Виды федеральных органов исполнительной власти и их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [1], теперь уже бывшие органы исполнительной власти Российской Федерации состояли из 23 федеральных министерств, 7 государственных комитетов, 2 федеральных комиссий, 11 федеральных служб, 7 агентств, 2 федеральных надзоров и 7 иных федеральных органов исполнительной власти.

Содержание

Введение 2
Глава I
Необходимость и основные принципы Административной реформы

5
Глава II
Новая структура федеральных органов исполнительной власти
2.1. Федеральное министерство
2.2. Федеральная служба
2.3. Федеральное агентство
2.4. Правительство
Глава III
Основные тенденции кадровой политики в высших эшелонах власти

24
Заключение 30
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Виды федеральных органов исполнительной власти.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

        В целях совершенствования государственного  управления, оптимизации структуры и упорядочения функций федеральных органов исполнительной власти в 2004 г. образована Комиссия при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления, которая является постоянно действующим консультативным органом (Указ Президента РФ от 16 июля 2004 г. N 910 "О мерах по совершенствованию государственного управления") [14].  При комиссии образованы межведомственные рабочие группы по основным вопросам административной реформы: реформирование государственной службы, системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и др.

        Итогом первого этапа административной реформы следует считать утверждение Президентом РФ новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти [15]. Речь идет об Указах Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" [16] и от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" [17].

 

      Глава II

Новая структура федеральных органов исполнительной власти.

  Продолжать  реформу федеральных органов  исполнительной власти стал новый Президент РФ – Медведев Дмитрий Анатольевич, избранным на должность Президента РФ 2 марта 2008 года, набрав 70,28 % голосов избирателей [18]. 7 мая 2008 года вступил в должность Президента РФ. Он поддерживает курс Экс-президента Путина В.В.

      Однако  с приходом к власти, новый Президент сразу издает Указ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» [19], где вносит некоторые коррективы в уже существующую структуру федеральных органов исполнительной власти. А именно: увеличилось число министерств – их стало 18 против прежних 15 – путем разделения Министерства промышленности и энергетики на Министерство промышленности и торговли и Министерство энергетики, Министерства культуры и массовых коммуникаций – на Министерство культуры и Министерство связи и массовых коммуникаций, и добавления Министерства спорта, туризма и молодежной политики. Согласно этому указу преобразовался и расширился список федеральных служб и агентств. Интересно заметить, что новый Президент вернул Председателю Правительства РФ, заместителей, даже в большем количестве, нежели они были до реформы 2004 года, в числе 7 человек.

      Таким образом, существенных изменений структура федеральных органов исполнительной власти не претерпела.

      Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 20 мая 2004 г.) [20] и Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 “Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти” [21] установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

      Данными указами установлено, что функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, - постановлением Правительства Российской Федерации.

      2.1. Федеральное министерство:

      а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

      б) на основании и во исполнение Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

      в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации;

      г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его  ведении федеральных служб и  федеральных агентств. В этих целях  федеральный министр осуществляет следующие функции:

  • утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
  • вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;
  • вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
  • вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;
  • во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
  • имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;
  • назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;
  • назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

      д) осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр  осуществляет следующие функции:

  • вносит в Правительство Российской Федерации предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;
  • принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;
  • вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;
  • вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;
  • назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом.
 

      2. 2. Федеральная служба (служба):

      а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

      б) в пределах своей компетенции  издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

      в) не вправе осуществлять в установленной  сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

      2.3. Федеральное агентство:

      а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной  сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные  функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

      б) в пределах своей компетенции  издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

      в) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

      Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

      Под функциями по контролю и надзору понимаются:

  • осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
  • выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
  • регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

      Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;

Информация о работе Виды федеральных органов исполнительной власти и их особенности