Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Содержание современных процессов рыночного развития российской экономики обусловлено институциональными преобразованиями в важнейших инфраструктурных отраслях, в числе которых система жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) занимает особое место, образуя жизнеобеспечивающую основу муниципальных образований и реализуя социальные функции в процессе экономической деятельности своих хозяйствующих субъектов.

Содержание

1 Теоретические аспекты управления жилищно – комунальным хозяйством…..6
1.1 Структура и особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства……………..……………….…..6
1.2 Система управления жилищно-коммунальным хозяйством……..…...14
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве…………………24
2 Анализ работы МУП ЖКХ «ЗАРЯ»…………………………………………….35
2.1 Общая характеристика МУП ЖКХ.……………………………………35
2.2 Анализ объема и качества услуг ЖКХ…………………………………39
2.3 Анализ численности и движения кадров………………………………42
2.4 Анализ затрат МУП ЖКХ………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани15555.docx

— 143.53 Кб (Скачать файл)

Сфера услуг имеет ряд важных характеристик. Во-первых, здесь потребитель  обычно присутствует в производственном процессе, т.е. имеется более тесный контакт или взаимодействие с  потребителем, чем в сфере промышленного  производства. Во-вторых, в сфере  услуг требуется более высокая  степень индивидуализации продукта в соответствии с требованиями потребителя. В-третьих, работы в сфере услуг  обычно более трудоемки, чем в  промышленности. Эти особенности  делают управление операциями в сфере  услуг более трудным делом  с точки зрения обеспечения эффективности. Действительно, чем выше степень  взаимодействия с потребителем, чем  выше степень индивидуализации продукции, чем выше трудоемкость процесса, тем  труднее обеспечить его высокую  экономическую эффективность.

МУП ЖКХ обязано предоставить потребителю  услуги, соответствующие качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.

Потребительские свойства и режим  предоставления услуг должны соответствовать  установленным нормам:

  • по теплоснабжению – температуре воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормам и правилам;
  • по электроснабжению – параметрам электрической энергии по действующему стандарту;
  • по холодному водоснабжению -  гигиеническим требованиям по свойствам и составу подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;
  • по горячему водоснабжению - гигиеническим требованиям по свойствам,  составу и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;
  • по канализации – отведению сточных вод.

Состав услуг, предоставляемых  потребителю, определяется степенью благоустройства  жилого дома или квартиры.

Основным показателем, характеризующим  производственную деятельность организации, осуществляющей регулируемую деятельность, является общий объем доходов  от реализации по каждому виду услуг  основной деятельности организации.

Динамика производства и реализации услуг МУП ЖКХ в сопоставимых ценах представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Динамика производства и реализации услуг МУП ЖКХ

Год

Объем производства услуг, руб.

Темпы роста

Объем реализации услуг,руб.

Темпы роста

Базисные

цепные

Базисные

цепные

2006

26520

100

100

26530

100

100

2007

28378

107,0

107,0

22074

83,2

83,2

2008

28070

105,8

98,9

20672

77,9

93,6

2009

30440

115

108,4

37072

139,7

179,3

2010

49904

188

163,9

45442

171,3

122,6


 

 Из табл.2.1 видно, что за последние 5 лет объем производства услуг вырос на 88%, а объем реализации - на 71,3%. Темпы роста объемов производства и реализации находятся примерно на одинаковом уровне, по объему производства показатели несколько выше. С 2008 г. наблюдается значительное увеличение объемов производства и реализации услуг, что связано с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 40 до 60 процентов, а также перевыполнением бюджетом своих обязательств по финансированию (в 2010 году местный бюджет перечислил за счет перевыполнения доходной части средства на 44% больше запланированного уровня).

Проанализируем  производственную программу предприятия в отчетном периоде.

Производственная программа организаций  жилищного хозяйства представлена в приложение А.

Анализируя исполнение производственной программы, можно отметить следующее:

  • сумма доходов в 2010 г. возросла по сравнению с 2009 г. и составила в 2010 г. – 8,5 тыс.руб. против 7,5 тыс.руб. в 2009 г. Данная сумма значительно превышает плановый показатель 2010 г.(6,6 тыс.руб.);
  • с населения запланированные средства в 2010 г. собраны в полном объеме (4,9 тыс.руб.). Этот сбор произведен за счет недособранных средств в 2009 г.;
  • бюджет в 2010 г. свои обязательства значительно перевыполнил. Плановые сметные назначения составили на 2010 г.  1,5 тыс.руб., фактически МУП ЖКХ получил из бюджета 3,4 тыс.руб. (перевыполнение составило 226,7%).

Другие поступления  запланированы в размере 0,2 тыс.руб., исполнены также 0,2 тыс. руб. (процент выполнения-100%).

Вместе с тем предприятие  не справилось с объемом работ  по жилищному хозяйству, т.к. в 2010 г. необходимый объем работ составил 14,4 тыс. руб., а выполнение составило 9,3  тыс. руб. или 64,6%. Недовыполнение составило:

  • по содержанию жилья – 70,2%;
  • по текущему ремонту – 68,1%;
  • по капитальному ремонту – 44%.

Тарифы за вывоз твердых бытовых  отходов в 2010 г. возросли за счет чего можно обеспечить безубыточную работу предприятия. Убытки и невыполнение обусловлены тем, что жители частного сектора выбрасывают бытовой мусор на улицу, а расчеты для вывозки мусора по предприятию МУП ЖКХ сделаны только по жилищному фонду, обслуживаемому МУП ЖКХ, Жители же частного сектора должны либо сами утилизировать мусор, либо оплачивать расходы, которые несет предприятие МУП ЖКХ, для которых у предприятия имеются отдельные расценки.

На изменение тарифа повлияло то, что с 2010 г. муниципалитет установил реальные тарифы (ранее имело место занижение тарифов).

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) регулируются муниципалитетом, где имеется отдел жилищно-коммунального хозяйства, занимающийся тарифной политикой. Отдел рассматривает представленые расчеты жилищно-коммунальным предприятием, сравнивает их с плановыми показателями по потреблению услуг на 1 человека, 1 кв.м.площади и т.д.

Предприятиям ЖКХ уровень рентабельности установлен в размере не более 15%. В результате всестороннего анализа  отдел ЖКХ вносит главе муниципального образования предложения по установлению тарифов на ЖКУ.

2.3 Анализ численности и движения кадров

 

К трудовым ресурсам (кадрам)  относится  все трудоспособное население, т.е. та его часть, которая обладает необходимыми физическими данными, умственными  способностями, знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.

От обеспеченности предприятия  трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависит объем и своевременность выполнения всех Работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Известно, что конкурентоспособность  предприятия во многом зависит от

занятого  на нем персонала. Хорошо подготовленный и обученный персонал, с высоким  уровнем мотивации на качественную работу представляет не меньшее, а то и большее богатство, чем новейшее оборудование и передовая технология.

Таблица 2.2 - Общая характеристика состава и движения кадров МУП ЖКХ

Численность работающих

2009 г.

2010 г.

% к предыдущему году

Изменение

Нормативная

42

45

107

3

Фактическая

36

37

102

1

Из них  руководители

2

2

100

0

Специалисты

4

3

75

-1

Технические исполнители

9

7

77

-2

Прибыло работников

21

20

95

-1

Убыло работников

17

18

105

1


Обеспеченность предприятия трудовыми  ресурсами определяется сравнением фактического количества по категориям и профессиям с плановой потребностью. В табл.2.2 приведена характеристика состава и движения кадров МУП ЖКХ «ЗАРЯ».

В приложение Б отражена обеспеченность трудовыми ресурсами МУП ЖКХ.

