Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 16:07, дипломная работа
Цель исследования состоит в комплексном изучении проблем и разработке теоретических вопросов производства по делам с участием иностранных лиц в гражданском процессе, и формулировании предложений по совершенствованию процессуального законодательства и норм международных договоров о правовой помощи по гражданским делам с участием России.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1.Сравнительно-правовой анализ норм производства по делам с
участием иностранных лиц ГПК РФ и ГПК РСФСР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Правовое регулирование производства по делам с участием
иностранных лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.3. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.4. Процессуальная правоспособность иностранной организации и международной организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.5. Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
ГЛАВА 2. ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ
ЛИЦ СУДАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
2.1. Понятие подсудности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2. Правила подсудности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
2.3. Исключительная подсудность дел с участием иностранных лиц. . . . . . . 32
2.4. Договорная подсудность дел с участием иностранных лиц . . . . . . . . . . 33
2.5. Неизменность места рассмотрения дела. Процессуальные последствия рассмотрения дел иностранным судом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
2.6. Судебные поручения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
ГЛАВА 3. ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ И ИНОСТРАННЫХ ТРЕТЕЙСКИХ
СУДОВ (АРБИТРАЖЕЙ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3.1. Признание и исполнение решений иностранных судов в России. . . . . 55
3.2. Ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного
суда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
3.3. Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда.
Отказ в признании решения иностранного суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.4. Признание решений иностранных судов, не требующих дальнейшего производства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
3.5. Признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
ГЛАВА 2. ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ
ЛИЦ СУДАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Понятие подсудности
Обратимся к исследованию правовой природы института подсудности гражданских дел. Для достижения указанной цели, прежде всего, определим признаки института подсудности гражданских дел, воспользовавшись научными работами С.С. Алексеева 15, В.М. Шерстюка 16, М.К. Юкова17.
Вопрос о сущности понятия "подсудность" в науке гражданского процесса является предметом дискуссии, при этом все многообразие научных позиций можно свести к четырем основным концепциям.
Согласно первой концепции подсудность определяется как компетенция судебных органов. По мнению некоторых сторонников первой концепции, для разрешения круга вопросов, составляющих основные направления деятельности органов правосудия, судебные органы наделяются комплексом полномочий, вся совокупность которых охватывается понятием "компетенция".
Так, по мнению Е.Е. Уксусовой, подсудность "устанавливает объем (пределы) компетенции того или иного суда относительно круга гражданских дел, которые он правомочен рассмотреть в качестве суда первой инстанции"18.
В свое время Ю.К. Осипов указывал, что "подсудностью обычно называют компетенцию различных судов на рассмотрение подведомственных судебным органам дел по первой инстанции" 19.
Как указывает М.К. Треушников, "нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению гражданских дел" 20.
Анализ применения термина "компетенция" позволяет сделать вывод о том, что с его помощью определяется широкий круг полномочий различных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также судебных органов в широком смысле.
Однако столь широкое толкование, по нашему мнению, не подходит для уяснения сущности понятия "подсудность", к тому же определить подсудность каждого гражданского дела путем закрепления компетенции всех судебных органов в Российской Федерации просто нереально.
Таким образом, на основании исключительно "компетенции" суда невозможно решить вопрос, какой конкретно суд вправе и обязан рассмотреть конкретное гражданское дело. Данное утверждение справедливо и по отношению к следующему понятию - "юрисдикция".
В соответствии со второй концепцией под подсудностью понимают юрисдикцию судебных органов. По мнению некоторых сторонников этой концепции, понятие "юрисдикция" может использоваться для раскрытия понятия "подсудность" как искусственная конкретизация, сужение термина "компетенция" до определенного объема.
Согласно утверждению Т.П. Ерохиной, подсудность в гражданском процессе представляет собой "юрисдикционные полномочия суда первой инстанции по рассмотрению и разрешению подведомственных им гражданских дел, которые разграничиваются на основе общих правил и предусмотренных законом исключений для них" 21.
По мнению В.М. Жуйкова, "институт подсудности следует использовать не для разграничения предметов ведения между судебными органами как судами первой инстанции, а для того, чтобы разграничивать компетенцию различных судов как органов гражданской юрисдикции" 22.
Как известно, правоприменительная деятельность осуществляется целым рядом уполномоченных органов - органами гражданской юрисдикции, к которым относятся не только суды (суд общей юрисдикции, арбитражный суд, третейский суд), но и иные органы (в частности, органы прокуратуры).
Всякий юрисдикционный орган может быть наделен широким объемом полномочий, в том числе не связанных с осуществлением деятельности по рассмотрению и разрешению споров о праве и других юридических дел.
Так, К.С. Юдельсон определял понятие юрисдикции как "правомочия, предоставленные тому или иному органу либо организации и направленные на осуществление ими правоохранительной функции в определенной сфере правоотношений (гражданских, административных, уголовных) методами, свойственными данному роду органов государства или общественности". Также он указывал, что категория юрисдикция "слагается из следующих элементов: а) органа, управомоченного государством на властное осуществление правоохранительной функции; б) суммы правомочий, предоставленных органу для выполнения правоохранительной функции; в) круга отношений, составляющих предмет правоохранительной функции данного органа; г) метода осуществления указанной функции" 23.
По мнению М.Ю. Лебедева, юрисдикция - это правомочия, предоставленные на основании федерального закона компетентным государственным или негосударственным органам, осуществляемые в установленном процессуальном или процедурном порядке, по рассмотрению правовых вопросов, подведомственных данному органу, и закреплению своих выводов в соответствующих юридически обязательных актах 24.
Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод, что понятие "юрисдикция" действительно используется для определения полномочий судебных органов, однако оно применяется в широком смысле.
К примеру, законодатель использует понятие "территориальная юрисдикция" при разграничении территории Российской Федерации на судебные районы, но применяется указанное понятие безотносительно к виду судопроизводства. Как справедливо указывает М.В. Боровский, разграничение территории страны на судебные районы имеет большей частью технический характер 25.
При таких обстоятельствах весьма сомнительно применять понятие "юрисдикция" для определения подсудности гражданских дел, поскольку в этом случае полностью не раскрывается сущность исследуемого правового явления.
Третья концепция подразумевает под понятием "подсудность" свойство дела, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа.
Как указывает М.А. Рожкова, "подсудность - это в некотором роде разновидность подведомственности применительно к судам одной судебной системы. И если подведомственность является свойством юридического дела, позволяющим определить ту или иную систему федеральных судов, суд которой будет признаваться компетентным в отношении этого дела, то подсудность является свойством юридического дела, позволяющим определить конкретный суд одной из систем федеральных судов - конкретный арбитражный суд или конкретный суд общей юрисдикции" 26.
По мнению Г.А. Жилина, "законодатель... в качестве критерия распределения гражданских дел между различными юрисдикционными органами использует свойство дел, определяемое прежде всего правовой природой спора или вопроса, требующего разрешения" 27.
Действительно, понятие "подсудность" неотделимо связано с другим понятием - "дело", без связи с которым оно лишено всякого смысла. Указанное означает, что подсудность - это свойство, характеризующее судебное дело, и в этом его принципиальное отличие от компетенции и юрисдикции.
Таким образом, подсудность гражданского дела правильнее рассматривать как его свойство, в силу которого оно подлежит разрешению конкретным судебным органом.
Существует также четвертая концепция, согласно которой подсудность - это относимость подведомственного судам дела к ведению определенного суда 28. Указанная позиция находит свое подтверждение в судебной практике, где под подсудностью также понимается относимость дела, подведомственного судам общей юрисдикции, к ведению определенного суда 29.
По мнению сторонников данной позиции, именно относимость является тем "мостом", который позволяет связать судебное дело с конкретным судебным органом. Данное определение характеризует подсудность как свойство "дела", применительно к подсудности гражданских дел относимость - это процессуальное свойство гражданского дела.
Представляется, что в рамках данной полемики поддержки заслуживают, безусловно, третья и четвертая концепции, поскольку их сравнение выявляет отсутствие каких-либо принципиальных различий: и в том и в другом случае речь идет о свойстве дела.
Вместе с тем опыт практического применения процессуальных норм, регулирующих подсудность гражданских дел, показывает, что наиболее точно определить подсудность гражданского дела возможно лишь во взаимодействии свойства гражданского дела и юрисдикции суда. Как указывает Г.А. Жилин, "...для более полного проникновения в сущность институтов подведомственности и подсудности в гражданском и арбитражном процессе необходимо принимать во внимание не только свойство дел, но и свойство юрисдикционных органов, уполномоченных на их разрешение" 30.
Суммируя все перечисленные признаки института подсудности гражданских дел, можно сформулировать его определение.
Институт подсудности гражданских дел - это единый гражданский процессуальный институт, состоящий из законодательно обособленного комплекса гражданских процессуальных норм, регулирующих одно из условий возникновения и развития единого сложного гражданского процессуального правоотношения и устанавливающих свойства гражданского дела, в силу которых оно относится к подсудности конкретного судебного органа.
2.2. Правила подсудности
Для рассмотрения дел с участием иностранных лиц необходимо определить подсудность спора с учетом иностранного элемента в споре. В первую очередь следует определить государство, к подсудности которого относится спор (Российская Федерация или иное), а затем родовую и территориальную подсудность внутри страны. Комментируемая статья определяет те категории дел с участием иностранных лиц, которые подсудны российским судам. Подсудность дел с участием иностранцев определяется не только положениями ст. 402 ГПК РФ, но и другими федеральными законами, а также международными договорами.
Приоритет имеют международные договоры, определяющие положения о подсудности. В случае противоречия между положениями ГПК РФ (иного федерального закона) и международного договора применению подлежат нормы международного договора. Так, в соответствии со ст. 20 Минской конвенции стран СНГ по общему правилу иски к лицам, имеющим место жительства на территории одной из договаривающихся сторон, предъявляются независимо от их гражданства в суды этой договаривающейся стороны, а иски к юридическим лицам предъявляются в суды договаривающейся стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство либо филиал.
Если в деле участвуют несколько ответчиков, имеющих место жительства (место нахождения) на территориях разных договаривающихся сторон, спор рассматривается по месту жительства (месту нахождения) любого ответчика по выбору истца.
Суды в Российской Федерации рассматривают дела с участием иностранных лиц, если организация-ответчик находится на территории Российской Федерации или гражданин-ответчик имеет место жительства в Российской Федерации.
Суды в Российской Федерации вправе также рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если:
1) орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации;
2) ответчик имеет имущество, находящееся на территории Российской Федерации;
3) по делу о взыскании алиментов и об установлении отцовства истец имеет место жительства в Российской Федерации;
4) по делу о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, вред причинен на территории Российской Федерации или истец имеет место жительства в Российской Федерации;
5) по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на территории Российской Федерации;
6) иск вытекает из договора, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место или имело место на территории Российской Федерации;
7) иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Российской Федерации;
8) по делу о расторжении брака истец имеет место жительства в Российской Федерации или хотя бы один из супругов является российским гражданином;
9) по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации истец имеет место жительства в Российской Федерации;
10) по делу о защите прав субъекта персональных данных, в том числе о возмещении убытков и (или) компенсации морального вреда, истец имеет место жительства в Российской Федерации.
2.3. Исключительная подсудность дел с участием иностранных лиц
Исключительная подсудность дел с участием иностранных лиц определена в ст. 403 ГПК РФ.
К исключительной подсудности судов в Российской Федерации относятся:
1) дела о праве на недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации;
2) дела по спорам, возникающим из договора перевозки, если перевозчики находятся на территории Российской Федерации;
3) дела о расторжении брака российских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства, если оба супруга имеют место жительства в Российской Федерации;
4) дела, предусмотренные главами 23 - 26 ГПК РФ.