Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:57, курсовая работа
Для осуществления своей деятельности предприятия должны иметь необходимые средства производства и материальные условия, являющиеся важнейшим элементом и определяющие развитие производительных сил. Средства производства делятся на средства труда и предметы труда. В рыночной экономике эти две составляющие выступают в форме производственных фондов, обеспечивающих непрерывный процесс как производства, так и сбыта продукции, а также развитие социальной сферы.
Введение……………………………………………………………………….
5
1
Теоретические вопросы анализа использования рабочего времени……
7
1.1
Задачи и информационная база анализа использования рабочего времени…………………………………………………..
7
1.2
Основные показатели, характеризующие рабочее время и эффективность его использования………………………………..
8
1.3
Основные методы анализа использования рабочего времени……………………………………………………………...
14
2
Организационно-экономическая характеристика ООО «Мурмур»……………………………………………………….
21
2.1
Общие сведения об организации…………………………………..
21
2.2
Финансово-экономическая характеристика предприятия ООО «Мурмур»……………………..…………….
24
3
Анализ использования рабочего времени ООО «Мурмур»……………………………………………………………….....
36
3.1
Оценка динамики показателей использования рабочего времени……………………………………………………………...
36
3.2
Анализ использования рабочего времени………………………..
40
3.3
Факторный анализ использования фонда рабочего времени……
47
3.4
Резервы повышения эффективности использования рабочего времени……………………………………………………………...
49
4
Мероприятия по улучшению использования рабочего времени………
51
Заключение…………………………………………………………………….
53
Список использованных источников…………………………………
В ходе анализа определяют потери рабочего времени (дополнительно отработанное время), которые складываются из:
- целодневных потерь
рабочего времени, которые
ПРВцел = (Дфакт – Дплан) ´ Чрабфакт ´ tдплан (9)
- внутрисменных потерь
рабочего времени (
ПРВвсм = (tдфакт – tдплан) ´ Дфакт (10)
Анализ использования
рабочего времени считается
- по количеству отработанных дней и часов одним работником;
- по степени использования фонда рабочего времени.
По результатам проведенных расчетов необходимо сделать проверку. Затем выявляются причины изменения показателей-факторов (изменение численности, величины целодневных или внутрисменных потерь).
Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь сопоставляются данные фактического и планового баланса рабочего времени. Они могут вызываться разными причинами: невыходы на работу с разрешения администрации, неявки на работу по болезни, прогулы, отсутствие материалов на рабочих местах, отключение электроэнергии, забастовки коллективов, поддерживаемых работниками данного коллектива, аварии, простои из-за неисправности машин и оборудования, и т.д.
Анализ причин необходимо проводить по группам (зависящие и не зависящие от трудового коллектива) и по видам. Особое внимание в анализе причин следует сосредоточить на тех причинах, которые зависят от усилий трудового коллектива хозяйствующего субъекта. Уменьшение потерь рабочего времени по причинам, зависящим от трудового коллектива, является резервом увеличения производства продукции. Данный резерв не требует дополнительных капитальных вложений, дает быструю отдачу.
Сокращение потерь рабочего
времени является важнейшим резервом
увеличения выпуска продукции. Чтобы
подсчитать прирост выпуска продукции
за счет сокращения потерь рабочего времени
(по вине предприятия), необходимо плановую
среднечасовую выработку умножи
где Вч.пл. – плановая среднечасовая выработка по плану;
Прв – потери рабочего времени (ПРВцел + ПРВвсм).
Потери рабочего времени не всегда приводят к уменьшению объема выпуска продукции, так как они могут быть компенсированы повышением интенсивности труда работников. Это предполагает необходимость анализа производительности труда.
Выбор того или иного способа расчета потерь рабочего времени определяется составом, структурой и формой полученной экономической информации.
Методика анализа
Целодневные потери анализируются по следующим основным видам:
- заболеваемость с
временной утратой
- отпуска с разрешения администрации;
- прогулы;
- простои.
Структура затрат рабочего времени, причины его неполного использования анализируют, чтобы принять управленческие решения по улучшению использования рабочего времени и повышению за счет этого производительности труда.
Наименование предприятия согласно учредительным документам - «Мурмур».
Организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью.
Форма собственности: частная.
Юридический и фактический адрес: 350066, РФ, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Московская, 152
Дата создания общества: 01 июля 2007г.
Цель создания общества
- осуществление хозяйственной
Предприятие работает на общей системе налогообложения.
