Реферат. Аттестация государственных
служащих
Аттестация – определение, проверка,
оценка профессиональных, деловых и личностных
качеств служащего, установление его служебно-должностного
соответствия предъявляемым требованиям
к службе, занимаемой должности.
К этим актам принято относить
ст. 24 ФЗ "Об основах государственной
службы РФ" от 31 июля 1995 г. и Указ Президента РФ от
9 марта 1996г. №353 "Об Утверждении Положения
о проведении аттестации федерального
государственного служащего".
Целью аттестации является:
определение уровня профессиональной
подготовки, соответствие государственного
служащего занимаемой должности, совершенствование
деятельности государственного органа.
Законодатели выделяют две основные
задачи аттестации:
- установление соответствия
служащего занимаемой должности;
- присвоение квалификационного
разряда.
Аттестация в более широком понимании
решает следующие основные задачи:
- соблюдение на практике принципов
государственной службы; обеспечение
законности в системе функционирования
государственной службы;
- формирование профессионального
кадрового персонала государственных
органов;
- применение к государственным
служащим мер ответственности и стимулирования;
- повышение дисциплины и ответственности;
- обеспечение реального функционирования
механизма продвижения служащих по служебной
лестнице;
- поддержание стабильности
государственной службы;
- предупреждение и борьба с
правонарушениями и коррупцией в системе
государственной службы;
- выявление перспективы применения
потенциальных способностей и возможностей
государственных служащих;
- определение необходимости
повышения квалификации, профессиональной
подготовки и переподготовки государственного
служащего;
- регулирование и материальное
стимулирование государственного служащего.
В соответствии с законодательством
РФ, аттестации подлежат государственные
служащие, замещающие в государственных
органах младшие, старшие, ведущие, главные
и высшие государственные должности государственной
службы.
Аттестация проводится не чаще
одного раза в два года, не реже одного
раза в четыре года, хотя руководителям
рекомендуется проведение неформальных
собеседований и обсуждение результатов
труда как минимум еще раз в промежутке
между формальными оценками. Данное мероприятие
не является аттестацией, но может использоваться
в ходе ее проведения и дать существенную
информацию о динамике эффективности
труда работников и подразделений в целом.
Аттестации не подлежат служащие:
- замещающие должность соответствующей
группы менее одного года;
- достижение предельного возраста,
установленного для замещения в должности;
- беременные женщины;
- находящиеся в отпуске по уходу
за ребенком;
- в течение года с момента присвоения
квалификационного разряда, назначения
на должность по конкурсу и сдачи государственного
квалификационного экзамена, окончания
повышения квалификации или переподготовки.
Аттестация государственных служащих
имеет свой механизм функционирования.
Она имеет свои этапы, которым соответствуют
различные методы и процедуры:
- подготовка аттестации;
- проведение оценки и осуществление
контроля над работой служащих;
- принятие решений соответствующим
руководящим органом или руководителем
по результатам аттестации;
- разрешение возникших споров,
связанных с проведением аттестации и
ее результатами;
- подведение итогов аттестации;
- распространение передового
аттестационного опыта.
Подготовительная работа включает
следующие мероприятия: разработка принципов
и методик проведения аттестации, необходимо
руководствоваться основными целями в
области работы с персоналом. Если организация
ориентирована на выделение и поощрение
людей, способных точно выполнять заданную
деятельность, то в рамках аттестации
важно проанализировать на сколько полно
и в соответствии с правилами выполнялась
работа, если ориентация идет на людей
способных к профессиональному и должностному
росту, то необходимо разработать процедуры
оценки деловых и личностных качеств потенциального
роста, предоставления сотрудников о своих
профессиональных целях.
- организация разъяснительной
работы среди государственных служащих
о задачах аттестации и порядке ее проведения;
- ознакомление каждого государственного
служащего, подлежащего аттестации с "Положением";
- утверждение количественного
и персонального состава аттестационной
комиссии.
Аттестационная комиссия состоит из
председателя, его заместителя секретаря
и членов комиссии, независимые эксперты.
