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
До 2002 г. такое наказание в административном праве было неизвестно. Однако по правовой природе это наказание очень похоже на уголовную санкцию: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В то же время, у этой меры административной ответственности есть много общего с лишением специального права. Но между ними существуют и серьезные различия.
Во-первых, речь идет о временном лишении разных прав, так как специальные права предоставляются гражданам в рамках разрешительной системы. Возможностью реализации таких прав обладают не все субъекты, они являются элементом специального административно-правового статуса личности. В административном порядке гражданин может быть лишен права на управление транспортным средством и охоту. А дисквалификация касается конституционных прав, которыми обладает каждый гражданин. По содержанию эти права связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, с возможностью участвовать в управлении. Однако следует заметить, что дисквалификация не предусматривает запрет занятия предпринимательской деятельностью в целом, а только специальными ее видами.9