В своей хозяйственной деятельности ООО «Мурмур» руководствуется законодательством РФ и Уставом. Анализируемая организация является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, печать и штамп, содержащие полное фирменное наименование и местонахождение Общества, расчетные счета в учреждениях банка, обладает полной самостоятельностью в осуществлении своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.
Основные виды деятельности ООО «Мурмур», согласно Уставу:
Деятельность организации регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, частью первой от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012) и частью второй от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012), Налоговым кодексом Российской Федерации от 31.07.98 г. №146-ФЗ, частью первой (с изм. и доп., вступившими в силу с 29.06.2012 г. №97-ФЗ), Федеральным законом от 08.02.1998 г. №14-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г. №405-ФЗ) «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другими нормативными и законодательными документами.
Бухгалтерский учет автоматизирован в программе 1С: Бухгалтерия 8.2. Годовая отчетность составляется главным бухгалтером по итогам календарного года с 1 января по 31 декабря включительно.
Основными поставщиками ООО «Мурмур» являются: ООО «Кошка и Ко», Мясоперерабатывающий завод «Кактус», ООО «Горшок», ЗАО «Ромашка», ООО «Василек» и др. Основные покупатели (заказчики): ООО «Гладиолус», ООО «АШАН», ЗАО «Садовод».
Организационная структура носит линейно-функциональный характер. При данной структуре управления сохраняется преимущество линейной структуры в виде принципа единоначалия, и преимущество функциональной структуры в виде специализации управления. Все важные и стратегические решения принимаются непосредственно директором предприятия. Тактические же задачи могут решаться сотрудниками в рамках их обязанностей. Такую структуру отличает оперативное принятие решений по отработанным функциям при массовом типе производства и высокой его стабильности.
На предприятии работает 54 человека, в том числе 29 рабочих в двух цехах (рис. 1):
Рисунок 1 – Организационно-управленческая структура ООО «Мурмур»
Учетная политика ООО «Мурмур» сформирована руководителем и оформлена приказами. Она разработана на основе Федерального Закона РФ от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 года №106н, и в целом не противоречит требованиям этих актов.
Предприятие имеет несколько направлений коммерческой деятельности:
- производство и реализация готовых салатов;
- оптовая торговля мясом и мясными изделиями, консервированными и свежими овощами, зеленью.
Получить реальную картину результатов относительно хозяйственной деятельности организации позволяет система показателей, характеризующих динамические изменения, произошедшие в течение трех последних лет, сравнительный анализ которых проводится при выполнении условия сопоставимости данных.
Для того, чтобы охарактеризовать деятельность ООО «Мурмур» с экономической точки зрения, проведем, используя данные форм бухгалтерской отчетности (Приложения А, Б, В, Г, Д, Е), расчет основных экономических показателей в динамике за последние три года (таблица 2).
Таблица 2 - Основные экономические показатели деятельности ООО «Мурмур» за 2009-2011 гг.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Абсолютное отклонение |
Темпы роста, % | ||
2010 г. от 2009 г. |
2011 г. от 2010 г. |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. | ||||
1 Выручка от продажи товаров, тыс. руб |
714163 |
998949 |
1040602 |
284786 |
41653 |
139,88 |
104,17 |
2 Себестоимость проданных товаров, тыс. руб |
621371 |
903498 |
931524 |
282127 |
28026 |
145,40 |
103,10 |
3 Коммерческие расходы, тыс. руб |
66828 |
72946 |
67477 |
6118 |
-5469 |
109,15 |
92,50 |
4 Прибыль от продаж, тыс. руб |
25964 |
22505 |
41601 |
-3459 |
19096 |
86,68 |
184,85 |
5 Прибыль до налогообложе-ния, тыс. руб |
31563 |
30089 |
33074 |
-1474 |
2985 |
95,33 |
109,92 |
6 Чистая прибыль, тыс. руб |
27097 |
26157 |
27644 |
-940 |
1487 |
96,53 |
105,68 |
7 Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб |
22370 |
30543 |
30927 |
8173 |
384 |
136,54 |
101,26 |
8 Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб |
158193 |
305811 |
470319 |
147618 |
164508 |
193,32 |
153,79 |
9 Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс.руб |
40253 |
66880 |
93780 |
26627 |
26900 |
166,15 |
140,22 |
10 Среднесписоч-ная численность персонала, чел. |
50 |
52 |
54 |
2 |
2 |
104,00 |
103,85 |
11 Фонд оплаты труда за год, тыс. руб |
10778 |
11529 |
12699 |
751 |
1170 |
106,97 |
110,15 |
12 Производ-ственный персонал, чел. |
25 |
27 |
29 |
2 |
2 |
108,00 |
107,41 |
Окончание таблицы 2 | |||||||
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Абсолютное отклонение |
Темпы роста, % | ||
2010 г. от 2009 г. |
2011 г. от 2009 г. |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2009 г. | ||||
13 Затраты на 1 руб реализованной продукции, руб |
0,87 |
0,90 |
0,90 |
0,03 |
0,00 |
103,45 |
100,00 |
14 Рентабель-ность продаж, % |
3,79 |
2,62 |
2,66 |
-1,17 |
0,04 |
- |
- |
15 Рентабель-ность производ-ства, % |
17,48 |
8,95 |
6,60 |
-8,53 |
-2,35 |
- |
- |
16 Рентабель-ность собствен-ного капитала, % |
67,32 |
39,11 |
29,48 |
-28,21 |
-9,63 |
- |
- |
17 Фондовоору-женность, руб/чел. |
894,80 |
1131,22 |
1066,45 |
236,42 |
-64,77 |
126,42 |
94,27 |
18 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, количество оборотов |
4,51 |
3,27 |
2,21 |
-1,24 |
-1,06 |
72,51 |
67,58 |
19 Период оборачиваемости оборотных средств, дней |
80,93 |
111,62 |
165,16 |
30,69 |
53,54 |
137,92 |
147,97 |
20 Производитель-ность труда, тыс. руб / чел. |
28566,5 |
36998,1 |
35882,8 |
8431,6 |
-1115,3 |
129,52 |
96,99 |
21 Среднемесяч-ная заработная плата 1 человека, руб |
17963,3 |
18476,0 |
19597,2 |
512,7 |
1121,2 |
102,85 |
106,07 |
Рассмотрев показатели по предприятию за последние 3 года, можно сказать, что заметен положительный рост выручки от продаж, по сравнению с 2009 годом в 2011 году она выросла почти в 1,5 раза и составила 1040602 тыс. руб. Это связано с тем, что предприятие подняло отпускные цены на свою продукцию, также рост выручки от реализации обусловлен расширением потребительской сети.
При этом высокими темпами растет полная себестоимость выпускаемой продукции, что частично перекрывает положительную динамику первого показателя. Себестоимость реализованной продукции, по сравнению с 2009 годом (себестоимость составляла 621371 тыс. руб) к 2010 году значительно выросла (на 282127 тыс. руб) и составила 903498 тыс. руб, а к 2011 году увеличилась еще на 3,1% и составила уже 931524 тыс. руб. Изменение показателя за рассматриваемый период обусловлен ростом затрат на оплату труда, отчислений на социальные нужды и затрат организации, а так же говорит об увеличении объема реализованной продукции.
Изменение значения прибыли от продаж говорит о прибыльном характере деятельности предприятия, что, возможно, связано с благоприятной организационной структурой деятельности организации. Однако в 2010 году прибыль от продажи снизилась на 3459 тыс. руб (на 13,32%) по сравнению с 2009 годом, на что повлияло резкое увеличение себестоимости продукции и общей стоимости коммерческих расходов.
Для чистой прибыли заметна тенденция снижения к 2010 году по сравнению с 2009 годом (26157 тыс. руб к 27097 тыс. руб соответственно). На это могут влиять различные причины, высокие налоги, низкая выручка, высокие коммерческие и управленческие расходы, но в большей степени такое низкое значение данного показателя связано с очень высокой и неоправданной себестоимостью произведенной продукции, на которую может влиять кризисная обстановка в стране в 2010 году. Однако к 2011 году уровень чистой прибыли превысил показатель 2009 года и составил 27644 тыс. руб., что на 5,68% больше предыдущего периода.
Среднегодовая стоимость основных средств в 2009 году составляла 22370 тыс. руб. В течение последующих лет закупалось новое, более усовершенствованное оборудование и автомобили, что объясняет большой рост стоимости основных средств на 8173 тыс. руб (или на 36,54%) в 2010 году и еще на 384 тыс. руб (или на 1,26%) в 2011 году.
Среднегодовая стоимость оборотных средств в 2009 году составляла 158193 тыс. руб, в 2010 году этот показатель совершил резкий скачок до 305811 тыс. руб (на 93,32%), а в 2011 году стоимость - до 470319 тыс. руб, или на 53,79%. В основном, это произошло из-за большого скопления запасов, преимущественно товаров, а так же увеличения дебиторской задолженности и налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.