В состав аттестационной комиссии также
включаются представители соответствующего
органа, представители кадровой и юридических
служб государственного органа. Количественный
и качественный состав, аттестационной
комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются
руководителем органа, принимающего решения
о назначении служащего на должность или
об освобождении от должности. При проведении
аттестации лиц, замещающих высшие и главные
государственные должности, в состав аттестационной
комиссии утверждается по согласованию
с Советом по вопросам государственной
службы при Президенте РФ. В зависимости
от специфики должностных обязанностей
служащих может быть создано несколько
аттестационных комиссий.
График проведения аттестации
утверждается руководителем органа и доводится
до сведения каждого аттестованного не
менее, чем за месяц до начала аттестации.
В графике указывается: наименование государственного
органа; подразделения, в котором проводится
аттестация; дата и время проведения аттестации;
дата представления в аттестационную
комиссию необходимых документов с указанием
ответственных за это руководителей подразделений
государственных органов.
Все аттестуемые знакомятся
с образцами документов и порядком их заполнения.
При этом можно подчеркнуть и необходимость заполнения
всех без исключения граф документов,
ответственность в самооценке своих качеств.
Каждому аттестуемому вручается "Анкета",
"Бланк самооценки" и рекомендуется
строго индивидуальное их заполнение.
Практика показывает, что для этого достаточно,
при самой вдумчивой работе, не более двух
часов. Не позднее, чем за две недели до
начала проведения аттестации в аттестационную
комиссию представляется отзыв на подлежащего
аттестации, подписанный его непосредственным
руководителем и утвержденный вышестоящим
органом; отзыв составляется по установленной
"Положением" форме. Аттестационные
документы сдаются согласно графику в
сектор кадров и помещаются в "Личное
дело" работника. С ними знакомится
только член аттестационной комиссии,
которому поручено провести с аттестуемым
работником собеседование. При каждой
последующей аттестации в аттестационную
комиссию представляется отзыв о служащем
и его аттестационный лист с данными предыдущей
аттестации.
"Положением" определен
порядок проведения аттестации.
Аттестация проводится в присутствии
аттестуемого. В случае его неявки на заседание,
аттестационная комиссия может провести
аттестацию в его отсутствие, если не указана
определенная уважительная причина.
Аттестация государственных служащих
может проводиться на основе применения
совокупности методов, позволяющих оценить
личностные и деловые качества государственных
служащих. К таким методам можно отнести
собеседования, тестирования, оценку по
проектам, рефератам и программам, анкетирования,
экспертный опрос, матричный метод, деловые
игры, письменные контрольные работы,
доклады.
Аттестационная комиссия, в целях объективности,
после рассмотрения представленных аттестуемым дополнительных
сведений о его служебной деятельности
и его заявлении о несогласии с отзывом
вправе перенести аттестацию на очередное
заседание комиссии. Обсуждение профессиональных
и личностных качеств аттестуемого должны
быть объективными и доброжелательными.
Параллельно с аттестационной
оценкой служащего происходит оценка персонала,
которая включает: диагностику уровня
развития профессионально важных качеств;
сопоставление индивидуальных результатов
со стандартными требованиями работы;
выявление сотрудников с отклоняющимися
от стандартов качествами; оценку перспектив,
эффективной деятельности, роста, ротации,
как отдельных служащих, так и коллектива
в целом.
Решение об оценке профессиональных
и личностных качеств государственного
служащего, а также рекомендации аттестационной
комиссии принимаются в отсутствии аттестуемого
и его непосредственного руководителя
открытым или тайным голосованием простым
большинством голосов, присутствующих
на заседании членов аттестационной комиссии.
Аттестуемый, являющийся членом аттестационной
комиссии, в голосовании не участвует.
Аттестационная комиссия по
результатам аттестации в праве внести
на рассмотрение руководителя государственного
органа мотивированные рекомендации:
о повышении служащего в должности, присвоении
очередного квалификационного разряда,
об изменении надбавки за особые условия
службы, о включении в резерв на вышестоящую
должность.