Сравнивая полученные данные по табл. 2.3 и 2.4 можно сделать следующие выводы:

    1. Нормативная численность рабочих увеличилась в 2010 г на 3 человека, фактическая – 1 человек.
    2. Среднесписочная численность составляет в 2009 г.-36 чел, на конец 2010 г. – 37 чел.
    3. Доля административно-управленческого персонала составляет 14,2%
    4. В целях   экономии фонда   заработной    платы     предприятие  не принимает работников до полного   штата,   имеются  вакансии   по рабочим и служащим.
    5. Наиболее низкая укомплектованность по специалистам и служащим, на конец 2010 обеспеченность составляет 75%, из них обеспеченность кадрами наиболее важных профессий, например, таких как слесарь-сантехник и электрогазосварщик составляет 80% и 50% соответственно.

Стабильность персонала необходима для реализации намеченной хозяйственной  и социальной стратегии предприятия, преемственности в традициях, обновляемость  же персонала – она необходима, чтобы обеспечить адекватную реакцию  предприятия на изменения во внешней  среде.

Вместе с тем отмечается достаточно высокий уровень текучести кадров,

коэффициент текучести кадров составил 0,9 на конец 2010 г. Основной причиной текучести кадров является низкий уровень заработной платы на предприятии, стремление сотрудников получать высокую заработную плату приводит к тому что молодой состав в силу своих требований к себе долго не задерживаются, и увольняются.

Проанализируем качественный состав трудовых ресурсов МУП ЖКХ (Приложение В).

В структуре кадров в 2010г. увеличилось количество лиц от 40 до 50 лет –81% против 69,4% в 2009 г., незначительно снизилась доля работников от 20 до 30 лет (-5,7%) и работников в возрасте от 30 до 40 лет (-5,8%) и с тали составлять на конец 2010 г. 10,8% и16,6% в 2009.

Анализируя состав кадров по образованию  необходимо отметить малую долю работников, имеющих высшее образование ( 24,3%). Это говорит о том, что состав предприятия укомплектован в основном техниками,  механический колледж. Присутствует доля людей с начальным образованием – 2,7% в 2009г.

 

 

2.4 Анализ затрат МУП ЖКХ

 

Получение   наибольшего  эффекта с наименьшими затратами, экономия

трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы  снижения себестоимости продукции.

Непосредственной  задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться  на комплексный технико-экономический  анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей  и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Затраты живого и овеществленного труда в  процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются  различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного  труда, находящая выражение в  стоимости продукции. Издержки предприятия  состоят из всей суммы расходов предприятия  на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и  являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и  других предметов труда, амортизационные  отчисления, заработная плата производственного  персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции  означает экономию овеществленного  и живого труда и является важнейшим  фактором повышения эффективности  производства, роста накоплений.

Анализ себестоимости   продукции   имеет большое   значение в  системе управления затратами. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Анализ затрат предприятия начинают с изучения полной себестоимости продукции  в целом и по основным элементам  затрат (табл.2.3).

Как видно из табл.2.3 в отчетном году фактический уровень полной себестоимости оказался на 18831 тыс.руб., чем в 2009 году.

Наибольшую  долю себестоимости составляют  затраты на материалы, топливо и  пр.  (свыше 60%) и затраты на оплату труда  (более 23%).

Таблица 2.3 - Затраты на производство продукции МУП ЖКХ

Элементы затрат

Сумма, тыс.руб.

Структура затрат, %

2009

2010

Изменение  к  предыдущему году

2009

2010

Изменение к предыдущему  году

Оплата труда

64

93

+2913

29,7

23,1

-6,6

Отчисления во внебюджетные фонды

22

32

+1029

10,4

8,1

-2,3

Материальные  затраты

11

25

+13466

54,5

62,4

+7,9

Амортизация

29

98

+697

1,4

2,4

+1,0

Прочие затраты

8

16

+727

4

4

0

Полная себестоимость

21610

40441

+18831

100

100

-

Информация о работе Государственное и муниципальное управление