Сущность и принципы стратегического управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка и обоснование эффективной стратегии деятельности туристической фирмы.
Достижение поставленной цели исследования осуществлялось через последовательность решения логически обусловленных и взаимосвязанных задач:
- выполнить теоретический анализ основ стратегического управления организацией;
- провести комплексный анализ деятельности турфирмы;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Глава I. Сущность и принципы стратегического управления организацией
1.1. Сущность стратегического управлении…………………………………….4
1.2. Принципы стратегического управления…………………………………….6
1.3. Инструментарий стратегического управления……………………………...8
1.4. Стратегическое управление в туристской отрасли………………………..12
Глава II. Анализ деятельности туристической фирмы ООО «Септима».
2.1. Сфера туроператорской деятельности…………………………………….17
2.2. Миссия, цели, приоритеты и задачи………………………………………..17
2.3. Номенклатура оказываемых услуг…………………………………………18
Глава III. Стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО "Септима"
3.1. Анализ Макросреды………………………………………………………....20
3.2. Анализ Микросреды
3.2.1. Стратегический анализ внешней микросреды ООО "Септима"………...31
3.2.2. Стратегический анализ внутренней микросреды………………………...34
3.3. SWOT-анализ турфирмы "Септима"………………………………………..39
3.4 Мероприятия по разработке эффективной стратегии туристической фирмы и оценка их эффективности
3.4.1 Разработка проекта мероприятий по формированию конкурентных преимуществ ООО "Септима" в целях совершенствования её стратегии на туристическом рынке. …………………………………………………………....41
Заключение………………………………………………………………………..45
Список использованной литературы……………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ-стратег.анализ - копия.docx

— 106.61 Кб (Скачать файл)
     

Следовательно, туристские организации работают с  информацией, взятой, прежде всего, из анализов, прогнозов и изучения тенденций. Основу информационного обеспечения  составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей  и величин, влияющих на управление и  результаты работы организации. Важную роль при этом играет так называемый анализ параметров маркетинговой совокупности, который посредством информации о цене, услугах и способах их продвижения на рынок в значительной степени воздействует на решения, принимаемые  при формировании стратегии организации.

Одной из наиболее простых и доступных  методик анализа микросреды компании является SWOT-анализ. Названием этого  вида анализа является аббревиатура по первым буквам английских слов: Strengths сильные стороны, Weaknesses слабые стороны, Opportunities возможности, Threats угрозы.

В рамках проведения SWOT- анализа исследуются  основные факторы "микросреды" (клиентура, конкуренты, каналы распределения, поставщики), которые влияют на деятельность компании, а также "внутренняя среда" (сильные  и слабые стороны компании или  конкретного маркетингового проекта).

SWOT-анализ  обычно начинают с изучения  возможностей и угроз компании  со стороны микросреды (ближайшего  окружения компании). Основная цель SWOT-исследования окружающей микровнешней среды заключается в осознании новых маркетинговых возможностей. Возможности компании классифицируются в соответствии с их привлекательностью и вероятностью успеха. Наиболее эффективно функционирует та компания, которая способна создать максимальную ценность продукции для потребителя. В ходе анализа составляется так называемая "матрица возможностей". Основное внимание обращается на те возможности, которые обеспечивают высокую вероятность успеха.

SWOT - анализ подчеркивает, что стратегия  должна как можно лучше сочетать  внутренние возможности компании  и внешнюю ситуацию.

Сила - это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая  ей дополнительные возможности. Сила может  заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (например, более хороший  товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, большая узнаваемость товарной марки). Сила может также  являться результатом создания альянса  или совместного предприятия  с партнером, имеющим опыт или  потенциальные возможности для  усиления конкурентоспособности компании.

Слабость - это отсутствие чего-то важного  для функционирования компании или  то, что ей удается (в сравнении  с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать компанию уязвимой, а может нет.

Возможности - это тенденции или события  во внешней среде, при правильной ответной реакции на которые организация  добивается существенного увеличения объемов продаж и прибыли.

Угрозы - это тенденции или события  во внешней среде, которые в отсутствие ответной реакции организации обуславливают  значительное снижение показателей  сбыта и прибыли.

Для проведения SWOT-анализа требуется  пройти следующие этапы:

Выбор объекта исследования

Сбор  информации для проведения SWOT-анализа

Сбор  информации осуществляется из всех доступных  источников. В первую очередь, это - внутренняя информация, обзоры рынков. А также вторичная информация: статьи в журналах, реклама конкурентов, Интернет, справочные данные.

