Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:29, курсовая работа
Современная экономика требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения эффективных форм хозяйствования.
Важная роль в реализации этой задачи отводится финансовому анализу предприятия. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития, обосновываются планы и решения, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия.
В современных условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики предприятия. Именно на микроэкономическом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Принятию решения финансового характера предшествуют аналитические расчеты, поэтому любой представитель аппарата управления обязан быть хорошим аналитиком. Очевидно, что анализ, являющийся одной из составных частей управления финансами, должен выполняться не только в ретроспективе, но и, что нередко более важно, в перспективе.
Введение 3
1. Теоретические аспекты диагностики финансового состояния предприятия 5
1.1 Основные задачи и принципы анализа финансово-хозяйственной деятельности 5
1.2 Виды анализа деятельности предприятий 10
1.3 Роль анализа ассортимента и структуры продукции в финансовой деятельности предприятия 14
2. Анализ ассортимента выпускаемой продукции на примере предприятия ООО «КДВ Минусинск» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 23
2.2.1 Предварительный анализ финансовой отчетности 23
2.2.2 Анализ активности капитала 24
2.2.3 Анализ пассивного капитала 32
2.2.4 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности 36
2.2.5 Выводы по результатам финансовой деятельности 40
2.3 Анализ ассортимента продукции предприятия 42
2.3.1 Анализ формирования и выполнения производственной программы 42
2.3.2 Анализ объема продукции 43
2.3.3 Анализ выполнения плана по ассортименту и структуре продукции 44
2.3.4 Выводы по результатам анализа ассортимента 47
2.4 Предложения по оптимизации финансово-хозяйственной деятельности 48
2.5 Предложения по оптимизации ассортиментной политики предприятия 53
Заключение 57
Библиографический список 60
Таблица 2.8
Рентабельность использования вложенного капитала в 2009-2011гг.
Показатель рентабельности |
2009, % |
2010, % |
2011, % |
Расчет показателя |
1. Рентабельность произв. фондов |
-24,1 |
19,5 |
15,6 |
Отношение прибыли от продаж к среднегод. стоимости ОС и мат.- произв. запасов |
2. Рентабельность активов (ROA) |
-3,3 |
1 |
2,9 |
Отношение чистой прибыли к среднегодовой ст-сти активов |
3. Рентабельность собственного капитала (ROE) |
- |
- |
- |
Отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собств.капитала |
В течение рассматриваемого периода 2009 года каждый рубль, вложенный предприятием в основные фонды и материально-производственные запасы, обеспечил 0,24 руб. убытка от продаж.
В рассматриваемом 2010 г. ситуация схожа - поскольку у организации фактически отсутствовал собственный капитал, расчет показателя рентабельности не проводился.
Рассматривая деятельность предприятия за 2011 г, также видно, что, поскольку у организации фактически отсутствовал собственный капитал (чистые активы в среднем составляли отрицательную величину: - 9196 тыс. руб. на начало периода и - 9196 тыс. руб. на 31.12.2011 г.), расчет показателя рентабельности собственного капитала также не проводился.
В 2011г. каждый рубль, вложенный основные фонды и МТЗ, принес прибыль от продаж в размере 0,16 руб.
Предприятию необходимо стремиться к ускорению оборотов активов. Показатели рентабельности собственного капитала позволяет сделать вывод о том, что инвестиции собственных средств в производство дали недостаточно хороший результат.
Итак, в целом нужно отметить, что показатели рентабельности вложений предприятия находятся на низком уровне, что говорит о недостаточно эффективном вложении средств ООО «КДВ Минусинск».
Кроме того, причиной низкой оборачиваемости активов явилось понижение рентабельности продаж продукции, т.е. повышение затрат на производство по причине роста цен на сырье и материалы, и, как следствие, рост цен на выпускаемую предприятием продукцию.
Проанализировав основные финансовые результаты деятельности предприятия ООО «КДВ Минусинск», были обобщены по качественному признаку важнейшие показатели финансового положения и результаты деятельности ООО «КДВ Минусинск» в течение анализируемого периода (2009-2011гг.).
При этом учтено не только текущее значение показателей, но и их динамика.
Итак, в ходе анализа были получены следующие неудовлетворительные показатели финансового положения ООО «КДВ Минусинск»:
- отрицательная
динамика изменения
- чистые активы меньше уставного капитала, при этом за период имело место увеличение чистых активов;
- неустойчивое финансовое
положение по величине
Анализ выявил следующие критические показатели финансового положения организации:
- оба показателя,
характеризующие
- полная зависимость
организации от заемного
- коэффициент покрытия
инвестиций значительно ниже
нормы (доля собственного капитала
и долгосрочных обязательств
в общей сумме капитала ООО
«КДВ Минусинск» составляет
- коэффициент маневренности собственного капитала имеет отрицательное значение (-57,25) из-за фактического отсутствия собственных средств у предприятия;
- коэффициент обеспеченности
материальных запасов имеет
- активы организации не покрывают соответствующие им по сроку погашения обязательства;
- коэффициент текущей ликвидности существенно ниже нормативного значения;
- коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности ниже нормы;
- коэффициент абсолютной ликвидности существенно ниже нормы.
Рассмотрев показатели финансовой деятельности ООО «КДВ Минусинск» были сделаны следующие выводы.
Несмотря на увеличение стоимости имущества предприятие, его финансовая устойчивость ухудшилась по ряду показателей.
Имея на балансе значительную по величине стоимость оборотных активов, предприятие нуждается в большей величине оборотных средств, несмотря на значительный удельный вес в составе имущества.
Показатели, характеризующие платежеспособность, ниже нормы, что объясняется, в основном, наличием у предприятия значительной суммы кредиторской задолженности.
Балансовая прибыль в 2011 г. значительно увеличилась.
Несмотря на это, после уплаты налога на прибыль, предприятию не хватило средств на покрытие всех расходов, в результате чего был получен убыток в отчетном периоде, что говорит о неэффективности использования имущества предприятия.
Показатели рентабельности производственных фондов и вложений несколько увеличились, но находятся на очень низком уровне.
Итак, управлению финансами на предприятии отводится слишком малая роль. По существу, управление финансами происходит на уровне бухгалтерской службы и руководителя предприятия.
Поэтому необходимо организовать службу управления финансами и провести ряд мероприятий по улучшению финансового состояния в соответствии с данными рекомендациями.
В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции.
Для производственного предприятия последний показатель является более предпочтительным.
Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.
Применим метод пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции); корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом по формуле (2.6)
(2.6)
где VВП1 - выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении; VВП0 - выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении; Ц0 - цена единицы продукции в базисном периоде.
Итак, Jц = VВП1 Ц0 / VВП0 Ц0 = 5909683,33 тыс. руб.*0,12 руб./ 4300034,0 тыс.руб.* 0,10 руб. = 709 161,96/430 003,4 = 1,65
Следовательно, агрегатный индекс цен будет равен 1,65.
Сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле (2.7).
(2.7)
где ВП1 - объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.
Итак, (ВП1ЦП)= ВП1 / Jц = 107784 тыс.руб. / 2,65 = 40673
Следовательно, фактический объем продукции = 40673 тонн.
Производственной программой предприятием ООО «КДВ Минусинск» был запланирован фактический выпуск продукции 40800 тонна, однако на конец отчетного периода было выпущено по факту 40673 тонны, что на 127 тонн меньше запланированных программой, объемов.
Анализ объема продукции следует начать с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл. 2.9).
Таблица 2.9 Динамика товарной продукции за 2009-2011 гг. (тыс.руб.)
год |
Товарная продукция (тыс. руб.) |
Базисные темпы роста, % |
Тб=ТПi/ТП0 х 100% | ||
2009 |
53827 |
180 |
2010 |
83878 |
155 |
2011 |
107784 |
128 |
где: ТПi - объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах;
ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.
Анализ таблицы показал, что базисные темпы прироста объема продукции имеют тенденцию небольшого уменьшения в сопоставлении с предыдущими периодами, однако, темпы прироста более 100%, что играет положительную роль в производстве.
Далее проведем анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции на основе данных табл. 2.10.
Таблица 2.10
Выполнение плана по выпуску товарной продукции за 2011 г.
Вид изделия |
Объем производства (кг) |
Отклонение от плана |
|
План |
Факт |
кг | |
Крекеры |
5167192 |
5262192 |
95 |
Галеты |
318930 |
308945 |
- 9985 |
Печенье |
6898670 |
6998699 |
100029 |
Бисквитная продукция |
5899683 |
5909683 |
100000 |
Итого |
18284485 |
18479521 |
195036 |
Итак, анализ показал, прирост что фактического выпуска товарной продукции от прошлого года имеет положительную величину +196037 кг., что выше утвержденного плана на год.
Однако, в отрицательной позиции за год находится такой вид изделия, как галеты, объем выпуска которого был ниже на 9985 кг.
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за квартал.
Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура - перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.
Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.
Анализ выполнения плана по ассортименту предприятия рассмотрим на по данным таблицы 2.11.
Таблица 2.11 Выполнение плана по ассортименту за 2011 г.
Изделие |
ТП в плановых ценах, тыс. руб. |
Выполнение плана % |
ТП, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс.руб. |
|
план |
факт |
|||
Крекеры |
38900 |
38300 |
98 |
На зачтена |
Галеты |
11020 |
11484 |
104 |
Галеты |
Печенье |
23340 |
26300 |
112 |
Печенье |
Бисквит. продукция |
29900 |
32000 |
107 |
Бисквит. продукция |
Всего |
103160 |
107784 |
104 |
|
Анализ показал, что на конец 2011 г. не был выполнен план по такой ассортиментной позиции, как крекеры, объем выполнения составил на конец года 98%. Однако, остальные позиции ассортимента - галеты, печенье, бисквитная продукция были выпущены сверх плановых показателей - 104%, 112%, 107%, соответственно. Общее выполнение плана выпуска составило 104%.
При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются.
План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий.
Следует отметить, что в данном случае, план по ассортименту не выполнен.
Причиной недовыполнения плана по ассортименту является такая внешняя причина, как изменение конъюнктуры рынка изменение спроса на данный вид продукции - крекеры.
Кроме того, существует внутренняя причина - недостаточно правильно организованная маркетинговая стратегия в области продвижения продукции.
Информация о работе Анализ ассортимента выпускаемой продукции