Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 20:39, курсовая работа
Несостоятельность (банкротство) предприятий представляет собой один из экономических инструментов регу¬лирования рыночной конкуренции. В эпоху социализма действующая плано¬вая система экономики создавала определенные условия сбалансированности хозяйственно-экономических процессов предприятий. Таким образом, не возникало ни острых конкурентных отношений, ни банкротства хозяйствующих структур.
При переходе России к рыночным отношениям возникли объективные предпосылки к процедурам банкрот¬ства предприятий. Жесточайшая конкуренция вела к выживанию только конкурентоспособных участников рынка, способных стабильно обеспечить цикл товарно-денежного оборота с расши¬ренным воспроизводством и платеже¬способность.
Составим таблицу 2.11., где приведём данные для расчёта модели Альтмана
Таблица 2.11.
Данные для расчёта по методике Альтмана
№ п/п | Показатель | 2009 | 2010 |
Собственный оборотный капитал | 465 | -31197 | |
Сумма активов | 205540 | 200226 | |
Нераспределённая прибыль | -36929 | -67836 | |
Прибыль до уплаты процентов | -30701 | -27774 | |
Балансовая стоимость собственного капитала | 86995 | 56088 | |
Заёмный капитал | 118545 | 144138 | |
Выручка | 117954 | 186108 |
На
анализируемом предприятии
Z2009 = 0,717 × (465/205540) + 0,847 × (-36929/205540) + 3,107 × (-30701/205540) + 0,42 × (86995/118545) + 0,995 × (117954/205540)
Z2009 = 0,717 × 0,0023 + 0,847 × (-0,1797)+ 3,107 × (-0,1494) + 0,42 × 0,7339 + 0,995 × 0,5739
Z2009 = 0,0017 – 0,1522 – 0,4642 + 0,3082 + 0,5710
Z2009 = 0,2645
Z2010 = 0,717 × (-31197/200226) + 0,847 × (-67836/200226) + 3,107 × (-27774/200226) + 0,42 × (56088/144138) + 0,995 × (186108/200226)
Z2010 = 0,717 × (-0,1558) + 0,847 × (-0,3388) + 3,107 × (-0,1387) + 0,42 × 0,3891 + 0,995 × 0,9295
Z2010 = - 0,1117 – 0,2870 – 0,4309 + 0,1634 + 0,9249
Z2010 = 0,2587
Исходя из вышеприведённых расчётов, в 2009 – 2010 гг. вероятность банкротства высока, т.к. 0,2645 < 1,23 (2009 г.) , 0,2587 < 1,23 (2010 г.).
2.
Диагностика вероятности
Комплексный
коэффициент банкротства
Ккомпл = 0,25Куп + 0,1Кз + 0,2Кс + 0,25Кур + 0,1Кфр + 0,1Кзаг (2.7.)
Где Куп – коэффициент убыточности предприятия, характеризующийся отношением числового убытка к собственному капиталу;
-Кз – соотношение кредиторской и дебиторской задолженности;
-Кс – показатель соотношения краткосрочных обязательств и наиболее ликвидных активов, этот коэффициент является обратной величиной показателя абсолютной ликвидности;
-Кур – убыточность реализации продукции, характеризующийся отношением абсолютной ликвидности;
-Кфр – соотношение заемного и собственного капитала;
-Кзаг – коэффициент загрузки активов как величина, обратная коэффициенту оборачиваемости активов.
Весовые значения частных показателей для коммерческих организаций были определены экспертным путем, а фактический комплексный коэффициент банкротства следует сопоставить с нормативным, рассчитанным на основе рекомендуемых минимальных значений частных показателей:
Куп = 0; Кз = 1; Кс = 7; Кур = 0; Кфр = 0,7; Кзаг = значение Кзаг в предыдущем периоде.
Если фактический комплексный коэффициент больше нормативного, то вероятность банкротства велика, а если меньше – то вероятность банкротства мала.
Составим таблицу 2.12., где приведём данные для расчёта модели О.П. Зайцевой.
Таблица 2.12.
Данные для расчёта по методике Зайцевой О.П.
№ п/п | Показатель | 2009 | 2010 |
1 | Непокрытый убыток | -36929 | -67836 |
2 | Собственный капитал | 86995 | 54088 |
3. | Кредиторская задолженность | 107036 | 132232 |
4. | Дебиторская задолженность | 30567 | 49978 |
5. | Краткосрочные обязательства | 112179 | 137647 |
6. | Наиболее ликвидные активы | 7 | 1176 |
7. | Выручка | 117954 | 186108 |
8. | Заемный капитал | 118545 | 144138 |
9. | Всего активов | 205540 | 200226 |
На
анализируемом предприятии
Ккомпл ф = 0,25* (-67836/54088) + 0,1*(132232/49978) + 0,2*(137647/1176) + 0,25*(-67836/186108) + 0,1*(144138/54088) + 0,1*(200226/186108);
Ккомпл ф =- 0,3135 + 0,2646+23,4094 – 0,0911+ 0,2665+ 0,1076;
Ккомпл ф = 23,64
На
анализируемом предприятии
Ккомпл н = 0,25 * 0 + 0,1*1 + 0,2*7 + 0,25*0 + 0,1*0,7 + 0,1*(205540/117954);
Ккомпл н = 0 + 0,1 + 1,4 + 0 + 0,07 + 0,1743;
Ккомпл н = 1,74
Ккомпл ф > Ккомпл н
Таким образом, фактический комплексный коэффициент больше нормативного практически в 14 раз, т.е. вероятность банкротства очень велика.