В результате аттестации государственному
служащему дается одна из следующих оценок:
соответствует замещаемой государственной
должности; соответствует замещаемой
государственной должности при условии
выполнения рекомендаций аттестационной
комиссии по его служебной деятельности;
не соответствует занимаемой государственной
должности. Результаты аттестационной
комиссии заносят в аттестационный лист,
оформленный по установленной "Положением"
форме.
Результаты аттестации представляются
руководителю органа не позднее, чем через
семь дней после ее проведения, и он может
принять одно из следующих решений: о повышении
государственного служащего в должности;
о присвоении ему в установленном порядке
очередного квалификационного разряда;
об изменении служебной надбавки за особые
условия службы; о включении служащего
в резерв на выдвижение на вышестоящую
государственную должность.
Государственный служащий в
случае признания его не соответствующим
занимаемой должности, направляется на
повышение квалификации или переподготовку,
либо, с его согласия, переводится на другую
государственную должность. При его отказе
от повышения квалификации или переводе
на другую государственную должность
руководитель органа вправе принять решение
об увольнении государственного служащего
в соответствии с трудовым законодательством
по п.3 ст.81 ТК РФ – несоответствие работника
занимаемой должности вследствие недостаточной
квалификации, препятствующей продолжению
данной работы.
Соответствующие решения принимаются
не позднее, чем через два месяца со дня
аттестации. По истечению этого срока
изменения служебной надбавки за особые
условия службы, перевод его на другую
государственную должность или увольнение
по результатам данной аттестации не допускаются.
Время болезни и отпуска служащего в двухмесячный
срок не засчитываются.
После проведения аттестации
издается приказ государственного органа
или его руководителя, в котором анализируются результаты
проведения аттестации и улучшению работы
с кадрами.
С организационной точки зрения
результаты аттестации вводятся в формы
хранения, разрабатываются схемы работы
с информацией. Необходимо отметить, что
аттестация государственных служащих,
как правовой институт, содержит нормы,
которые регулируют отношения в системе
прохождения государственной службы.
Таким образом, аттестация государственных
служащих выполняет следующие функции:
оценки; контроля; улучшения работы с персоналом;
экономическую; организационную; коммуникативную;
информационную; функцию стимулирования.
Распространение аттестационного
опыта является еще одним этапом аттестации.
Сущность данного этапа заключается в
сопоставлении новых методик проведения
данного мероприятия, составлении сравнительных
таблиц аттестации, с целью прослеживания
динамики результатов, выявления негативных
и позитивных моментов, обмене опытом
между различными подразделениями, организациями,
структурами, в более широком смысле –
странами, для того, чтобы усовершенствовать
процедуру аттестации, как одного из ключевых
моментов прохождения государственной
службы.
- Административно - правовые нормы.
Норма права – это модель типового
общественного отношения. Она определяет
границы возможного и должного поведения
людей, меру их внутренней и внешней свободы.
Нормы административного права, как и нормы иных
отраслей, конкретизируют волю каждого
и всех граждан, составляющих гражданское
общество, и превращают ее в обязательное
поведение для его субъектов.
Анализ административно-правовых
норм позволяет в наибольшей степени раскрыть
сущность и социальное назначение административного
права, специфику правового регулирования
управленческих общественных отношений.
Административно-правовая норма – это установленное
государством правило поведения общего
характера, целью которого является регулирование общественных
отношений, складывающихся в системе государственного
управления, и охраняемое от нарушений
принудительной силой государства.
Норма административного права,
как и любая иная, имеет свою структуру и включает
в себя следующие элементы:
Гипотеза – указывает на условия,
при наличии которых применяется соответствующее
правило поведения. Она может быть абсолютно
определенной и относительно определенной.
Диспозиция – правило поведения,
предусматриваемое нормой. Она определяет
права и обязанности субъектов права,
устанавливает возможные и должные варианты
их поведения.
Санкция – предусматривает последствия
нарушения правовой норм, вид и меру юридической ответственности
для нарушителя ее предписаний. Характерная
особенность административно-правовых
санкций состоит, в том, что многие административно-правовые
нормы непосредственно в своей структуре таких санкций
не содержат.