Результатом сбора информации является чёткое и  ясное представление о возможностях и угрозах, сильных и слабых сторонах предприятия.

3. Построение SWOT-анализа в общей  форме

4. Раскрытие матрицы SWOT-анализа  для формирования взаимосвязей

5. Определение основных направлений развития

Для определения основных направлений  развития бизнеса необходимо, использовать полученные данные SWOT-анализа (общая  форма и развёрнутая форма).

SWOT-анализ  в своей общей и развёрнутой  форме содержит основной недостаток: SWOT-анализ принадлежит к группе так называемых инструктивно-описательных моделей стратегического анализа, которые показывают только общее направление (т.е. север, юг, запад, восток), а конкретную "тропинку", скорость движения, транспортное средство необходимо определять и подбирать отдельно.

Кроме обозначенного недостатка, имеются  и другие аспекты, которые заключаются  в том, что SWOT-анализ не даёт ответа на следующие вопросы:

А что будет, если возможности не выполнят ожидания?

А что будет, если угрозы, наступят самым  неподходящим образом?

А что будет, если конкуренты ослабят  сильные стороны?

А что будет, если слабые стороны станут ещё более слабыми?

Каким образом в матрице SWOT анализировать  риски?

Таким образом, в SWOT-анализе отсутствует  возможность прогнозирования, количественной оценки, и по сути, SWOT является отчасти  субъективным методом анализа. Потому, для получения полной картины необходимо использовать и другие известные методы исследования предприятия для принятия серьёзных стратегических, плановых решений. SWOT-анализ является удачным вариантом в условиях ограниченных ресурсов: материальных и (или) временных, но данный метод не отражает максимально полной картины, которую можно получить даже силами собственного предприятия и управленческого состава компании

 

1.4 Стратегическое  управление в туристской отрасли

 

Современный туризм - явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой  войны, с другой стороны, туризм имеет  глубокие исторические корни, ибо путешествия  известны человечеству с древнейших времен.

В настоящее время одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопутствующих формированию и развитию современного мирового хозяйства  является неуклонный рост влияния туризма  как на мировую экономику в  целом, так и на экономику отдельных  стран и регионов. Туризм превратился  в крупную самостоятельную отрасль  национальных экономик многих стран, деятельность которой направлена на удовлетворение рекреационных потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется  не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма  как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики.

Туризм, в современном мире, является также  одним из основных факторов мировых  интеграционных процессов, а туристский бизнес становится значимым сектором мировой экономики.

Долгие  годы в нашей стране успешно развивался социальный туризм. Коммерческие интересы туристских фирм стояли на втором плане. В настоящее время ситуация коренным образом переменилась. Лишь небольшая  часть рекреационных услуг имеет социальную направленность и частично финансируется за счет средств центральных профсоюзов.

В связи с переходом к рыночным отношениям и значительным подорожанием туристских услуг, рекреационная деятельность все больше становится доступной  состоятельной части населения.

Другой  важной особенностью является сокращение времени рекреационной деятельности. Это объясняется тем, что с  одной стороны, у большей части  населения нет достаточных средств  необходимых для полноценного отдыха в течение всего отпускного времени  и они вынуждены часть отпуска  тратить на то, чтобы заняться дополнительной трудовой деятельностью. С другой - обеспеченные люди ограничены в свободном  времени и не могут себе позволить  надолго отрываться от работы.

Изменились  требования к качеству рекреационных  услуг. Среди потребителей стало  непопулярным комплексное обслуживание по путевкам, включающее размещение в  многоместных номерах, обязательное питание  в строго определенное время, запланированные  экскурсии и др. В то же время  возрос спрос на комфортные условия  проживания и свободный выбор  услуг. Это привело к тому, что  многие учреждения комплексного обслуживания (санатории, дома отдыха, турбазы) в  современных условиях работают как  пансионаты или туристские гостиницы. Надо полагать, что процесс сокращения и перепрофилирования рекреационных  учреждений будет продолжаться и  в дальнейшем, поскольку инфляционные процессы приведут к росту цен  на топливо, энергию, стройматериалы, продукты питания и др.

Изменилась  география мест отдыха и туризма, поскольку значительная часть курортов оказалась в странах ближнего зарубежья, и стала менее доступной. На изменении географии мест отдыха сильно сказалось снижение уровня доходов  населения. Это привело к сокращению радиуса рекреационных поездок  и повышению привлекательности  пригородного отдыха.

Значительные  изменения произошли в структуре  зарубежного туризма. За последние  годы наблюдается резкое увеличение поездок российских граждан за границу  в разнообразные шопинг - туры и  бизнес туры. В то же время поток  иностранных туристов в Россию значительно  сократился.

В туристической отрасли стала  развиваться конкуренция. Но это  не привело ни к снижению стоимости  туристических услуг, ни к повышению  их доступности широким слоям  населения. Такое положение объясняется, с одной стороны, повышением качества услуг, с другой ориентацией туристских фирм на производстве услуг для состоятельных  слоев населения.

Современный потребитель больше ориентируется  на впечатления, познание, наслаждение, самовыражение и в меньшей степени на материальные ценности.

За  короткий период реформ на российском рынке сформировался новый тип  потребителя, которого отличают следующие  психолого-поведенческие особенности:

- высокий уровень информированности;

- высокая требовательность к комфорту  и качеству услуг;

- индивидуализм;

- экологизм сознания (осознание хрупкости  окружающей среды и ее неразрывного  единства с человеком);

- спонтанность решений;

- мобильность;

- физическая и умственная активность  на отдыхе;

- стремление получать от жизни  калейдоскоп впечатлений.

Новый российский потребитель туристских услуг, в своем большинстве уже  побывавший за границей и имеющий  представление о качественном обслуживании, искушенный, более информированный, требовательный, критически относящийся  к предлагаемым ему товарам и  услугам, избалованный заграничным  изобилием, жаждущий разнообразия впечатлений  и удовольствий, активный, независимый -изменяет свое поведение и на туристском рынке.

На  основе анализа процессов происходящих в стране можно утверждать, что  в развитии туристической отрасли  России наблюдаются противоречия в  направленности развития, в состоянии  качественных и количественных характеристик. С одной стороны, современное  состояние туризма в России можно  расценивать как кризисное, поскольку  резко упали достигнутые ранее  объемы предоставляемых туристских услуг, значительно сократилась  материальная база, возросло несоответствие между уровнем предоставляемых  туристических услуг и потребностями  населения страны. Основной причиной этого является то, что туристической  отрасли уделяется недостаточно внимания со стороны государства. Она  и сейчас занимает девятое место  в системе территориально - отраслевых приоритетов развития экономики  страны.

С другой стороны, наблюдаются высокие  темпы строительства туристских объектов, отвечающих высоким требованиям  мировых стандартов, значительное увеличение числа зарубежных поездок, рост числа  туристских организаций по всей территории России. То есть имеет место своего рода туристический бум.

Но, несмотря на это в России, влияние  индустрии туризма на экономику  страны пока незначительно. Оно адекватно  вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным  количеством гостиничных мест, дефицитом  квалифицированных кадров.

Поддержка туризма ставится в число приоритетных задач государства с целью  обеспечения условий развития в  России индустрии туризма, как основы повышения потенциала и конкурентоспособности  туристского комплекса. Во многих регионах страны разработаны и реализуются  программы развития туризма. Они  предусматривают решение таких  задач как:

формирование  современного туристского рынка;

углубление  специализации и кооперации;

разработка  нормативно-правовой базы развития туризма  в регионах;

стимулирование  развития материальной базы путем привлечения  инвестиций для реконструкции и  нового строительства туристских объектов;

эффективное использование существующей материальной базы и рекреационных земель;

формирование  современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров;

осуществление научных исследований в сфере  туризма;

совершенствование системы информационного обеспечения  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ деятельности туристической  фирмы ООО «Септима».

 

2.1. Сфера туроператорской  деятельности:

 

Основным  направлением деятельности фирмы является предоставление туристских услуг. ООО "СЕПТИМА" работает в сфере внутреннего и международного въездного и выездного туризма. На основе выданных свидетельств, турагентство может осуществлять следующие виды деятельности:

- Осуществление  международной туристской деятельности  по всему миру;

- Организация туристских поездок, командировок для групп и индивидуалов;

- Оформление  выездных/выездных документов;

- Экскурсионная  деятельность. 

Информация о работе Сущность и принципы стратегического управления организацией