Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:23, реферат
Права человека - сложная и емкая категория. Большой юридический словарь 1998 года определяет права человека как «понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах».
Г.Н.Комкова предлагает в качестве современной интерпретации прав человека рассматривать «социальные возможности пользоваться материальными и социальными благами» и относит к данной категории «такие права, которые принадлежат каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределявшихся в зависимости от занимаемого индивидом места на социальной лестнице».
Гарантом прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является Президент РФ. Указом Президента в целях усиления гарантий соблюдения прав граждан была создана Комиссия по правам человека. Защита нарушенных прав входит в поле депутатской деятельности депутатов представительных органов всех уровней. Правительство РФ, в соответствии со статьей 114 Конституции РФ, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. В России создан специальный орган, основным назначением которого как раз и является защита прав и свобод человека и гражданина в РФ - Уполномоченный по правам человека. Наряду с обязанностью государства защищать права и свободы существует право человека и самому защищать собственные права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе и в суде. Более подробно на данных институтах защиты прав и свобод граждан мы остановимся в следующем параграфе.
Юридические гарантии прав и свобод человека существуют только в рамках определенных правил, процедур, придающих гарантиям четкий, упорядоченный характер. Вне таких процедур, установленных законом, юридические гарантии утрачивают определенность и приобретают внеправовую форму.
Конституция РФ закрепила развернутую систему гарантий в ст. 45-55. Она определяет юридические процедуры, в рамках которых должна осуществляться охрана прав граждан:
По мнению Е.А.Лукашевой, к системе гарантий прав человека, закрепленных в Конституции, можно отнести и юридические принципы-процедуры, которые призваны обеспечивать незыблемость правового положения индивида и определять правовые границы процедурных механизмов (ст. 47-51), например: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом».
Несмотря на то, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие, необходима конкретизация и детальная разработка юридических процедур, в рамках которых должны осуществляться права и свободы человека. Данное направление требует обширной работы, поскольку процедурные механизмы защиты прав граждан достаточно несовершенны. В действующем законодательстве присутствуют положения, противоречащие Конституции РФ. Не случайно Конституционным Судом РФ постоянно выносятся постановления о признании неконституционными отдельных статей (или части статьи) различных нормативно-правовых актов. Безусловным лидером в этом списке является действующий уголовно-процессуальный кодекс 1960 г.
Нельзя признать совершенными и процедуры защиты прав граждан как в сфере государственного управления в целом, так и в сфере деятельности исполнительной власти. Формы судебного контроля за законностью действий исполнительных органов власти в отношениях с гражданами не достаточно развиты. Характерно, что в СССР после принятия Конституции 1977 г. потребовалось десять лет для вступления в силу Закона «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан» от 30 июня 1987 г.
В Российской Федерации постепенно шло расширение круга действий и решений органов исполнительной власти, подлежащих судебному контролю.
Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993г. отразил эту тенденцию. В настоящее время судебному контролю подлежат действия и решения органов исполнительной власти и должностных лиц, связанные с регулированием широкого круга вопросов, в том числе в области земельных, налоговых, экологических и других отношений.
Статья 118 Конституции РФ предусматривает в качестве одной из форм осуществления судебной власти административное судопроизводство. Это должно стать правовой основой становления в России административной юстиции. Создание специализированных административных судов либо образование при судах общей юрисдикции специализированных коллегий по административным делам могло бы стать достаточно серьезным шагом, направленным на защиту прав граждан в сфере их взаимоотношений с органами исполнительной власти.
В совершенствовании нуждаются и процедуры рассмотрения жалоб, заявлений, обращений граждан в органах государственного управления. Хотя статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан на индивидуальные и коллективные обращения, процедура рассмотрения таких жалоб недостаточно разработана. Зачастую применяются процедуры, действовавшие еще в Советском Союзе и защищающие скорее административные власти от граждан, чем права и интересы последних. Основным актом, регламентирующим рассмотрение обращений граждан, до настоящего времени остается Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 года, редакция которого утверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года . В последние годы юристы постоянно говорят о необходимости принятия закона об обращениях граждан, который должен регламентировать процедуры их рассмотрения таким образом, чтобы они способствовали эффективной защите прав человека.
Несколько лет в России существует институт конституционного правосудия. Принимая к рассмотрению индивидуальные конституционные жалобы Конституционный суд выражает свое отношение и к правоприменительной практике, и к сложившимся в ней обыкновениям, что способствует осуществлению контроля за соблюдением прав и свобод органами управления и правосудия.
Совершенствование традиционных процедур защиты прав и свобод человека является важной задачей Российского государства. Однако в нашей политической и правовой системе, согласно Конституции. Предусмотрены и иные формы защиты, связанные с формированием новых для России властных структур. Согласно ст. 80 Конституции, Президент является гарантом прав и свобод граждан. Конституция не содержит указаний на те формы, в которых должна осуществляться эта деятельность. В тоже время, при Президенте РФ была создана Комиссия по правам человека и Утверждено положение об этой Комиссии.
Данные мероприятия направлены на усиление гарантий соблюдения прав граждан Российской Федерации.
