Закономерности правового регулирования судопроизводства по гражданским делам с участием иностранных лиц, судебная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 16:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в комплексном изучении проблем и разработке теоретических вопросов производства по делам с участием иностранных лиц в гражданском процессе, и формулировании предложений по совершенствованию процессуального законодательства и норм международных договоров о правовой помощи по гражданским делам с участием России.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1.Сравнительно-правовой анализ норм производства по делам с
участием иностранных лиц ГПК РФ и ГПК РСФСР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Правовое регулирование производства по делам с участием
иностранных лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.3. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.4. Процессуальная правоспособность иностранной организации и международной организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.5. Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
ГЛАВА 2. ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ
ЛИЦ СУДАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
2.1. Понятие подсудности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2. Правила подсудности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
2.3. Исключительная подсудность дел с участием иностранных лиц. . . . . . . 32
2.4. Договорная подсудность дел с участием иностранных лиц . . . . . . . . . . 33
2.5. Неизменность места рассмотрения дела. Процессуальные последствия рассмотрения дел иностранным судом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
2.6. Судебные поручения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
ГЛАВА 3. ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ И ИНОСТРАННЫХ ТРЕТЕЙСКИХ
СУДОВ (АРБИТРАЖЕЙ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3.1. Признание и исполнение решений иностранных судов в России. . . . . 55
3.2. Ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного
суда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
3.3. Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда.
Отказ в признании решения иностранного суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.4. Признание решений иностранных судов, не требующих дальнейшего производства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
3.5. Признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71

Вложенные файлы: 1 файл

Производство по делам с участием иностранных лиц.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

В отношении иностранных лиц распространяются нормы федеральных законов, в том числе и ГПК РФ, иностранные граждане могут освобождаться от уплаты судебных расходов, вправе вести дела лично или через представителей и т.д. Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"6 регламентируется Правовое положение иностранных граждан. В соответствии с Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. консул может представлять граждан своего государства без доверенности, т.е. без оформления специальных полномочий.

Согласно ст. 2 Минской конвенции7 освобождаются от уплаты и возмещения судебных и нотариальных пошлин и издержек граждане каждой из договаривающихся сторон и лица, проживающие на их территории, а также вправе пользоваться бесплатной юридической помощью на аналогичных условиях, как и собственные граждане.

Возможность ответных ограничений (реторсий), предусмотренных ч. 4 статьи, - исключительная мера, и она не означает предоставления иностранным лицам гражданских процессуальных прав под условием взаимности. Суды России не вправе требовать от гражданина иностранного государства подтверждения того, что в стране, в которой он имеет гражданство, гражданам России предоставляются процессуальные права аналогичные правам граждан данного государства.

 

 

 

 

1.3. Гражданская  процессуальная правоспособность  и дееспособность иностранных  граждан, лиц без гражданства

 

Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства предопределяется размерами их правоспособности и дееспособности, основополагающими частями которых выступают гражданская и гражданско-процессуальная правоспособность и дееспособность 8.

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность являются необходимым условием для возникновения гражданских процессуальных правоотношений независимо от гражданства их участников. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела представителю в разных странах может возникать с разного возраста.

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяются, в соответствии со ст. 399 ГПК РФ, их личным законом (lexpatria), т.е. правом страны, гражданство которой он имеет, или соответственно правом страны, в которой лицо имеет место жительства. Такое правило устанавливает исключение из общего правила (lexfori) о неприменимости иностранного права в гражданском судопроизводстве  9.

Гражданская процессуальная дееспособность для иностранных граждан определяется законом страны гражданства, а в отношении лиц без гражданства - законом страны, в которой это лицо имеет место жительства.

В то же время судам нет необходимости в каждом случае определять, является ли иностранный гражданин или лицо без гражданства полностью дееспособным в соответствии с личным законом, поскольку его гражданская процессуальная дееспособность может быть определена ст. 37 ГПК РФ   (ч. 5 статьи).

В случае если иностранный гражданин или лицо без гражданства не являются полностью дееспособными по российскому праву, их гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность определяются их личным законом, в соответствии с которым они могут обладать гражданской процессуальной право- и дееспособностью.

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом.

Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства.

Нормы статьи не следует путать с нормами об определении материальной право- и дееспособности.

Порядок определения гражданской правосубъектности установлен ст. 1195 ГК РФ, в соответствии с которой личным законом физического лица считается право той страны, в которой это лицо имеет гражданство. Если лицо вместе с гражданством России имеет и иностранное гражданство, его личным законом выступает право России. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право.

Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

Гражданская дееспособность физического лица в соответствии со ст. 1197 ГК РФ определяется его личным законом. Место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства подтверждается соответствующим документом (паспортом и т.п.).

 

1.4. Процессуальная правоспособность иностранной организации и международной организации

 

В рамках возбуждения гражданского дела, в котором одной из сторон выступает иностранное лицо, перед судом возникают некоторые дополнительные, зачастую довольно сложные вопросы, которые требуют для своего разрешения учета зарубежного законодательства и практики. К их числу, в случаях, если участником выступает не отдельный гражданин, можно отнести установление юридического и соответственно процессуального статуса заинтересованного участника дела.

Национальные законодательства стран, международные конвенции, соглашения, договоры и иные акты уже давно привычно используют понятие "юридические лица", относя к их числу зарегистрированные в установленном порядке организации, действующие самостоятельно и под фирменным наименованием в определенных областях хозяйственной жизни. Для наглядности применения такой терминологии можно обратиться к ст. ст. 1 и 23 Минской конвенции 1993 г., ст. ст. 1 и 19 Договора о правовой помощи между РФ и Польшей 10, ст. ст. 1 и 22 аналогичного Договора между РФ и Исламской Республикой Иран 11.

Зачастую организации выступают субъектами споров и вполне естественно, что любой суд должен иметь убедительные письменные доказательства их реального положения. В этой связи для судов РФ неплохим указателем могут служить предписания Закона РФ от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"12, где п. 2 ст. 20 требует для государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями предоставления устава такой организации и в предусмотренных законом случаях договора об учреждении, кроме того, выписки из торгового реестра страны, в которой учрежден иностранный инвестор, или иного документа, который подтверждал бы его юридический статус. Тем не менее, в неоднозначных случаях либо при возникновении обоснованных сомнений (реорганизация разных фирм, расхождение юридических адресов, решительные возражения другой стороны и т.п.) суд вправе потребовать дополнительные материалы, в том числе протоколы собраний акционеров, информацию о банкротствах, акты аудиторских проверок.

Для участия в гражданских процессуальных отношениях иностранные организации должны обладать процессуальной правоспособностью.

Процессуальная правоспособность - это способность иметь процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю или в более широком смысле слова - способность права на судебную защиту.

Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

Личным законом иностранной организации названо право страны, в которой эта организация учреждена. На основе личного закона иностранной организации определяется ее процессуальная правоспособность.

Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо (п. 1 ст. 1202 ГК РФ).

Для определения личного закона юридического лица используются различные критерии, выработанные доктриной и судебной практикой разных стран.

В одних странах исходят из критерия местонахождения центра управления (правления, дирекции и иных административных органов) юридического лица, что именуется также критерием оседлости.

В других странах личным законом юридического лица считают закон места осуществления его основной деятельности - критерий центра эксплуатации.

В третьей группе стран личным законом юридического лица считается право страны, где юридическое лицо учреждено, - критерий инкорпорации.

Иногда в судебной практике для определения личного закона организации приходится прибегать к сочетанию различных критериев определения личного закона юридического лица.

Иностранная организация, не обладающая по личному закону процессуальной правоспособностью, может на территории РФ быть признана правоспособной в соответствии с российским правом. Исходным положением для этих случаев является ст. 36 ГПК РФ, согласно которой гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими правом на судебную защиту.

 

1.5. Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет

 

Иностранное государство, обладающее иммунитетом, выступает особым участником гражданских процессуальных отношений. Его иммунитет выражается в неподсудности одной страны без ее согласия судам другой страны, недопустимости в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества, недопустимости без согласия государства принудительного исполнения решения, вынесенного против него в другом государстве.

Выражение уважения к суверенитету другого государства - это не только нераспространение судебной власти РФ ее судами за рубежом, но и отдельные ограничения внутри государства, дабы не усложнять без надобности отношений между странами.

Благодаря сложившимся традициям и их последующему закреплению в многосторонних и двусторонних договорах (соглашениях) отдельные лица внутри страны исключаются из сферы действия судебной власти.

Из-за того, что ни одна страна не имеет права выступать в роли судьи другой страны, иностранное государство и его органы имеют судебный иммунитет (неприкосновенность).

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что действиями посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации, связанными с непредоставлением ему ответов на его многочисленные обращения и ненаправлением их в его адрес, а также удержанием его искового заявления к Министерству обороны Республики Узбекистан нарушены его права и свободы.

Ознакомившись с представленными материалами, нахожу, что заявление К. не подлежит принятию к производству Верховного Суда Российской Федерации по первой инстанции в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Частью 3 статьи 401 ГПК РФ предусмотрено, что аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации.

Согласно Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в соответствии с которой была принята Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, за исключением гражданских исков, вытекающих из договора, заключенного консульским должностным лицом или консульским служащим, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательств в качестве агента представляемого государства либо третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожным транспортным средством, судном или самолетом.

Поскольку законом не предоставлена возможность обжалования указанных в заявлении действий посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации, заявление К. не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства (Определение ВС РФ от 19 мая 2003 г. N ГКПИ2003-543 13).

В соответствии с международными договорами в отдельных случаях пользуются иммунитетом дипломатические представители.

Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

Так, при рассмотрении мировым судьей иска П. к Генеральному консульству Украины в г. Санкт-Петербурге об истребовании денежных сумм, уплаченных за легализацию документов, в связи с отказом Консульства в легализации документов суд принял решение о прекращении производства по делу по п. 1 ч. 1 ст. 220 ГПК РФ, учитывая отсутствие согласия украинской стороны на рассмотрение данного гражданского дела, связанного с исполнениемконсульских действий Генеральным консульством Украины в г. Санкт-Петербурге, отсутствие доказательств, свидетельствующих об отказе аккредитующего государства от иммунитета, а также тот факт, что имущество консульского учреждения не может быть объектом принудительных мер государства пребывания, вне зависимости от того, какими органами государства такие меры принимаются в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., Консульской конвенцией между Российской Федерацией и Украиной от 15 января 1993 г., принятой в развитие положений Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. (ст. ст. 9, 30, 35) 14.

Информация о работе Закономерности правового регулирования судопроизводства по гражданским делам с участием иностранных лиц, судебная практика