Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 20:39, курсовая работа
Несостоятельность (банкротство) предприятий представляет собой один из экономических инструментов регу¬лирования рыночной конкуренции. В эпоху социализма действующая плано¬вая система экономики создавала определенные условия сбалансированности хозяйственно-экономических процессов предприятий. Таким образом, не возникало ни острых конкурентных отношений, ни банкротства хозяйствующих структур.
При переходе России к рыночным отношениям возникли объективные предпосылки к процедурам банкрот¬ства предприятий. Жесточайшая конкуренция вела к выживанию только конкурентоспособных участников рынка, способных стабильно обеспечить цикл товарно-денежного оборота с расши¬ренным воспроизводством и платеже¬способность.
– мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Бухгалтерский учет ведется на предприятии, на протяжении всего периода ведения процедур банкротства в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия, а в период ведения процедур банкротства – на арбитражного управляющего.
Специфика бухгалтерского учета на предприятии, в отношении которого были введены процедуры банкротства, обусловлена, прежде всего, составом пользователей бухгалтерской (учетной) информацией, составом и содержанием самой учетной информации, необходимой им.
В период ведения процедуры наблюдения у предприятия - должника возникает множество расходов и затрат, не относящихся к хозяйственной деятельности. В состав расходов и затрат включают следующее:
- почтовые расходы;
- расходы, связанные с государственной регистрацией прав должника на недвижимое имущество и сделок с ним;
-
расходы на оплату услуг
-
расходы на включение сведений,
предусмотренных Федеральным
- оплата судебных расходов, в том числе государственной пошлины. [8, ст. 20.7]
Покрытие этих расходов предусмотрено имуществом должника, и возмещаются они вне очереди. В случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.[8,ст. 59]
Отсутствие нормативной базы учета операций, связанных с банкротством предприятий, ставит вопрос учета расходов и затрат, связанных с банкротством предприятий, отнесения их на себестоимость продукции (работ, услуг) и правильности исчисления налогов.
Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы и затраты, связанные с процедурой банкротства, относятся к прочим расходам, но напрямую отнести на себестоимость продукции (работ, услуг) их нельзя. Так как они не увеличивают стоимость продукции (работ, услуг), то целесообразно их учитывать на отдельном счете «Расходы, связанные с процедурами банкротства». К нему могут быть открыты отдельные субсчета в зависимости от видов расходов и источников их покрытия. Данного мнения придерживается группа ученых – А. П. Бархатов, И. Н. Богатая, Г. В. Федорова, Г. Б. Юн.
По дебету этого счета отражают суммы понесенных расходов с кредита счетов учета денежных средств, расчетов с дебиторами и кредиторами.
Списание расходов отражается с кредита счета в дебет счетов источников их покрытия: собственных средств предприятия (капитала и фондов, включая счет 86 «Целевое финансирование», а также прибыли (убытков) отчетного года, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)); счетов реализации имущества (91 «Прочие доходы и расходы») или продажи предприятия.
В процессе ведения процедуры возникают расходы, связанные с рассмотрением дела о банкротстве, и судебные издержки.
В состав судебных издержек включают:
-
денежные суммы, подлежащие
-
расходы, связанные с
- расходы на оплату адвокатов и иных лиц, оказавших юридическую помощь (представителей);
- иные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, связанном с рассмотрением дела в арбитражном суде.
При обращении в арбитражный суд предприятиям необходимо уплатить государственную пошлину. Она должна быть учтена в составе прочих расходов и отнесена на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Порядок уплаты и размеры государственной пошлины установлены Налоговым кодексом РФ. Размер зависит от цены и характера иска.
Бухгалтерский
учет расходов по оплате государственной
пошлины представлен в
При
проведении процедуры банкротства
обязательному опубликованию
Расходы на опубликование этих сведений в средствах массовой информации оплачивает должник. При отсутствии у должника денежных средств оплату необходимых сведений производит арбитражный управляющий с последующим возмещением указанных средств за счет должника.
Бухгалтерский учет операций расходов на опубликование этих сведений в средствах массовой информации представлен в Приложении 1.(7-10)
Для ведения процедуры наблюдения назначается временный управляющий из числа членов саморегулируемой организации. За ведение процедуры управляющему выплачивается вознаграждение за каждый месяц осуществления им своих полномочий. Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов. Размер фиксированной суммы такого вознаграждения составляет для временного управляющего - тридцать тысяч рублей в месяц.[8, п. 3, ст. 20.6]
В процессе ведения процедуры наблюдения полномочия руководства предприятием, а также ответственность за ведение бухгалтерского учета возлагаются на временного управляющего, а значит, затраты на выплату его вознаграждения следует учитывать в бухгалтерском учете как расходы на управление.
На вознаграждение управляющего не начисляются страховые взносы, а также не удерживается с него налог на доходы физических лиц. Управляющим может быть только индивидуальный предприниматель, который вносит платежи самостоятельно.
Бухгалтерский учет выплаты вознаграждения временному управляющему представлен в Приложении 1. (11-12)
Если возникает необходимость, то для ведения судебных действий привлекаются квалифицированные специалисты (эксперты, юристы и т. д.). Бухгалтерский учет расходов по начислению и выплате вознаграждений специалистов представлен в Приложении 1. (13-17)
Судебные расходы могут быть списаны только после вступления решения суда в законную силу. Поэтому в случае производства в апелляционной и кассационной инстанциях не следует списывать судебные расходы вплоть до окончания решения дела.
Одним из источников финансового оздоровления предприятия-должника является увеличение уставного капитала. При принятии такого решения, с целью пополнения оборотного капитала, организация должна пройти перерегистрацию устава организации. Это длительный процесс, который требует дополнительных затрат, но может быть эффективным, если организация имеет хорошо разработанный план выхода из кризисной ситуации и может убедить учредителей, настоящих и будущих инвесторов, кредиторов, что в будущем будет получена прибыль.
Организация-должник имеет право осуществить дополнительную эмиссию любых бумаг для финансового оздоровления предприятия, исполнения требований кредиторов. Увеличение уставного капитала акционерного общества разрешается осуществлять по решению правления не более чем на треть, изменения в большем размере производится собранием акционеров.
Увеличение уставного капитала может быть произведено за счет вкладов участников. После принятия решения об увеличении уставного капитала участники в течение двух месяцев обязаны внести дополнительные вклады. Не позднее месяца после истечения срока внесения вкладов собрание должно рассмотреть итоги и утвердить изменения в уставе. [39, C. 13-14]
Бухгалтерский учет увеличения уставного капитала представлен в Приложении 2. (1-2)
Финансовая помощь предприятию-должнику может быть оказана любыми заинтересованными в ее финансировании лицами в виде безвозмездно переданных ценностей.[22, C. 90]
Оценка безвозмездно полученных ценностей осуществляется по рыночной стоимости на дату принятия к учету и отражается в составе прочих доходов.
Бухгалтерский учет безвозмездно полученных ценностей представлен в Приложении 2 (3-9).
При безвозмездной передаче имущества дохода у передающего лица не возникает, поэтому остаточная стоимость имущества и расходы по его передаче не учитываются при налогообложении прибыли. Однако НДС необходимо начислять, за исключением случаев, когда происходит передача основных средств органам государственной власти, передаются товары (кроме подакцизных) в рамках благотворительности, ввозится имущество на территорию Российской Федерации в рамках оказания безвозмездной помощи РФ и другие.[23, C. 98]
Списание
стоимости имущества
Финансовая помощь предприятию-должнику может быть оказана в виде государственной помощи, на основании ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденного Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. №92н (ред. от 18.09.06).[14]
Государственная помощь предоставляется в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество) и в прочих формах.[14, п.4]
Под субвенцией понимают бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе.
Под субсидией понимают бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Источниками целевого финансирования служат ассигнования из государственного, регионального или местного бюджетов.
Средства целевого назначения учитываются на счете 86 «Целевое финансирование». Поступления средств отражают по кредиту счета, по дебету счета – расходование. Аналитический учет ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.
В бухгалтерском учете операции, связанные с оказанием государственной помощи представлены в Приложении 2.(10-15).
Бухгалтерский учет использования средств целевого финансирования представлен в Приложении 2 (16-18).
В
плане внешнего управления может
быть предусмотрено повышение
Вопросы учета такой деятельности регламентируются ПБУ 16/02 «Информация о прекращаемой деятельности». В этом случае создается резерв по прекращаемой деятельности по каждому виду обязательств. Общие правила его формирования регламентируются ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», утвержденным приказом Минфина России от 28.11.2001 г. № 96н (ред. от 20.12.07). Куда относится данный резерв — к расходам по обычным видам деятельности или к прочим расходам, — зависит от вида обязательств. Бухгалтерский учет операций, связанных с созданием и расходованием резерва представлен в Приложении 3.
Резерв формируется по состоянию на конец года в сумме предполагаемых затрат (расходов на увольнение работников, сумм штрафов, неустоек и т.д.). Использование резерва осуществляется только на погашение обязательств, для которых он был создан. На конец года, начиная с признания деятельности прекращаемой до завершения прекращения этой деятельности, бухгалтер должен скорректировать сумму резерва. Если зарезервированных сумм недостаточно для погашения обязательств, то непокрытая сумма расходов списывается в общем порядке. При избыточности резерва неиспользованная сумма признается внереализационным доходом организации. В случае отмены программы прекращения деятельности должны быть восстановлены суммы ранее созданных резервов.
После принятия решения о прекращаемой деятельности необходимо снизить стоимость активов, связанных с прекращаемой деятельностью. Убыток от снижения стоимости отражается по состоянию на конец года, в котором деятельность признана прекращаемой, и является прочими расходами. [16, п. 17]