Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 22:56, контрольная работа

Краткое описание

Менеджменту предприятия в своей деятельности приходится принимать различные управленческие решения касающиеся, например, цены реализации товаров, планирования объёма продаж, увеличении или, наоборот экономии по отдельным видам расходов. Эти решения принимаются на основе анализа соотношений затрат, объёма и прибыли, иначе CVP-анализа. CVP-анализ позволяет понять цели анализа и показывает как важно понимать реагирование затрат на различные влияния, то есть поведение затрат, для оценки последствий тех или иных управленческих решений.

Содержание

1. Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли
в управленческом уче-те………………………………….................................3
1.1. Анализ поведения за-трат…………………………..…………...................3
1.2. Методы разделения затрат на постоянные и переменные части……….5
1.3. Взаимосвязь «затраты - объем - прибыль» и анализ величин в критической («мертвой») точке. Концепция «маржинального дохо-да»……………….6
1.4. Допущения CVP-анализа…………………………………………………11
2. Зада-ча…………………………………………………………………………..13
3. Список использованной литерату-ры

Вложенные файлы: 1 файл

контр. раб..doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

1.      Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли

     в управленческом учете………………………………….................................3

   1.1.  Анализ поведения затрат…………………………..…………...................3

   1.2.  Методы разделения затрат на постоянные и переменные части……….5

   1.3.  Взаимосвязь «затраты - объем - прибыль» и анализ величин в критической («мертвой») точке. Концепция «маржинального дохода»……………….6

   1.4. Допущения CVP-анализа…………………………………………………11

2. Задача…………………………………………………………………………..13

3. Список использованной литературы………………………………………...14
1. Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете.

1.1. Анализ поведения затрат

Менеджменту предприятия в своей деятельности приходится принимать различные управленческие решения касающиеся, например, цены реализации товаров, планирования объёма продаж, увеличении или, наоборот экономии по отдельным видам расходов. Эти решения принимаются на основе анализа соотношений затрат, объёма и прибыли, иначе CVP-анализа. CVP-анализ позволяет понять цели анализа и показывает как важно понимать реагирование затрат на различные влияния, то есть поведение затрат, для оценки последствий тех или иных управленческих решений.

При проведении анализа "затраты-объем-прибыль" и связанных с ним показателей, а также при оптимизации выпускаемой продукции, используются постоянные и переменные затраты.

Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут носить как производственные, так и непроизводственные затраты. Примером переменных затрата для торгового предприятия является стоимость закупленных товаров, комиссионные вознаграждения и другие расходы, связанные со сбытом, которые изменяются пропорционально изменению объёма продаж.

  Производственные переменные затраты

 Непроизводственные переменные затраты

Прямые материальные затраты

Расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю

Прямые затраты на оплату труда

Транспортные расходы

Затраты на вспомогательные материалы

Комиссионные посреднику за продажу товара

Покупные полуфабрикаты

 

Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности организации, а переменные затраты на единицу продукции являются постоянной величиной. Динамика переменных затрат представлена на рис.1.

СПер - совокупные переменные затраты, руб. УПер - удельные переменные затраты, руб.

Рис. 1. Динамика суммарных (а) и удельных (б) переменных затрат

Постоянные затраты в сумме не изменяются при изменении уровня деловой активности, но рассчитанные на единицу уменьшаются при увеличении объёма производства или продаж. Примерами постоянных затрат служат расходы на аренду помещений, заработная плата административного персонала, профессиональные услуги. Общая сумма данных расходов относительно не зависит от объёма продаж. Динамика совокупных постоянных затрат приведена на рис. 2.


Спост - совокупные постоянные затраты, руб. Упост - постоянные затраты на единицу продукции (удельные), руб.

Рис. 2. Динамика суммарных (а) и удельных (б) постоянных затрат

Для описания поведения переменных затрат в управленческом учете используется коэффициент реагирования затрат (Крз). Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и темпами роста деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле:

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что любые издержки в общем виде могут быть представлены следующей формулой:

 
где У - совокупные затраты, руб.;  А - их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.; В - переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб.; X - показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и т.д.) в натуральных единицах измерения.

 

1.2.Методы разделения затрат на постоянные и переменные части

Подразделяя расходы на переменные и постоянные, нужно использовать понятие "область релевантности", в котором сохраняется особая взаимосвязь запланированных взаимоотношений выручки и затрат. Так постоянные расходы постоянны относительно конкретного периода, например одного года, но со временем из-за воздействия внешних факторов могут увеличиться или уменьшиться (изменение ставки налога на имущество и прочее).

Некоторые виды затрат нельзя строго определить по отношению к объёму производства как переменные или переменные. Поэтому в управленческом учете их разделяют на условно-переменные и условно-постоянные затраты. Эти затраты имеют одновременно постоянные и переменные составляющие. Например, расходы на содержание склада:

•              Постоянная составляющая - аренда складских помещений и коммунальные услуги

•              Переменная составляющая - услуги по складской обработке (операции по перемещению товарных позиций)

В теории и практике управленческого учета существует ряд методов, позволяющих решить эту задачу. В частности, это методы корреляции, наименьших квадратов, высшей и низшей точек; последний на практике является наиболее приемлемым.

Метод высшей и низшей точек довольно прост в применении. Его цель состоит в том, чтобы спрогнозировать поведение издержек при изменении деловой активности предприятия.

Из определенной совокупности значений суммарных затрат и объема выпускаемой продукции выбираются соответствующие показатели с максимальным и минимальным значениями. Затем рассчитывается коэффициент реагирования затрат (ставка переменных расходов) и определяется значение суммарных переменных затрат, приходящихся на выпускаемую продукцию. Из значения совокупных затрат вычитается значение переменных расходов, оставшаяся часть приходится на постоянные расходы.

Однако, как и в любом прогнозе, здесь существует некоторая вероятность ошибки. Это связано с тем, что значение двух крайних показателей не всегда имеет репрезентативный характер. Поэтому из расчета следует исключать случайные, нехарактерные данные.

 

1.3. Взаимосвязь «затраты—объем—прибыль» и анализ величин в критической («мертвой») точке. Концепция «маржинального дохода»

Анализ соотношения «затраты - объем - прибыль» построен на изучении и анализе поведения затрат. В его основе лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. CVP-анализ является инструментом управленческого планирования и контроля, поскольку с его помощью принимаются управленческие решения по установлению каналов распределения, заключению договоров, определению расходов на продажу и ценообразованию. Он обеспечивает обзор поведения затрат и выручки по отношению к запланированной прибыли, что может привести к изменению управленческой стратегии. Анализ также является трамплином для составления отчета о финансовых результатах по методу Direct Costing (маржинальный отчет). При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию, поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ «затраты - объем - прибыль» позволяет ответить на вопрос, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня деловой активности организации.

         В целях изучения зависимости между изменениями объёма продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности, что трактуется иногда как анализ критической («мертвой») точки (точки безубыточности или порога рентабельности). Под критической точкой понимается та точка объема продаж, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. С этой точки организация начинает зарабатывать прибыль.

В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности применяются следующие методы:

1.              математический метод (метод уравнения);

2.              метод маржинальной прибыли;

3.              графический метод (рис. 3).

Наиболее  простой и доступный - это графический  метод, при котором уровень безубыточного  объема производства определяется как  точка пересечения прямой суммарных затрат и прямой выручки от реализации.


Рис. 3. График безубыточности

Для руководства точка безубыточности является важным ориентиром в анализе, так как она показывает уровень продаж, ниже которого предприятие будет нести убытки. По этой причине ее можно рассматривать как минимально приемлемый уровень продаж продукции или услуг.

Целью анализа величин в критической точке является нахождение уровня деятельности организации (объема производства), когда выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю. Величина в критической точке может быть выражена единицей продажи или денежным выражением продажи. То есть по существу анализ сводится к определению точки безубыточности такого объема производства, при котором организации обеспечен нулевой финансовый результат (нет убытков, но нет еще и прибылей).

Графики безубыточности показывают объем суммарных постоянных затрат, суммарных переменных затрат, общих затрат (сумма общих постоянных и общих переменных затрат) и совокупный доход для всех уровней деятельности (объемов продаж) предприятия при заданной цене продаж. Если цена единицы продукции, затраты, эффективность или другие условия изменяются, то модель должна быть пересмотрена.

Взаимосвязь "затраты-объем-прибыль" может быть выражена также с помощью формул.

Метод уравнения основан на исчислении прибыли (имеется ввиду экономическое понятие прибыли) по следующей формуле:

П = ВР - Пер.З - Пост.З,

где ВР - выручка от реализации продукции;

ВР = Объем продаж *Цена реализации единицы продукции;

Пер.З - переменные затраты на этот же объем реализации;

Пер.З = Объем продаж *Переменные затраты на единицу;

Пост.З - все постоянные затраты предприятия за определенный период времени.

Если предприятие находится на пороге рентабельности (в критической точке) то прибыль равна нулю и получаем следующее равенство:

ВР = Пер.З + Пост.З.

или

Объем продаж * Цена реализации единицы продукции = Объем продаж * Переменные затраты на единицу + Пост.З

Трансформируя формулу и принимая объем продаж за критический (пороговый) объем реализации получаем следующую формулу:

                                                     Постоянные затраты

Критическая точка               = ____________________________________________

в единицах продаж                 Цена ед. продукц. - Перем. расходы на единицу

Критическая точка показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.

Другой способ определения критической точки использует концепцию маржинальной прибыли (валовой маржи).

Метод маржинальной прибыли основывается на следующей формуле:

Маржинальная =              Выручка от                    -              Переменные затраты

прибыль                            реализации продук.              на этот же объём продукции

Критический объем реализации может быть определен как объем реализации, при котором маржинальная прибыль равна постоянным затратам. Уравнение критической точки при маржинальном подходе в терминах единиц продукции будет следующее:

Критическая               =                                    Постоянные затраты

точка в единицах продаж                       ______________________________

                                                        Маржинальная прибыль на единицу

                                                  

Анализ критической точки может быть использован как основа оценки прибыльности предприятия. Для различных альтернативных планов производства можно рассчитать соответствующую величину возможной прибыли (в экономическом смысле). В этом случае используется следующее соотношение:

ВР = Пер.З + Пост.З + Прибыль (целевая величина)

Таким образом, объем реализации, который бы обеспечивал получение целевой величины прибыли, можно рассчитать по следующей формуле:

Целевой объем продаж                  Пост. затраты + Целевая прибыль

в единицах                 =          ___________________________________      

                                                          Цена ед. продукц. – Перем. расходы на ед.

При использовании маржинального подхода данное уравнение будет иметь вид:

Целевой объем продаж              Пост. затраты + Целевая прибыль

  в единицах              =                           ______________________________             

                                                               Маржинальная прибыль на единицу

Таким образом, при маржинальном подходе менеджмент получает следующую информацию:

- возмещаются ли постоянные затраты;

- о величине маржинальной прибыли от каждого вида продукции.

Анализ маржинальной прибыли лежит в основе управленческих решений, связанных с пересмотром цен, изменением ассортимента, установлении размера премий, а так же при проведении маркетинговых операций.

Информация о работе Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете