Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 10:34, дипломная работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В условиях постоянного реформирования, систематизации и модернизации законодательства Российской Федерации, в регулировании административно-правовых отношений произошли и продолжают происходить значительные изменения. Они связаны, прежде всего, со стремлением государства упорядочить и привести в соответствие с международным законодательством и происходящими изменениями в обществе, законодательство об административных правонарушениях.
Введение………………………………………………………….……………….5
Глава1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1. Понятие административного наказания и его место в системе
мер административного принуждения.……………………………………...….9
1.2. Цели административного наказания …………………….………..21
Глава 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ ………..………..…25
2.1.Система административных наказаний ………………………….…25
2.2. Классификация мер административного наказания….…………..…26
2.3 Виды административных наказаний и их применение………….….29
2.4 Основные и дополнительные виды административного
наказания…………………………………………………………………………74
Глава 3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
НАКАЗАНИЙ ……………….……………………………………………………75
3.1. Принципы назначения административных наказаний ………..….75
3.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие администра-
тивную ответственность ………………………………………..……………….78
3.3. Сроки давности применения административных наказаний
и административной наказанности………………………….………………….81
Заключение…………………………………………………………………..……84 Список использованных источников и литературы. Нормативно-
правовые акты………………..……………………………………………….…...87
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Юриспруденция»
КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Допущено к защите в ГАК
Зав.кафедрой административного
и финансового права
доктор юрид.наук, профессор
________________В.Е.Севрюгин
«___»__________________2010 г
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
Выполнил
Студент 3 курса
заочного отделения
Научный руководитель
канд.юрид.наук, доцент И.П.Бакулина
Рецензент
адвокат Западно-Сибирской
коллегии адвокатов
г.Тюмень, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Список принятых сокращений……………………………….…………….…
Введение…………………………………………………………
Глава1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1. Понятие административного наказания и его место в системе
мер административного принуждения.……………………………………...…
1.2. Цели административного наказания …………………….………..21
Глава 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ ………..………..…25
2.1.Система административных наказаний ………………………….…25
2.2. Классификация мер административного наказания….…………..…26
2.3 Виды административных наказаний и их применение………….….29
2.4 Основные и дополнительные виды административного
наказания………………………………………………………
Глава 3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
НАКАЗАНИЙ ……………….……………………………………………………75
3.1. Принципы назначения административных наказаний ………..….75
3.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие администра-
тивную ответственность ………………………………………..……………….78
3.3. Сроки давности применения административных наказаний
и административной наказанности………………………….…………………
Заключение……………………………………………………
правовые акты………………..………………………………………………
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
РФ - Российская Федерация
ВС – Верховный Суд Российской Федерации
Пленум ВС РФ – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации
ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации
КоАП РФ, Кодекс – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
УК – Уголовный кодекс Российской Федерации
УПК – Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации
ФКЗ – Федеральный конституционный закон Российской Федерации
ФЗ – Федеральный закон Российской Федерации
СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации
ВКС – Вестник Конституционного Суда Российской Федерации
РГ – Российская газета
Бюл. ВС РФ – Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации
СП РСФСР – Собрание постановлений Совета Министров (Правительства Российской Федерации)
абз. - абзац
Г. - Год
Ст. – статья
П. - Пункт
С. - Страница
ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ЗК РФ – Земельный кодекс Российской Федерации
Гл. – глава
ООН – Организация Объединенных Наций
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена административно-правовому институту административного наказания как одному из видов административного принуждения, а также практике его применения в действующем административном законодательстве Российской Федерации.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В условиях постоянного реформирования, систематизации и модернизации законодательства Российской Федерации, в регулировании административно-правовых отношений произошли и продолжают происходить значительные изменения. Они связаны, прежде всего, со стремлением государства упорядочить и привести в соответствие с международным законодательством и происходящими изменениями в обществе, законодательство об административных правонарушениях.
Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и административные наказания. Известно, что административные наказания оказывают значительное влияние на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению преступлений.
Административное наказание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Актуальность данной темы заключается в том, что для более успешной борьбы с правонарушениями, а также для предупреждения совершения новых правонарушений необходимо знать, насколько результативны применяемые административные наказания, какое воздействие они оказывают на сознание и поведение людей. Все это требует глубоких знаний и дополнительных исследований в области административных наказаний, что позволит получить достоверные данные об эффективности административных наказаний с целью оптимизации практики их применения и совершенствования законодательства об административной ответственности.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения в области административной ответственности
Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства Российской Федерации, действующего законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области административной ответственности и практика их применения.
Целью данной работы является изучение системы административных наказаний и их видов, а также выявление некоторых проблем применения отдельных видов административных наказаний.
В частности, при назначении административного наказания довольно часто возникают сложности по отграничению административных правонарушений от иных деяний, влекущих за собой уголовную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность и в связи с этим появляется проблема двойного наказания за одно и тоже деяние. Еще одной немаловажной проблемой является различие подходов федеральных органов законодательной власти и органов власти субъектов РФ в установлении и применении размеров и тяжести административных наказаний за идентичное правонарушение в зависимости от территориального места нахождения субъекта административной ответственности, а также зачастую дублированием отдельных положений, устанавливающих административную ответственность на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, тождественностью по своей сути мер административного и уголовного наказания.
Вопросы применения дисквалификации как новой для российского законодательства меры юридической ответственности требуют дальнейшей законодательной доработки и совершенствования, естественно с учетом так называемой, обкатки новых положений на практике, с учетом возникающих проблем при назначении и исполнении данного вида административного наказания. Например, обращает на себя внимание несовпадение предельных сроков дисквалификации с предельными сроками схожего по своей правовой природе уголовно-правового воздействия в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (верхний предел административного наказания может превысить нижний предел уголовного). Также в законодательстве о труде специально не определено такое основание освобождения сотрудника, в частности - руководителя, от должности вследствие дисквалификации, что затрудняет применение норм трудового законодательства.
Указанные проблемы на мой взгляд довольно успешно разрешаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, постоянно изучающего и обобщающего складывающуюся судебную практику в сфере назначения административных наказаний, а также у государства в данной сфере государственного управления имеются все возможности улучшения административного законодательства с помощью внесения изменений в действующее законодательство.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на положениях и выводах, сформулированных в разные временные отрезки в трудах отечественных ученых-правоведов, отдавших немало времени и сил на изучение проблем как общей теории права, так и отраслевого административного законодательства. Проанализирована советская и российская правовая литература, прежде всего, работы И.И. Веремеенко, Д.Н. Бахрах, И.В.Максимова, Е.В. Овчаровой и др. При написании работы использовались всеобщий диалектический метод познания и различные общенаучные методы исследования: системный подход (в частности, при рассмотрении видов мер административного наказания), исторический и логический методы; метод изучения и обобщения научной литературы, а также метод сравнительного анализа. Кроме того, использовались и частно-научные методы исследования: сравнительно-правовой, структурно-правовой.
При написании работы использованы практические материалы по проведенному автором обобщению правоприменительной практики основных правоприменительных государственных органов, таких как суды общей юрисдикции, органов внутренних дел и административных комиссий при органах местного самоуправления. В выпускной квалификационной работе использованы материалы административного законодательства РФ.
Написанная работа состоит из введения, трех глав, заключения.
Во введении обоснован выбор темы исследования, показана степень ее научной разработанности, определены цель, объект, предмет, задачи, показаны теоретико-методологическая основа, теоретическая и практическая значимость работы.
В главе I основной акцент сосредоточен на общем анализе института административных наказаний и его сущности, как составного элемента мер административного принуждения.
В главе II рассматриваются система мер административного наказания, отдельные виды административных наказаний, их понятие, характерные признаки, сущность и содержание.
В главе III раскрывается порядок наложения административных наказаний, принципы назначения наказаний, отягчающие и смягчающие обстоятельства, а также сроки давности назначения наказания.
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
К законодательству об административных правонарушениях, которым следует руководствоваться при рассмотрении данной категории дел, относится Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), введенный в действие с 1 июля 2002 г., который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе подведомственность и подсудность этих дел, а также законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с КоАП РФ по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Российской Федерации.
В случае привлечения к ответственности, предусмотренной нормами Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), содержащими признаки административного правонарушения, производство по делу должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ (часть 3 статьи 1.7 КоАП РФ, часть 2 статьи 10 НК РФ).
Считаю важным дать правовую оценку некоторым положениям КоАП РФ, допускающим, в частности, установление административной ответственности законами субъектов РФ. Например, указанием на то, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, КоАП РФ отнес по остаточному принципу круг вопросов в указанной области к полномочиям субъектов РФ в пределах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а именно установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных региональным законодательством.