Таким образом, в процессе институциональных
изменений в жилищно-коммунальной
сфере происходит развитие рыночной
инфраструктуры. Появляются экспертные
организации, проводящие независимые
экспертизы тарифов, аудиторские службы,
консалтинговые компании, образовательные
учреждения, добровольная сертификация,
расчетные центры и биллинговые
услуги. Все это освобождает муниципальные
органы от хозяйственной деятельности
по производству жилищно-коммунальных
благ и ориентирует муниципальные
власти на решение общих задач
ответственности за организацию, содержание
и развитие муниципальных систем
жизнеобеспечения методами совершенствования
правил и норм функционирования рынка.
1.3 Нормативно-правовые основы
регулирования отношений в жилищно-коммунальном
хозяйстве
Указом Президента России от 20 мая
2004 г. №649 «Вопросы структуры федеральных
органов исполнительной власти» образовано
Федеральное агентство по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству, которое
находится в ведении Министерства промышленности
и энергетики Российской Федерации. На
этот федеральный орган исполнительной
власти возложены функции проведения
государственной политики, оказания государственных
услуг, управления государственным имуществом
в сфере строительства, градостроительства,
промышленности строительных материалов
и жилищно-коммунального хозяйства. Правовой
статус агентства определен Положением
о Федеральном агентстве по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденным
постановлением Правительства России
от 16 июня 2004 г. №286. 12
В соответствии с Положением о Департаменте
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства, утвержденным Министерством
промышленности и энергетики 4 октября
2004 г., некоторые государственные функции
в области жилищной политики возложены
на Департамент. Его основные задачи: 13
- формирование основ федеральной политики в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования, жилищной политики;
- создание механизмов рынка доступного жилья, жилищных и коммунальных услуг в рамках реформы жилищно-коммунального комплекса для реализации конституционного права граждан России на жилище;
- нахождение способов увеличения объемов и повышения безопасности строительства объектов жилищно - гражданского и
промышленного назначения;
- выработка государственной политики в сфере технического регулирования строительства, выпуска строительных материалов, эксплуатации зданий, в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, подготовка предложений о нормативном регулировании в данных сферах.
Первая функция органов государственной
власти в области жилищных отношений
- установление порядка государственного
учета жилищных фондов. Государственному
учету подлежат, независимо от формы
собственности, жилые и специализированные
дома (общежития, гостиницы-приюты, дома
маневренного фонда, специальные дома
для одиноких престарелых, интернаты
для инвалидов, ветеранов), квартиры,
служебные жилые помещения, иные
жилые помещения в других строениях,
пригодные для проживания.
В соответствии с пунктом 2 постановления
Правительства от 10 сентября 2004 г. №477
«О внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации по
вопросам осуществления государственного
технического учета и технической инвентаризации
объектов градостроительной деятельности»
государственный технический учет объектов
градостроительной деятельности ведут
Федеральное агентство кадастра объектов
недвижимости и его территориальные органы;
техническую инвентаризацию объектов
градостроительной деятельности с 1 ноября
2004 г. проводят организации (органы), аккредитованные
Федеральным агентством кадастра объектов
недвижимости в порядке, установленном
Министерством экономического развития
и торговли.
Органы государственной власти
определяют основания признания
малоимущих граждан нуждающимися в
жилых помещениях, предоставляемых
по договорам социального найма.
Порядок предоставления таким гражданам
жилых помещений из муниципального
жилищного фонда установлен Жилищным
кодексом (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
Малоимущими считаются граждане, признанные
таковыми органом местного самоуправления
в порядке, установленном законом
субъекта Российской Федерации с
учетом дохода, приходящегося на каждого
члена семьи, и стоимости имущества,
находящегося в собственности членов
семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок признания гражданина малоимущим
определен Федеральным законом
от 5 апреля 2003 г. №44-ФЗ «О порядке учета
доходов и расчета среднедушевого дохода
семьи и дохода одиноко проживающего гражданина
для признания их малоимущими и оказания
им государственной социальной помощи».
Другая функция органов государственной
власти - определение оснований предоставления
жилых помещений по договорам
найма специализированных жилых
помещений государственного и муниципального
жилищных фондов. Эта функция возложена
на Правительство России (ч. 2 ст. 92 ЖК
РФ). Использование жилого помещения
как специализированного жилого
допускается только после отнесения
его к специализированному жилищному
фонду с соблюдением требований
и в порядке, которые установлены
Правительством. К жилым помещениям
специализированного фонда относятся
служебные жилые помещения, жилые
помещения маневренного фонда, в
общежитиях, в домах системы социального
обслуживания населения, жилые помещения
фондов для временного поселения
вынужденных переселенцев и лиц,
признанных беженцами, жилые помещения
для социальной защиты отдельных
категорий граждан.
Одна из важнейших функций органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации состоит в
государственном учете жилищного
фонда субъекта. Жилищный фонд субъекта
Российской Федерации включает жилые
помещения, принадлежащие на праве
собственности субъектам:
- жилищный фонд социального использования,
- специализированный жилищный фонд,
- жилищный фонд коммерческого использования. 14
Технический учет жилищного
фонда до 1 ноября 2004
г. вели
специализированные государственные
и муниципальные организации
технической инвентаризации - унитарные
предприятия, службы, управления, центры,
бюро, а с 1 ноября 2004 г. - организации
(органы), аккредитованные Федеральным
агентством кадастра
объектов недвижимости в порядке,
установленном Министерством экономического
развития и торговли.
