Курс лекций по "Психологии управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Одной из основных проблем психологии управления является проблема управленческой эффективности. Не просто управлять, а управлять эффективно, получая высокий результат, при минимальных затратах сил, энергии, времени и денег - таким был социальный заказ. При каких условиях управление может стать максимально эффективным, по каким параметрам, признакам, критериям, эффективное управление отличается от неэффективного? Каковы психологические критерии эффективного управления? - вот круг вопросов, на долгое время ставших центральными и определяющими развитие психологии управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Psikhologija_upravlenija.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

Выделяются два основных класса состояний напряженности: специфической, определяющей динамику и интенсивность психофизиологических процессов, лежащих в основе выполнения конкретных трудовых навыков, и неспецифической, характеризующей общие психофизиологические ресурсы человека и в целом обеспечивающей уровень выполнения деятельности.

Влияние напряженности  на жизнедеятельность подтверждено следующим экспериментом: взяли  нервно-мышечный аппарат лягушки (икроножную мышцу и нерв, который ее иннервирует) и икроножную мышцу без нерва и подключили к обоим препаратам батарейки от карманного фонарика. Через некоторое время мышца, получавшая раздражение через нерв, перестала сокращаться, а мышца, получавшая раздражение непосредственно от батарейки, сокращалась еще несколько суток. Отсюда психофизиологи сделали вывод: мышца может работать долго. Она практически неутомима. Утомляются проводящие пути — нервы. Точнее, синапсы и нервные узлы, сочленения нервов.

Следовательно, для оптимизации  процесса трудовой деятельности есть большие резервы полноценной регуляции состояний, в значительной мере скрывающиеся в правильной организации функционирования человека как биологического организма и как личности.

 

2. Требования к поддержанию работоспособности

Работоспособность – это способность к работе в определенном ритме определенное количество времени. Характеристиками работоспособности являются нервно-психическая устойчивость, темп производственной деятельности, утомляемость человека.

Предел работоспособности  как величина переменная зависит  от конкретных условий:

— здоровье,

— рат питание,

— возраст,

— величина резервных  возможностей человека (сильная или  слабая нервная система),

— санитарно-гигиен условия  труда,

— профессиональная подготовленность и опыт,

— мотивация,

— направленность личности.

Среди обязательных, условий, обеспечивающих работоспособность человека, предупрёждающих переутомление, важное место занимает правильное чередование труда и отдыха. В связи с этим одна из задач руководителя заключается в создании для персонала оптимального режима труда и отдыха. Режим следует устанавливать с учетом особённостей конкретной профессии, характера выполняемой работы, конкретных условий труда, индивидуально психологических особенностей работников. Прежде всего, от этого зависят частота, длительность к содержание перерывов Перерывы на отдых в течение рабочего дня обязательно должны предшествовать началу ожидаемого снижения работоспособности, а не назначаться позднее.

Психофизиологами установлено, что психологическая бодрость начинается с 6 часов утра и удерживается в течение 7 часов без особых колебаний, но не более. Дальнейшая работоспособность требует повышенного волевого усилия. Улучшение суточного биологического ритма начинается вновь около 15 часов дня и продолжается в течение двух после дующих часов. К 18 часам психологическая бодрость постепенно уменьшается, а к 19 часам про- исходят специфические изменения в поведении: снижение психической стабильности порождает пред расположенность к нервоёности, повышает склонность к конфликтам по незначительному поводу. У некоторых людей начинаются головные боли, это время психологи называют критической точкой. К 20 часам вновь активизируется психика, время реакций сокращается, человек быстрее реагирует на сигналы. Такое состояние продолжается и далее: к 21 часу особенно обостряется память, она становится способной запечатлеть многое, что не удалось днем. Далее происходит падение работоспособности, к 23 часам организм готовится к отдыху, в 24 часа тому, кто лег спать в 22 часа, уже снятся сны.

В послеобеденное время есть 2 наиболее критических периода: 1 — около 19 часов, 2 — около 22 часов, Для сотрудников, работающих в это время, требуется особое волевое напряжение и усиление внимания. Наиболее опасный период — 4 часа утра, когда все физические и психические возможности организма близки к нулю.