Таким образом, данные расчетов вероятности банкротства по методике Альтмана, разработанной с помощью многомерного дискриминантного анализа и по методике Зайцевой О.П.. совпадают. То есть, можно сделать вывод, что согласно полученным данным ОАО «Гидромаш» является предприятием, вероятность банкротства которого очень велика.
2.5.
Основные причины банкротства ОАО «Гидромаш»
Существуют различные причины и факторы деловой несостоятельности условно их можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам несостоятельности ОАО «Гидромаш» относятся:
1)
Влияние государственной
В настоящее время, в связи с мировым финансовым кризисом, государственная денежно-кредитная политика направлена не на стимулирование производства, а на поддержание банковской ликвидности и предотвращение оттока капитала за рубеж. Предоставление банками кредитных ресурсов практически сведено к нулю. Ставки кредитования выросли до 25-30% годовых. Финансирование производителей осуществляется в крайне низких объемах и на условиях залога имущества. Прекратилось кредитование под залог товарных остатков. Рентабельность активов ОАО «Гидромаш» по итогам работы за 2009-2010 г.г. составила отрицательную величину. Получение заемных средств при отрицательной рентабельности не является эффективным и приводит к еще большим убыткам для предприятия.
2) Особенности государственного регулирования отрасли, к которой относится ОАО «Гидромаш»
Часть продукции предпрития выпускается для нужд предприятий ОПК. Непосредственное курирование предприятий ОПК в настоящее время осуществляют пять российских оборонных агентств и министерство по атомной энергии. Такая децентрализация властных полномочий при решении задач национальной обороны нередко приводит к негативным последствиям, создавая отраслевые барьеры, в том числе в передаче передовых технологий, а также препятствуя интеграции разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
В
связи с особой значимостью результатов
деятельности ОПК для существования
государства, масштабы, основные направления
и характер этой деятельности не могут
определяться только рыночными механизмами.
Поддержание необходимого уровня военно-экономического
потенциала страны требует целенаправленного
системного и квалифицированного государственного
регулирования работы оборонно-промышленного
комплекса.
Важными отличительными
чертами ОПК являются сохранение на его
предприятиях и в организациях основной
части научно-технического кадрового
потенциала России и осуществление конверсионных
программ. Выполнение этих программ, помимо
недостатков, связанных с их непродуманностью
и хроническим недофинансированием, дало
и положительные результаты: переориентацию
избыточных военных производств на производство
пользующихся спросом гражданских видов
продукции; создание новых областей коммерческого
использования военных технологий, а также
техническое перевооружение гражданских
отраслей благодаря продукции, производимой
на ведущих оборонных предприятиях.
Оживление производства в военно-ориентированных отраслях объяснялось некоторым увеличением объема государственного оборонного заказа, нормализацией выделения бюджетных средств на его реализацию, а также возможностью быстрого наращивания производства гражданской продукции на создаваемых в результате конверсии, а следовательно, более современных и лучше технически оснащенных производственных мощностях.
В остальной части производимой продукции государственное регулирование осуществляется в общеустановленном порядке.
3)
Сезонные факторы и их влияние
на деятельность ОАО «Гидромаш»
Ярко выраженная сезонность для выпускаемой предприятием продукции отсутствует, за исключением части продукции, производимой для предприятий, выпускающих сельхозтехнику (ОАО "Ростсельмаш", РУП "ПО "Гомсельмаш", ОАО "ПО "Красноярский завод комбайнов").
4)
Исполнение государственного
У ОАО «Гидромаш» были договора с предприятиями, выполняющими государственный оборонный заказ. Общая сумма договоров до конца 2010г. – 85 000 т.руб.
Основными
внутренними причинами
1) Низкие объемы производства;
2) Физический и моральный износ технологического и испытательного оборудования.
Средний возраст оборудования 22 года, оборудование с возрастом до 10 лет составляет всего 4%. Ежемесячно до 15% лимитируемого оборудования подвергается аварийной остановке из-за поломки.
3) Дефицит квалифицированных кадров, в частности, операторов станков с ЧПУ.
За период 2010 года принято на работу 130 чел., в том числе ИТР-36чел.. станочников-37 чел., из них высококвалифицированных рабочих- 31чел. За этот период уволилось по собственному желанию 303 чел., в т.ч. ИТР-45 чел., станочников- 71 чел., из них высококвалифицированных, рабочих- 50 чел. Текучесть кадров составила 35% и по сравнению с прошлым периодом возросла на 40%.
4) Опережающий темп роста цен на материально-технические ресурсы и услуги в затратах на производство над темпом роста цен на товарную продукцию.
Рост цен за 2010 год составил: на материалы до 45 и более процентов, литьевые заготовки - более 20%, покупные комплектующие - более 15%, энергоресурсы - до 25%.