Административно-правовые нормы различны
как по своей направленности, так и по
содержанию. Поэтому их можно классифицировать
по нескольким критериям:
По целевому назначению их можно разделить на нормы положительного регулирования и правоохранительные.
По адресатам нормы можно также
разделить на общие, относящиеся ко всем
гражданам или ко всем органам, должностным лицам,
и специальные, касающиеся четко ограниченного круга адресатов,
например, военнослужащих, работников
органов внутренних дел, органов здравоохранения,
или конкретного субъекта права, какого-либо
местного исполнительного комитета.
По содержанию делят на материальные
и процессуальные.
Материальные административно-правовые
нормы закрепляют права и обязанности, ответственность,
конкретных участников управленческих
общественных отношений. В этих нормах
находит отражение правовой статус, структура и компетенция названных
субъектов.
Процессуальные административно-правовые
нормы регламентируют порядок реализации
норм материального права. Они производны
от материальных норм и действительно определяют
динамику деятельности органов государственного
управления, порядок практической реализации
прав, обязанностей и ответственности,
установленных для участников управленческих
отношений материальными нормами.
Процессуальные нормы указывают,
каким образом, в каком порядке реализуются
названные права, обязанности и ответственность.
По действию в пространстве:
а) нормы общего действия распространяются
на всю территорию республики;
б) нормы местного действия
распространяют свою силу на определенную
административно-территориальную единицу
или действуют в пределах одного учреждения,
организации;
в) нормы межтерриториального масштаба
действия – это такие правила, которые распространяют
свое влияние на соответствующую территорию
независимо от административно-территориальных
единиц или на две или более области, города,
района, поселка, сельсовета.
По действию во времени:
а) постоянного действия – это правила,
не ограниченные какими-либо сроками появления.
Они действуют до их официального изменения или отмены.
б) нормы временного действия
– прекращает действие автоматически,
когда наступает заранее установленная
дата, если ее не отменяют досрочно.
Реализация норм административного права означает
практическое претворение в жизнь их предписаний,
воли государственного органа. Она проявляется в поведении
людей, в практической их деятельности,
в их поступках.
По характеру действий субъектов административного
права, степени их активности и направленности
выделяют:
Соблюдение - как форма реализации
норм административного права имеет место тогда,
когда субъекты воздерживаются от совершения
действий, закрепленных нормами.
Это пассивная форма поведения субъектов
в сфере государственного управления,
они не вступают в конкретные административно-правовые
отношения. В этой форме реализуются запрещающие
нормы.
Исполнение – заключается в активных
действиях субъектов, они исполняют возложенные
на них юридические обязанности. От качества,
объема и уровня исполнения зависит реальность
административно-правовых норм и устанавливаемого
ими правового режима в сфере государственного
управления.
Использование – состоит в
добровольном совершении субъектами права
правомерных действий, которые связаны
с осуществлением субъективных прав в
сфере управления.
Путем использования реализуются
управомочивающие нормы.
Эти три формы реализации административно-правовых
норм, в ходе которых юридические нормы претворяются
в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных
отношений, принято называть формой непосредственной
реализации права.
В таких формах реализуются многие
нормы права, но не все. Есть немало случаев,
когда для обеспечения полной реализации
норм требуется вмешательство в этот процесс
компетентных органов, наделенных государственно-властными
полномочиями. Поэтому важной формой реализации
административно-правовых норм является
применение.
Применение норм административного права –
это деятельность компетентных органов
по изданию индивидуальных правовых актов
в рамках, предусмотренных нормами. Применение
– это своего рода исполнение и использование,
но оно реализуется в иной форме и может
осуществляться лишь субъектами, обладающими
специальными властными полномочиями,
т.е. соответствующими государственными
органами, должностными лицами, представителями
власти или иными уполномоченными субъектами.
Такими органами могут быть не только
органы государственного управления,
но и суды, прокуратура.
- Полномочия Президента Российской
Федерации в сфере исполнительной власти.
Хотя формально, по действующей Конституции,
Президент не является главой исполнительной
власти, фактически он активно влияет на
деятельность исполнительно-распорядительных
органов. Это выражается в различных формах:
прямо, поскольку многие из федеральных
органов исполнительной власти подчинены
ему непосредственно, или косвенно – через
Правительство либо путем назначения
на должности и освобождения от должностей,
а также издания своих нормативных и распорядительных
актов.
Полномочия Президента в сфере исполнительной
власти огромны. В соответствии со ст. 83
Конституции он, в частности:
- назначает с согласия Государственной Думы
Председателя Правительства РФ;
- имеет право председательствовать
на заседаниях Правительства;
- принимает решение об отставке
Правительства;
- представляет Государственной Думе
кандидатуру для назначения на должность Председателя
Центрального банка России и ставит перед Государственной
Думой вопрос об освобождении его от должности;
- по предложению Председателя
Правительства назначает на должность и освобождает от
должности заместителей Председателя
Правительства и федеральных министров;
- формирует и возглавляет Совет Безопасности;
утверждает военную доктрину;
- формирует Администрацию Президента;
- назначает и освобождает полномочных представителей
Президента;
- назначает и освобождает высшее
командование Вооруженных Сил;
- назначает и отзывает после консультаций
с соответствующими комитетами или комиссиями
палат Федерального Собрания дипломатических
представителей России в иностранных
государствах и международных организациях;
- подписывает и обнародует федеральные законы
(в том числе по вопросам исполнительной
власти);
- обращается к Федеральному
Собранию с ежегодными посланиями о положении
в стране, об основных направлениях внутренней
и внешней политики государства;
- осуществляет руководство внешней политикой
страны;
- ведет переговоры, подписывает международные договоры
и ратификационные грамоты;
- принимает верительные и отзывные
грамоты аккредитуемых при нем дипломатических
представителей.
Президент является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами России; в соответствующих
случаях вводит на территории России или в отдельных ее
местностях военное, а также чрезвычайное
положение с незамедлительным сообщением
об этом Совету Федерации и Государственной
Думе; награждает государственными наградами
Российской Федерации, присваивает почетные
звания Российской Федерации, высшие воинские
и высшие специальные звания.
Президент издает указы и распоряжения,
обязательные для исполнения на всей территории
страны. Указы и распоряжения Президента
не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
Президент вправе отменять
постановления и распоряжения Правительства,
а также приостанавливать действие актов
органов исполнительной власти субъектов
Федерации в случае противоречия этих
актов Конституции и федеральным законам,
международным обязательствам или нарушения прав
и свобод человека и гражданина до решения
этого вопроса соответствующим судом.
Субъектом административного права Президент
становится на четыре года в результате
всенародных выборов, приступает к исполнению
полномочий с момента принесения им присяги и прекращает
их исполнение с истечением срока его пребывания
в должности с момента принесения присяги
вновь избранным Президентом. Конституция
(ст. 92 и 93) предусматривает основания и
порядок досрочного прекращения исполнения
Президентом своих полномочий. Вопросы
организации и проведения выборов Президента
подробно урегулированы Федеральным законом
от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента
Российской Федерации».1
Постоянно действующим органом,
обеспечивающим деятельность Президента,
является его Администрация. Положение о ней
утверждено Указом от 2 октября 1996 г.2 Администрация создает условия
для реализации Президентом функций гаранта
Конституции, прав и свобод человека и
гражданина; принятия мер по охране суверенитета
России, ее независимости и государственной
целостности, определения основных направлений
внутренней и внешней политики, решения
кадровых вопросов и обеспечения реализации
Президентом иных возложенных на него
полномочий. В целях обеспечения реализации
Президентом своих конституционных полномочий,
повышения эффективности деятельности
федеральных органов исполнительной власти,
усиления контроля за исполнением указов
и распоряжений Президента его Указом
от 9 июля 1997 г: утверждено Положение о
полномочном представителе Президента
в регионе Российской Федерации3. Представитель главы государства
является государственным служащим и
входит в состав Администрации Президента.
Он представляет интересы Президента
на части территории страны, включающей
в себя один или несколько субъектов Федерации.
Основные задачи полпреда: содействие
Президенту страны в реализации его конституционных
полномочий в регионе, информирование
его о политическом, социальном и экономическом
положении, взаимодействие с федеральными
и местными органами власти, политическими
партиями и иными общественными организациями.
- Органы местного самоуправления
как субъекты административного права.
Органами местного самоуправления
являются выборные и иные органы местного
самоуправления, образуемые в городских,
сельских поселениях и на других территориях.
Структура органов местного самоуправления
определяется населением самостоятельно.
Административным правом устанавливается
статус органов местного самоуправления,
осуществляющих функции управленческого
характера.
Общие правовые основы местного
самоуправления, а, следовательно, и его
отдельных звеньев, определяются Конституцией
Российской Федерации.
В Конституции выделена глава
восьмая «Местное самоуправление» (ст.130-133),
в которой регламентируются основы и институты
местного самоуправления в Российской
Федерации. Местное самоуправление в Российской
Федерации обеспечивает самостоятельное
решение населением вопросов местного
значения, владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью и осуществляется
гражданами путем референдума, выборов,
других форм прямого волеизъявления, через
выборные и другие органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления
управляют муниципальной собственностью,
формируют, утверждают и исполняют местный
бюджет, устанавливают местные налоги
и сборы, осуществляют охрану общественного
порядка, а также решают иные вопросы местного
значения.
Органы местного самоуправления
могут наделяться законом отдельными
государственными полномочиями с передачей
необходимых для их осуществления материальных
и финансовых средств. Реализация переданных
полномочий подконтрольно государству.
Местное самоуправление в Российской
Федерации гарантируется правом на судебную
защиту, на компенсацию дополнительных
расходов, возникших в результате решений,
принятых органами государственной власти,
запретом на ограничение прав местного
самоуправления, установленных Конституцией
Российской Федерации и федеральными
законами.
Более детально местное самоуправление
и статус его органов регулируются в Федеральном
законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской
Федерации - признаваемая и гарантируемая
Конституцией Российской Федерации самостоятельная
и осуществляемая под свою ответственность
деятельность населения по решению непосредственно
или через органы местного самоуправления
вопросов местного значения, исходя из
интересов населения, его исторических
и иных местных традиций.
Местное самоуправление как
выражение власти народа составляет одну
из основ конституционного строя Российской
Федерации.
Граждане Российской Федерации
имеют равные права на осуществление местного
самоуправления как непосредственно,
так и через своих представителей независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям.
Органы местного самоуправления
и должностные лица местного самоуправления
обязаны обеспечить каждому возможность
ознакомления с документами и материалами,
непосредственно затрагивающими права
и свободы человека и гражданина, а также
возможность получения гражданами другой
полной и достоверной информации о деятельности
органов местного самоуправления, если
иное не предусмотрено законом. Полномочия
органов государственной власти Российской
Федерации в области местного самоуправления:
принятие и изменение федеральных законов
об общих принципах организации местного
самоуправления, контроль за их соблюдением
и другое.