Работоспособность колеблется и в течение недели. Хорошо известны издержки производительности труда  в первый, а иногда и во второй день рабочей недели. Работоспособность  претерпевает также сезонные изменения, связанные со временами года (весной она ухудшается).

Во избежание вредного переутомления, для восстановления сил, а также для формирования того, что можно назвать готовностью  к работе, необходим отдых. Для  предупреждения переутомления сотрудников  целесообразны так называемые «микропаузы» т. е. кратковременные, продолжительностью 5—ю минут, перерывы во время работы. В последующее время восстановление функций замедляется и менее эффективно: чем однообразнее, монотоннее труд, тем чаще должны быть перерывы. При разработке режима труда и отдыха менеджеру следует стремиться к замене небольшого числа дли тельных перерывов более короткими, но частыми. В сфере обслуживания, где требуется большое нервное напряжение, желательны короткие, но частые 5-минутные перерывы. Причем во второй полови не рабочего дня в связи с более выраженным утомлением время на отдых должно быть больше, чем в дообеденный период. Как правило, такие «передышки» в современных организациях не приветствуются. Парадоксально, но факт: в более благоприятном положении оказываются курильщики, которые прерываются, как минимум, каждый час, сосредоточиваясь на сигарете. Видимо поэтому так сложно изжить курение в учреждениях, потому что ему пока нет альтернативы для восстановления сил при кратковременном который никто не организовывает.

В середине рабочего дня  не позднее чем через 4 часа после  начала работы вводится перерыв на обед (40—60 минут).

Существует три вида продолжительного отдыха для восстановления сил после работы:

1. Отдых после рабочего  дня. Прежде всего — достаточно продолжительный и крепкий сон (7— 8 часов). Недостаток сна не может компенсироваться никаким другим видом отдыха. Кроме сна рекомендуется активный отдых, например, занятия спортом в нерабочее время, который весьма способствует сопротивляемости организма усталости на работе

2. Выходной день. В  это день важно запланировать  такие мероприятия, чтобы получить  удовольствие. Именно получение  удовольствия наиболее хорошо  восстанавливает организм от  физических и психических перегрузок. Если такие мероприятия не планируются, то способы получения удовольствия могут быть неадекватными: алкоголь, переедание, ссоры с соседями и т. п. Но роль руководителя здесь сводится только к ненавязчивым советам, так как данное время работники планируют самостоятельно.

3. Наиболее длительный отдых — отпуск. Сроки его устанавливаются руководством, но планирование также остается за сотрудниками. Руководитель (профсоюзный комитет) может лишь дать совет по организации отдыха и помочь с приобретением путевок на санаторно-курортное лечение. Для восстановления работоспособности используются также такие дополнительные методы как релаксация (расслабление), аутогенная тренировка, медитация, психологические тренинги.

Релаксация

Не все проблемы, связанные  с утомлением, возможно решить отдыхом в разных его видах. Большое значение имеет сама организация труда и организация рабочего места персонала.

В. П. Зинченко и В. М. Мунипов  указывают, что при организации  рабочего места должны быть соблюдены  следующиё условия:

– достаточное рабочее  пространство для работника, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования; необходимо естественное и искусственное освещение для выполнения оперативных задач;

– допустимый уровень  акустического шума, вибраций и других факторов производственной среды, создаваемых оборудованием рабочего места или другими источниками;

– наличие необходимых  инструкций и предупредительных  знаков, предостерегающих об опасностях, которые могут возникнуть при  работе, и указывающих на необходимые меры предосторожности;

– конструкция рабочего места должна обеспечивать быстроту, безотказность и экономичность  технического обслуживания и ремонта  в нормальных и аварийных условиях.

В. Ф. Ломов выделил  следующие признаки оптимальных условий для протекания трудовой деятельности:

1. Наиболее высокое  проявление функций работающей  системы (двигательной, сенсорной  и др.), например, наибольшая точность  различения, наибольшая скорость  реакции и т. д.