Вторая функция заключается
в определении порядка предоставления
жилых помещений специализированного
жилищного фонда субъекта Российской
Федерации. Органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
определяют лишь порядок предоставления
жилых помещений. В соответствии
с пунктом 7 ст. 12 Жилищного кодекса
основания предоставления жилых
помещений по договорам найма
специализированных жилых помещений
государственного и муниципального
жилищных фондов определяют органы государственной
власти. Их акты, закрепляющие основания
предоставления специализированных жилых
помещений по договорам найма, с
1 марта 2005 г. не подлежат применению.
Третья функция органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
состоит в установлении порядка
определения размера дохода, приходящегося
на каждого члена семьи, и стоимости
имущества, находящегося в собственности
членов семьи и подлежащего налогообложению,
в целях признания граждан
малоимущими и предоставления им
по договорам социального найма
жилых помещений муниципального
жилищного фонда. Установление размера
дохода, приходящегося на каждого
члена семьи, и стоимости имущества,
находящегося в собственности членов
семьи и подлежащего налогообложению
относится к компетенции органов
местного самоуправления. Размер доходов
в целях признания гражданина
малоимущим (прожиточный минимум) различается
в субъектах Российской Федерации
и определяется органами государственной
власти субъекта.
К иным вопросам компетенции органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации относятся
контроль над соответствием коммунальных
услуг установленным требованиям
(ст. 20 ЖК РФ), выкуп жилого помещения
при изъятии земельного участка,
где находится дом, для нужд субъектов
(ч. 1 ст. 32 ЖК РФ), установление срока
учета действий и гражданско-правовых
сделок с жилыми помещениями, совершение
которых привело к уменьшению
размера занимаемых жилых помещений
или к их отчуждению при предоставлении
гражданину жилого помещения по договору
социального найма (ч. 8 ст. 57 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 ст. 131 Конституции
России местное самоуправление осуществляется
в городских, сельских поселениях и
на других территориях с учетом исторических
и иных местных традиций. Органы
местного самоуправления - это выборные
и другие органы, наделенные полномочиями
решать вопросы местного значения и
не входящие в систему органов
государственной власти (п. 1 ст. 1 Федерального
закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»).
В зависимости от уровня муниципального
образования, площади, численности жителей
и других обстоятельств могут функционировать
и другие органы местного самоуправления,
в частности: структурные подразделения
администрации, занимающиеся вопросами
строительства, жилищно-коммунального
хозяйства, рынка жилья, инженерной инфраструктуры
жилья, архитектуры и градостроительства.
Федеральный закон от 6 октября
2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» к функциям органов местного
самоуправления относит обеспечение малоимущих
граждан, проживающих в поселении и нуждающихся
в улучшении жилищных условий, жилыми
помещениями, а также организацию строительства
и содержания муниципального жилищного
фонда, создание условий для жилищного
строительства. В состав муниципальной
собственности входят муниципальный жилищный
фонд и нежилые помещения (ст. 29 Федерального
закона от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации»). С 1 января 2006
г. в собственности муниципальных образований
находится жилищный фонд лишь социального
использования для обеспечения малоимущих
граждан, проживающих в поселении и нуждающихся
в улучшении жилищных условий, жилыми
помещениями на условиях договора социального
найма, а также имущество, необходимое
для содержания муниципального жилищного
фонда.
Состояние жилищного фонда и
коммунальной инфраструктуры зависит
от экономического развития страны, конкретного
региона и поселения. Жилищная обеспеченность
граждан России составляет 21 квадратный
метр на человека (в странах Европейского
союза (ЕС) – 35, в США – 70 квадратных метра
на человека). Ежегодный ввод жилья восстанавливается
до уровня 1990 года: увеличился до 0,35 квадратных
метра на человека при необходимом стандарте
ввода - 1 квадратный метр на человека.
Аварийность в коммунальном секторе доходит
до 2,2 аварий и повреждений на один километр
сети в год при допустимом уровне 0,3. Ежегодная
замена сетей не превышает 1,2–1,4 процента
от их общей протяженности, в то время
как минимальная необходимость замены
составляет 4 процента. 15
Тем не менее, можно сказать, что
последние несколько лет характеризуют
новый этап в реформировании ЖКХ.
В результате приближения оплаты
услуг к их реальной стоимости, формирования
правовой рыночной среды, количество принятых
законодательных, нормативных актов
и методических материалов перешло
в новое качество – в коммунальном
и жилищном секторах появились частные
управляющие компании. Однако эффективность
деятельности частного бизнеса в
ЖКХ существенно сдерживается неупорядоченностью
имущественных правоотношений. Большая
часть коммунальных объектов даже не
зарегистрирована в установленном
порядке. Их оценка в 6–8 раз ниже реальной
рыночной стоимости. Это ограничивает
и затрудняет развитие механизма
аренды инфраструктуры, установление
четких правил привлечения инвестиций,
обеспечение гарантий возвратности
кредитов. при нерешенности
проблем организации имущественных правоотношений
эффективность реализации концессионных
соглашений также представляется сомнительной.
Общественные отношения в сфере
ЖКХ регулируются нормативными правовыми
актами Российской Федерации и в
соответствии с разделением
полномочий между уровнями власти.
Среди нормативных правовых актов,
регулирующих сферу ЖКХ и осуществление
предпринимательской деятельности
в данной сфере следует выделить
следующие основные:
1. Федерального уровня:
- Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»;
- Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики»;
- Указ Президента РФ от 27 мая 1997 г. № 528 «О дополнительных
мерах по реформированию жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации»
- Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 432
«О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов»;
- Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. № 522 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2001 г. № 804 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»;
- постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675
«О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002
- 2010 годы»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1997 г. № 1613 «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998 - 1999 годы»
- постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 г. № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»
- постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля