Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 14:39, дипломная работа
Содержание современных процессов рыночного развития российской экономики обусловлено институциональными преобразованиями в важнейших инфраструктурных отраслях, в числе которых система жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) занимает особое место, образуя жизнеобеспечивающую основу муниципальных образований и реализуя социальные функции в процессе экономической деятельности своих хозяйствующих субъектов.
1 Теоретические аспекты управления жилищно – комунальным хозяйством…..6
1.1 Структура и особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства……………..……………….…..6
1.2 Система управления жилищно-коммунальным хозяйством……..…...14
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве…………………24
2 Анализ работы МУП ЖКХ «ЗАРЯ»…………………………………………….35
2.1 Общая характеристика МУП ЖКХ.……………………………………35
2.2 Анализ объема и качества услуг ЖКХ…………………………………39
2.3 Анализ численности и движения кадров………………………………42
2.4 Анализ затрат МУП ЖКХ………………………………………………45
Жилищно-коммунальные услуги обладают высокой социальной значимостью и нуждаются в общественной форме регулирования потребления. Тепло, водо и энерго- снабжение, санитарная очистка и другие отрасли ЖКХ жизненно важны для всех горожан и должны предоставляться всем без исключения независимо от уровня доходов. Недоступность данных экономических благ вследствие их дороговизны может привести к чрезмерному дефициту жилищно-коммунальных услуг и вызвать серьезные социальные
последствия в виде трущоб, бараков, эпидемий для всего общества.
Следовательно, необходимы дополнительные
внерыночные механизмы
коммунальных благ на необходимых для общества условиях.
Российское экономико-правовое обеспечение
жилищно-коммунальной отрасли экономики
отстает от наработанного мировым
сообществом опыта в этой сфере.
Состояние существующих институтов
не соответствует требованиям
Условие реформы в сфере ЖКХ
- смена институтов, базирующихся на
государственных формах собственности,
на рыночные. Максимальное уточнение
статусов производителей и потребителей
жилищно-коммунальных услуг как
собственников и правил взаимоотношений
между ними рассматривается как
институциональный фундамент
Первый этап преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве России начался в начале 1990-х гг. с изменения отношений собственности - разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности. К настоящему времени процесс разгосударствления и приватизации жилых помещений завершается.
Наряду с формированием
Фундаментом для становления рынка и конкурентной среды в жилищно-коммунальной отрасли являются положительная динамика роста числа частных предприятий и рост абсолютного числа предприятий.
Сектор услуг по ремонту и
содержанию домовладений становится на
первом этапе ядром проведения институциональных
преобразований управления жилищно-коммунальной
отраслью, главным моментом является
разделение функций заказчика и
подрядчика эксплуатационных услуг. Прекращается
выполнение функций заказчика подрядными
эксплуатационными
Муниципальная служба заказчика частично выполняет функции рынка. 9
Уроком первого этапа
Служба заказчика (дирекция единого
заказчика), сыгравшая положительную
роль вначале, становится тормозом: не
население со стопроцентной оплатой
коммунальных услуг решает, куда и
на что направить деньги, а власть
на местах, руководящая дирекцией
единого заказчика. К тому же существование
промежуточного звена обременительно
экономически, затраты на содержание
дирекции рассчитываются в процентах
от тарифа, соответственно, отсутствует
мотивация его снижения, приоритетное
распределение поступивших
В муниципальных образованиях сосредотачиваются функции балансодержателя муниципального жилищного фонда, а также они в большинстве случаев являются учредителями управляющих компаний и производителей жилищно-коммунальных услуг.
Такое совмещение функций,
во-первых, оставляет сильнейшее
административное влияние на
подрядные организации, во-
фондом.
В то же время на данном этапе был сделан определенный шаг по пути формирования рынка в жилищно-коммунальном секторе, доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в потребительских расходах населения постоянно вырастает.
В 2009 г. начался новый этап реформирования ЖКХ. Этапным становится момент перехода на оплату населением 100 % экономически обоснованного тарифа на услуги.
Разработанный комплекс законов создает
условия для продолжения
процедуры финансового оздоровления.
На первом месте должно стать
завершение реформы отношений
Как было отмечено ранее, до сих пор
основная собственность жилищного
фонда находится на балансе муниципальных
образований. Иногда для этого нет
никаких легитимных оснований: нет
ни одной муниципальной квартиры.
Неправомерно признать сохранение на
«балансе» муниципалитетов
Оформление жилищной собственности
и устранение муниципальных органов
от неправомочных действий актуализирует
задачу управления совместной собственностью
населением. Для осуществления
В настоящее время доминирующую
часть рынка управленческих услуг
в жилищном секторе по-прежнему занимают
государственные управляющие
Учитывая, что сегодня активность
граждан в управлении принадлежащей
им собственностью невысока, масштабного
применения самостоятельного управления
жильем, а также объединения
Завершение институциональных преобразований собственности вызывает потребность в новых формах взаимодействия между потребителем и производителем жилищно-коммунальных услуг.
Становится необходимой новая
концепция формирования рыночных отношений
в жилищно-коммунальной сфере - определение
приоритетных направлений государственного
регулирования и набор
В связи с принятием Федерального
закона «Об общих принципах
Концептуальное изменение
Можно сформулировать основные принципы, на которые должны опираться органы местного самоуправления в регулировании рынка жилищно-коммунальных услуг: 11
На данном этапе предполагается
решение новых задач: развитие конкурентных
отношений в секторе жилищных
услуг, демонополизация сферы
Создание конкурентной среды в сфере управления недвижимостью предполагает:
Для демонополизации сферы
Муниципальные органы освобождаются
от обязанностей расчетов жилищных субсидий
и передают эти полномочия в службу
социального обеспечения
Информация о работе Государственное и муниципальное управление