Большое значение в защите прав и свобод человека имеет парламентская законодательная деятельность. В современной практике демократических государств действует принцип связанности законодателя основными правами человека. Этот принцип действует по-разному в различных государствах в зависимости от позитивной или надпозитивной трактовки прав человека, положенной в основу Конституции.
В соответствии со ст. 114 Конституции меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью осуществляет Правительство РФ. Деятельность высших исполнительных органов по охране прав и свобод граждан имеет чрезвычайно важное значение, однако она будет эффективной также лишь на основе четко разработанных процедур осуществления указанных функций.
К числу новых институтов защиты прав и свобод человека Конституция относит Уполномоченного по правам человека.
Органы местного самоуправления призваны обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственности. Статья 18 Конституции указывает, что права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов местным самоуправлением.
Защита прав и свобод граждан должна обеспечиваться как на федеративном уровне, так и на уровне субъектов, поскольку в России действует единый правовой статус человека и гражданина. С этой целью издаются специальные нормативные акты.
Государственная защита прав человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по их защите всеми способами, не запрещенными законом. Такой подход расширяет возможности человека и гражданина в отстаивании своих прав и свобод. Сюда можно отнести обращения в средства массовой информации, использование различного рода общественных объединений (партий, профсоюзов), обращения к трудовому коллективу, различного рода собраниям граждан с целью привлечь внимание к нарушению своих прав и свобод. Апелляция к общественному мнению является важным средством, дополняющим гарантии защиты прав человека.
Определенную роль в защите прав и свобод человека играет правозащитное движение, т.е. коллективные действия в форме различного рода объединений для защиты прав и свобод либо как общей задачи, либо как целевой задачи обеспечения интересов определенных категорий населения (инвалидов, детей- сирот, политических заключенных и т.д.).
Таким образом, права
человека и гражданина могут
быть обеспечены только
2.2. Защита прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти
Статья 45 Конституции РФ устанавливает: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
В зарубежных странах накоплен большой опыт создания и функционирования разветвленной системы органов, а также институтов, содействующих обеспечению охраны прав и свобод граждан, провозглашенных в конституциях и закрепленных во внутреннем законодательстве.
Важным инструментом охраны прав личности, одной из организационно- правовых гарантий их защиты выступает право на подачу обращений. Граждане могут обращаться в любые органы законодательной, исполнительной, судебной власти, к Президенту страны, в органы прокуратуры, к омбудсмену, использовать формы общественного контроля.
Вместе с тем в функции всех указанных органов входит защита прав и свобод личности. Эти действия они обязаны осуществлять как по собственной инициативе, так и по требованию гражданина, который наделен правом самостоятельно осуществлять защиту нарушенных прав и свобод.
В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ гарантом прав и свобод человека является Президент России. Функцию гаранта Президент реализует как непосредственно в своей деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности. Конституция не содержит более конкретных указаний на то, в каких формах должна осуществляться эта деятельность.
Для усиления гарантий соблюдения прав граждан в 1993 г. была создана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Она осуществляет свою работу на основе Положения в пределах установленной компетенции независимо от других государственных органов. Основной задачей Комиссии является содействие реализации полномочий Президента России как гаранта основных прав и свобод человека.
Комиссия сосредотачивает свою работу не на рассмотрении жалоб отдельных лиц (для этого, по мнению В.А. Карташкина, существуют органы исполнительной власти, включая специальное Управление в Администрации Президента России), а на расследовании случаев систематических и грубых нарушений основных прав и свобод российских граждан. По этим фактам Комиссия принимает рекомендации и заключения и направляет их соответствующему государственному органу, в компетенцию которого входит решение данного вопроса.
Комиссия высказалась за создание общественных комиссий по правам человека во всех регионах нашей страны в целях фокусирова-ния региональных проблем, касающихся защиты прав граждан.
При реализации своих полномочий
Комиссия имеет право запрашивать
от государственных органов и
должностных лиц любые
По результатам своей
деятельности Комиссия составляет специальные
и ежегодные доклады о
Важным структурным звеном Администрации Президента является Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан (далее — Управление), действующее на основе Положения.
Основные функции Управления — централизованный учет письменных и устных обращений граждан РФ, государств — участников СНГ, иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих на имя Президента РФ, в адрес Правительства РФ и Администрации Президента РФ; обеспечение рассмотрения обращений граждан;
анализ и обобщение вопросов, которые граждане ставят в письмах и на личном приеме; подготовка на основе анализа и обобщения обращений граждан предложений по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы; информирование Президента РФ, Правительства РФ, руководителя Администрации Президента РФ о количестве и содержании обращений граждан, принятым по ним мерам.
Так, Управление подготовило
аналитический обзор почты
Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г. было образовано Главное управление Президента РФ по вопросам конституционных гарантий прав граждан, на которое ныне возложены функции приема граждан и оказание содействия в восстановлении их нарушенных прав. Данное управление принимает меры по созданию условий для решения Президентом РФ вопросов гражданства РФ и предоставлении политического убежища; награждения государственными наградами РФ, присвоения почетных званий РФ; осуществление Президентом РФ помилования; защиты Президентом РФ интересов лиц, проживающих на территории России и за ее пределами и т.д.
Информация о работе Прав и свобод граждан в исполгительной власти