2. Длительное сохранение  работоспособности системы, т. е. выносливость. При этом имеется в виду функционирование на высшем уровне. Так, если определяется, например, темп подачи информации оператору, то можно обнаружить, что при очень низком или слишком высоком темпе длительность сохранения работоспособности у человека сравнительно невелика. Но можно найти и такой темп передачи информации, при котором человек будет продуктивно работать в течение длительного времени.

3. Для оптимальных условий работы характерен наиболее короткий (по сравнению с другими) период врабатываемости, т. е. период перехода включаемой в работу системы человека от состояния покоя к состоянию высокой работоспособности.

4. Наибольшая стабильность  проявления функции, т. е. наименьшая  вариативность результатов работы  системы. Так, человек может наиболее точно по амплитуде или времени многократно воспроизводить то или иное движение при работе в оптимальном темпе. С отступлением от этого темпа вариативность движений возрастает.

5. Соответствие реакций  работающей системы человека внешним воздействиям. Если условия, в которых находится система, не оптимальны, то ее реакции могут не соответствовать воздействиям (на пример, сильный сигнал вызывает слабую, т. е. парадоксальную реакцию, и наоборот). При оптимальных же условиях система проявляет высокую приспособленность и вместе с тем устойчивость, благодаря чему ее реакции в любой данный момент оказываются соответствующими условиям.

6. При оптимальных  условиях наблюдается наибольшая  согласованность (например, синхронность) в работе компонентов системы.

 

Контрольные вопросы  к теме 5.

1. Какие функциональные  состояния человека вы знаете?

2. Какие необходимо  принимать меры для стабилизации  данных состояний?

3. Перечислите основные требования к поддержанию работоспособности.

 

Литература:

1. Вудкок М. Раскрепощенный  менеджер / М. Вудкок, Д. Фрэнсис.  – М., 1991.

2. Ксенчук Е.В. Технология  успеха / Е.В. Ксенчук, М.К. Киянова.  – М., 1993.

3. Синк Д.С. Управление производительностью / Д.С. Синк. – М., 1989.

 

Тема 6.

Психология  принятия управленческих решений

 

Учебные вопросы

1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности.

2. Этапы выработки  управленческих решений

3. Влияние людей друг  на друга в процессе принятия  решений

 

1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности.

Решение проявляется  в планировании (процессе поиска и  принятия решений, а также определении  целей, задач и средств их достижения), в организации (решение, направленное на объединение различных видов  ресурсов и совместной деятельности людей), управлении мотивацией, контроле и пр.

Принятие решения —  это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание  проблемы, постановку адекватной цели и средств для реализации данной цели.

К сожалению, зачастую данный процесс протекает стихийно, под влиянием внешних обстоятельств и давлением вышестоящих руководителей. Именно поэтому его реализация протекает столь трудно. Профессор Л. Зайверт, руководитель немецкого Института рационального использования времени, замечает, что многие менеджеры предпочитают:

– правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела;

– решать проблемы вместо того, чтобы создавать творческие альтернативы;

– сберегать средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств;

– исполнять долг вместо того, чтобы добиваться результатов;

- снижать издержки  вместо того, чтобы повышать прибыль.

Все это — последствия  неправильно принятых решений.

Почему же становится возможным неправильное принятие решений? И — как снизить вероятность  подобного просчета в управлении? для того чтобы понять это, нужно обратиться к психологическим особенностям человека, благодаря которым и осуществляется данное действие.

В принятии решений интегрируются  знания, интересы, мировоззрение человека. И не одного человека. Важнейшую особенность этого процесса составляет его волевой характер как способность противостоять людям и обстоятельствам, способность поддерживать реализацию намеченной цели в сложных, изменяющихся условиях. данный процесс осложняется тем, что в краткий промежуток времени руководителю приходится принимать множество разнонаправленных решений.

Решения принято классифицировать по разным основаниям:

— по широте охвата (общие  и частные);

— по срокам действия и  степени воздействия:

на будущее решение (оперативные, тактические и стратегические);

Информация о работе Курс лекций по "Психологии управления"