Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:00, курсовая работа
Проблема разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов возникла в связи с приобретением субъектами Федерации реального статуса государственных образований. Однако она не нашла пока достаточно глубокого освещения в специальной литературе. Несмотря на общее признание актуальности данной проблемы, нет специальных исследований в этой области.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты конституционного права в сфере разграничения предметов ведения в РФ……………………………………………….5
1.1 Понятие разграничения полномочий РФ и её субъектов………………5
1.2 Общие подходы к проблеме разграничения компетенции…………….13
2. Правоотношения РФ и субъектов РФ………………………………....16
2.1 Принципы и критерии формирования единого правового пространства Российской Федерации……………………………………………………….16
2.2 Механизм разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ. Предметы ведения………………………………………………………………….21
2.3 Особенности правового статуса автономий…………………………….32
Заключение……………………………………………………………………39
Список используемой литературы…………………………………………..41
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кафедра филологии и педагогики
Курсовая работа по дисциплине
Правовые основы
Российского государства
на тему: «Правовые основы разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические
аспекты конституционного
1.1 Понятие разграничения
полномочий РФ и её субъектов……
1.2 Общие подходы к
проблеме разграничения
2. Правоотношения
РФ и субъектов РФ……………………………….
2.1 Принципы и критерии
формирования единого правового
2.2 Механизм разграничения
полномочий между РФ и
2.3 Особенности правового статуса автономий…………………………….32
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..41
Введение
Проблема разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов возникла в связи с приобретением субъектами Федерации реального статуса государственных образований. Однако она не нашла пока достаточно глубокого освещения в специальной литературе. Несмотря на общее признание актуальности данной проблемы, нет специальных исследований в этой области. Позиции авторов сходятся по таким вопросам, которые не являются в действительности спорными: о конституционной норме, закрепляющей равенство субъектов Российской Федерации, о необходимости дальнейшего совершенствования федеративных отношений, о целесообразности приведения в соответствие с конституционными нормами реальной практики договорных отношений органов государственной власти Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Федерации. Следует отметить общее неприятие практики уступок отдельным республикам – субъектам Федерации при подписании таких договоров. Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности, а обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее
субъектов. [5]
Актуальность вопросов, связанных с правовым статусом субъектов Российской Федерации и, прежде всего, с разграничением предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов отмечают все исследователи данной проблемы. Более того, ученые справедливо подчеркивают не только теоретическую неразработанность многих сторон организации и деятельности органов государственной власти субъектов Федерации, но и несовершенную правовую основу для решения этих вопросов. В ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию неоднократно указывалось на необходимость совершенствования механизма взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.
Целью курсовой работы является анализ правовых основ разграничения предметов ведения РФ и её субъектов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретические
аспекты конституционного
1.1 Понятие разграничения полномочий РФ и её субъектов
Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти относится к числу наиболее сложных и известных управленческих проблем. Следует установить общие подходы к разграничению полномочий и предметов ведения, в частности:
- все политические
и правовые документы,
- при распределении
полномочий учитывать
- полномочия по предметам
совместного ведения, по
При установлении правового
механизма разграничения
Ответы на поставленные
вопросы нуждаются в
Компетенция федерации, ее субъектов и их органов представляет собой обобщенное понятие, охватывающее предметы ведения и полномочия. Нередко применяется термин «совместная компетенция». По существу речь идет о том, что для федерации и ее субъектов являются совместными предметы ведения, т.е. они осуществляют деятельность в рамках одних и тех же сфер государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Однако каждая сторона имеет при этом собственные полномочия, пользуясь которыми она управляет соответствующей сферой и осуществляет в ней нормативно-правовое регулирование. Таким образом, применение термина «совместная компетенция» следует признать некорректным. [7;146]
Предмет ведения Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации исключительно к компетенции Российской Федерации.
Предмет совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов Российской Федерации.
Предмет ведения субъекта Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации к компетенции субъектов Российской Федерации.
Целесообразно также дать следующие определения другим основным терминам:
правовые основы - основы правового регулирования = общие принципы – основные, первичные, первостепенные руководящие начала (идеи), которыми руководствуется законодатель в процессе нормотворческой деятельности. По вопросам, отнесенным ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, издаются федеральные законы. В них должны определяться основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие достаточные возможности дальнейшего правового регулирования субъектами Российской Федерации.
Общие вопросы – вопросы,
относящиеся к предметам
Координация – составная часть процесса управления, состоящая в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы (в данном случае системы органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления). [7;150]
Разделение компетенции между центром и субъектами является ключевым вопросом федерализма, основой и условием нормального функционирования институциональных механизмов государства. «Обязательным условием успеха стратегических преобразований является наведение порядка в отношениях между федеральными и региональными органами власти; отсутствие четкого разграничения полномочий, а также работоспособного механизма взаимодействия между уровнями власти приводит нас к большим экономическим и социальным потерям», - говорится в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Поскольку задачи, стоящие перед органами власти, постоянно обновляются, зафиксировать раз и навсегда полномочия разных уровней власти в исчерпывающем перечне невозможно. Из-за систематического обновления государственных задач всегда остаются вопросы, не отнесенные к чьему-либо ведению. Поэтому нужны принципы, которые позволяют по мере развития федеративных отношений избежать коллизий в отношениях различных уровней власти. Правовые основы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами заложены Конституцией Российской Федерации. Часть 3 ст. 11 устанавливает, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами». [2]
Конституционное разграничение
компетенции федерального Центра и
субъектов Федерации
Эти конституционные нормы определяют:
- порядок правового
регулирования конституционно
- особенности отношений между «сложносоставными» субъектами Российской Федерации;
- принципы взаимного
делегирования осуществления
- порядок разрешения
споров о компетенции, а также
Имеется значительный круг вопросов, подлежащих решению органами государственной власти, но имеющих непосредственное отношение к осуществлению местного самоуправления. С учетом вышеизложенного подхода к местному самоуправлению как к одному из предусмотренных в Российской Федерации уровней публичной власти, представляется целесообразным при дальнейшем развитии законодательства о местном самоуправлении, в части вопросов регулирования взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, учитывать опыт правового регулирования аналогичных проблем во взаимоотношениях между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации.
В Конституции Российской
Федерации указаны четыре группы
предметов ведения и полномочий
1. Находящиеся в ведении Российской Федерации;
2. Находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
3. Находящиеся в ведении
субъектов Российской
4. Находящиеся в ведении местного самоуправления.
Соответственно субъектами разграничения являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации, муниципальные органы.
Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей – субъектов. Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны субъекты Федерации.
Российская Федерация
в лице федеральных органов государств