Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:16, доклад
Контроль как самостоятельная правовая форма государственного управления выражается в системе определенных отношений. Контрольные функции любого органа имеют общие признаки, определяемые сущностью государственного контроля. Во-первых, функции государственного контроля присущи только органам государственной власти и управления. Во-вторых, государственный контроль осуществляется от имени государства, имеет общегосударственный характер вне зависимости от того, какими органами он реализуется. В-третьих, контроль реализуется в юридической форме. В-четвертых, система контроля строится по принципу иерархии.
Полагаем, что сущностью судебного контроля на этапе предварительного расследования уголовных дел является деятельность судей, направленная на защиту охраняемых законом конституционных прав и свобод человека и гражданина и пресечение незаконных и необоснованных действий должностных лиц в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Как правило, деятельность судей на данном этапе является предварительной и вспомогательной, имеет большое значение для качественного отправления правосудия, обеспечения прав и свобод граждан, а также интересов юридических лиц, вовлеченных в орбиту уголовного процесса. Проявлением сущности судебного контроля является проверка и оценка законности и обоснованности действий и решений публичных органов расследования (органов дознания, следствия), ограничивающих конституционные права личности.
Таким образом, контрольная деятельность судов на досудебных стадиях позволяет определить ее цель, коей является всемерная защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, их безусловное соблюдение. По общему определению, данная цель предопределяет конкретные задачи, заключающиеся в содействии всестороннему, полному и объективному осуществлению предварительного расследования уголовных дел, создании соответствующих условий и предпосылок для успешного отправления правосудия, обеспечении доступа к правосудию. От того, насколько эффективно будет осуществлен судебный контроль при возбуждении уголовного дела и его предварительном расследовании, зависит законное и справедливое решение суда при рассмотрении и разрешении уголовных дел. На данной стадии судьями контролируется законность деятельности должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, и эта функция разительно отличается от функции правосудия. В содержание функции правосудия не включаются такие свойственные для судебного контроля полномочия суда, как отмена и изменение незаконных и необоснованных решений должностных лиц.
Что касается определения объекта и пределов судебного контроля в уголовном судопроизводстве, взгляды ученых не отличаются единством мнений о пределах судебных полномочий, границах компетенции суда при рассмотрении жалоб на действия и решения должностных лиц, правомочных осуществлять досудебное производство [250, с.39]. Анализ научных трудов современных исследователей показывает, что мнения исследователей в данном вопросе расходятся диаметрально. Категорична позиция, объявляющая недопустимым явлением, противоречащим публичным интересам, то обстоятельство, что сфера судебного контроля на предварительном следствии ничем не ограничена [251, с.51-52]. Приводятся доводы о том, что судебный контроль в стадии возбуждения уголовных дел и в процессе их расследования посягает на процессуальную самостоятельность должностных лиц органов дознания и следствия, что необходимо корректировать, сузить сферу судебного контроля.
В противовес таким позициям высказываются доводы о том, что другие виды контроля, и, в первую очередь, прокурорский надзор как функция прокуратуры достаточно автономен по отношению к судебному контролю; никаких проблем во взаимодействии между судами и прокуратурой в рамках осуществлении ими своих функций нет, поскольку это - сфера сотрудничества и взаимного профессионального контроля, главной задачей которых является повышение уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности. Судебный контроль является важной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве и, наряду с прокурорским надзором, способствует законному, всестороннему и объективному раскрытию преступлений и расследованию уголовных дел, в полной мере обеспечивая защиту прав и свобод личности в уголовном процессе. Суд заинтересован в устранении нарушений, допущенных на досудебном производстве, поскольку его законность и обоснованность - это тот фундамент, который лежит в основе всей судебной деятельности по уголовному делу [252, с27]. Действительно, процессуальная самостоятельность обвинительной власти, а также деятельность органов уголовного преследования под контролем судебной власти - это и есть залог реальной защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Уголовно-процессуальное законодательство Республики Казахстан регламентирует нормы судебного контроля на досудебной стадии уголовного процесса. Статья 39 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан предусматривает реабилитацию путем признания невиновности лица, привлеченного в качестве обвиняемого (подозреваемого). Обвиняемый (подозреваемый), в отношении которого вынесено постановление органа уголовного преследования о прекращении уголовного дела считаются невиновными и не могут быть подвергнуты каким-либо ограничениям в правах и свободах, гарантированных Конституцией Республики Казахстан. Суд, орган уголовного преследования должны принять все предусмотренные законом меры по реабилитации лица и возмещению вреда , причиненного ему в результате незаконных действий органа, ведущего уголовный процесс. Статья 59 УПК определяет полномочия суда, в том числе и в отношении ареста: только суд правомочен санкционировать избранную следователем, органом дознания, прокурором в отношении обвиняемого, подозреваемого меру пресечения в виде домашнего ареста, ареста и продлевать их сроки. Суд рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) органа уголовного преследования; рассматривает жалобы на постановление прокурора о прекращении возбужденного производства в связи с отсутствием оснований к возобновлению производства по делу по вновь открывшимся обстоятельствам. Если при судебном рассмотрении дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные в ходе дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом, суд выносит частное постановление, которым обращает внимание соответствующих организаций или лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное постановление и в других случаях, если признает это необходимым.
В законодательстве детально регламентируется право участников уголовного процесса обращаться к дознавателю, следователю, прокурору, суду с ходатайствами о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение по делу, обеспечения прав и законных интересов лица, обратившегося с ходатайством, или представляемого ими лица. Отклонение ходатайства не препятствует повторному его заявлению на последующих этапах уголовного судопроизводства или перед другим органом, ведущим уголовный процесс. Решения и действия дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора, суда или судьи могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке участниками процесса, а также гражданами и организациями, если проводимые процессуальные действия затрагивают их интересы. Жалобы подаются в тот государственный орган или тому должностному лицу, ответственному за производство по уголовному делу, которые уполномочены законом рассматривать жалобы и принимать по ним решения.
Администрация мест предварительного заключения обязана немедленно передавать органу, ведущему уголовный процесс, адресованные ему жалобы лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления или содержащихся под стражей в качестве меры пресечения. Жалобы лиц, задержанных или содержащихся под стражей, на действия или решения дознавателя, начальника органа дознания, следователя администрация мест заключения обязана немедленно передавать прокурору, надзирающему за расследованием дела, а жалобы на действия и решения прокурора - вышестоящему прокурору. Иные жалобы не позднее суток с момента их поступления администрация мест заключения передает лицу или органу, в производстве которого находится дело. Рассматривая жалобу, прокурор или судья обязаны всесторонне проверить изложенные в ней доводы, при необходимости истребовать дополнительные материалы, получить от соответствующих должностных лиц, организаций и граждан пояснения относительно обжалуемых действий и решений. Прокурор или судья, рассматривающие жалобу, обязаны в пределах своих полномочий немедленно принять меры к восстановлению нарушенных прав и законных интересов участников уголовного процесса, а также иных граждан или организаций. Если обжалуемыми неправомерными действиями или решениями гражданину причинен моральный, физический или имущественный вред, ему должны быть разъяснены право на возмещение или устранение вреда и порядок осуществления этого права.
Лицо, чьи личные права и
свободы непосредственно
По результатам рассмотрения
жалобы судья выносит одно
из следующих постановлений:1) об
отмене признанного незаконным
процессуального решения; 2) о признании
действия (бездействия)
Постановление судьи в течение трех суток
с момента его оглашения может быть обжаловано,
а также опротестовано прокурором в областной
и приравненный к нему суд через суд, судья
которого вынес постановление.
По истечении срока для
При решении вопросов, связанных с санкционированием ареста, суд ограничивается исследованием материалов дела, относящихся к обстоятельствам, учитываемым при избрании указанной меры пресечения. Рассмотрение судом ходатайства о санкционировании меры пресечения в виде ареста в отсутствие обвиняемого допускается только в случаях объявления его в розыск или нахождения вне пределов Республики Казахстан и уклонения от явки в органы предварительного следствия при надлежащем уведомлении о времени и месте судебного заседания.
По данным отдела судебного мониторинга Аппарата Верховного Суда за 2007-2009 годы О санкционировании ареста рассмотрены материалы в отношении 25 072 лиц, из них удовлетворены ходатайства в отношении 24 137 лиц или 96,3%, отказаны – в отношении 808 лиц или 3,2%. В 2008 году рассмотрены материалы в отношении 7 072 лиц, из них удовлетворены ходатайства в отношении 6 928 лиц или 98%, отказаны – в отношении 144 лиц или 2%. Наибольшее количество ходатайств о санкционировании ареста рассмотрено судами г. Алматы (3 918), Восточно-Казахстанской (2 847) и Карагандинской (2 523) областей. Наименьшая доля применения судебного санкционирования приходится на военные суды (186), суды Кызылординской (485) и Атырауской (554) областей.
На досудебной стадии
Создание эффективных механизмов контроля за соблюдением прав граждан, их гарантий, состояния законности и безопасности в стране имеет важное значение для развития демократических основ государства и общества. Наиболее популярным и действенным средством обеспечения гарантии прав и свобод граждан по праву называют суд, как реальную опору, обеспечивающую прочность всей конструкции государственности. Не случайно суд, представляющий в конституционном механизме государства самостоятельную и самодостаточную ветвь власти, призван выступать как полномочный и беспристрастный государственный орган, осуществляющий не только правосудие, но и контроль за всеми сферами общественной и государственной жизни.