Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение методики проведения анализа объемов транспортной работы, использования трудовых ресурсов, анализа себестоимости, прибыли и рентабельности перевозок, а также изучение возможных причин неудовлетворительной работы предприятия и разработка мероприятий по ликвидации данных причин.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач новый.docx

— 201.68 Кб (Скачать файл)

Группа

Процент выполнения, %

В пределах плана

83,73

Сверх плана

1,80

Не предусмотрено планом

8,39


 

            В разрезе клиентов  план не довыполнен на 6,08%. Отрицательное влияние на выполнение плана оказали перевозки не предусмотренные планом (8,39%).

 

1.3 Анализ объема перевозок по  номенклатуре грузов

Следующим этапом анализа является расчет выполнения плана по видам грузов. На данном этапе рассчитываются структурные  сдвиги - это изменение соотношения  отдельных составных частей в  общем объеме данной совокупности.

Структурные сдвиги рассчитываются по формуле:

                    ΔПQ=                   (1.9)

где Сi – удельный вес объема перевозок по i-му виду груза, %;

       n –  количество видов груза; 

      ПQ – процент выполнения общего объема перевозок, %.

Исследование  номенклатуры и структуры перевозимых  грузов сведем в таблицы 1.5 – 1.7.

Виды грузов

План

Факт

Влияние структурных сдвигов, %

в тоннах

в % к итогу

в тоннах

в % к итогу

краска масляная

3 150

0,78

4 250

1,12

0,272 

калийное удобрение

251 233

62,03

257 433

67,66

1,527

песок

149 645

36,95

84 784

22,28

-16,015

мин.вода

0

0,00

34 000

8,94

8,394

диваны

1 005

0,25

0

0,00

-0,248

итого:

405 033

100,00

380 467

100,00

-6,08





Таблица 1.5. Анализ номенклатуры перевозимых  грузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Расчет влияния структурных сдвигов, %:

ΔПQ1 = 1,12*93,93/100-0,78=0,272

ΔПQ2 = 67,66*93,93/100-62,03= 1,527

ΔПQ3 =22,28*93,93/100-36,95= - 16,015

 ΔПQ4 =8,94*93,93/100-0=8,394

ΔПQ5 = 0,00*93,93/100-0,248= -0,248

              Наибольшее влияние структурных  сдвигов оказала перевозка песка   (-16,015%). Не смотря на то, что план по перевозке калийного удобрения был перевыполнен, на процент выполнения плана по общему объёму перевозок   (-6,08%) в наибольшей степени отрицательно повлияла перевозка песка           (-16,015), т.к. план был значительно не выполнен то, как следствие, процент выполнения плана по общему объёму перевозок остался недовыполненным.

Таблица 1.6. Анализ структуры перевозимых  грузов.

Виды грузов

Распределение фактического объема перевозок, т

в пределах плана

сверх плана

не предусм. планом

краска масляная

3 150

1 100

0

калиное удобрение

251 233

6200

0

песок

84 784

0

0

мин.вода

0

0

34000

диваны

0

0

0

итого:

339 167

7300

34000


 

Используя формулы (1.6) - (1.8), рассчитаем процент выполнения объема перевозок по группам.

Пв пр.пл = (339 167/ 405033)*100 = 83,738

Псв.пл = (32209 / 405033)*100 =1,802

Пне пр.пл =(34000/405033)*100=8,394

Результаты  расчетов представлены в Таблице 1.7.

Таблица 1.7. Процент выполнения объема перевозок по группам.

Группа

Процент выполнения, %

в пределах плана

83,738

сверх плана

1,802

не предусмотрено планом

8,394


 

Выводы:

Исходя  из имеющихся технико-экономических  показателей, можно сделать вывод  о том, как изменения данных показателей  относительно плановых влияют на изменение  грузооборота. Более наглядно данные отражены на графике 1.1

График 1.1. Влияние технико-эксплуатационных показателей на грузооборот.

Как видно из приведенных расчетов положительное  влияние на грузооборот оказали: коэффициент использования пробега (+3,056), коэффициент выпуска подвижного состава на линию (+4,167), коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава (+4,918%), техническая скорость движения подвижного состава (+9,135%),  среднее расстояние груженой ездки (+4,545%). Однако можно выделить и отрицательное влияние отдельных факторов: время простоя под погрузкой-разгрузкой (-9,800%), среднесписочное количество автомобилей (-1,739), время пребывания в наряде (-2,609%), средняя номинальная грузоподъемность подвижного состава (-3,774%).

Причинами  увеличения времени простоя под  погрузкой –разгрузкой  могут быть не организованная на должном уровне трудовая деятельность рабочих, не заинтересованность рабочих в улучшении показателей выполнения работы, не достаточная техническая оснащённость либо моральный износ средств погрузки – разгрузки и т.д. При правильной организации работы АТП возможно увеличение грузооборота. Для этого следует устранить причины увеличения времени простоя под погрузкой-разгрузкой, также следует постепенно обновлять и пополнять автопарк автомобилями большей грузоподъемности, т.к коэффициент выпуска автомобилей и коэффициент использования грузоподъемности увеличился, а средняя номинальная грузоподъемность снизилась.

Анализ  объема перевозок по клиентам и по номенклатуре грузов проводится с целью  оценки равномерности перевозок  и с целью белее качественного  планирования на следующий период.  Из расчетов следует, что перевозки  осуществляются не равномерно, а это  означает, что и перевозчик и клиент не соблюдают свои обязательства оговоренные в договорах на перевозку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ  РЕСУРСОВ

2.1 Анализ обеспеченности предприятия  трудовыми ресурсами

Рациональное использование рабочих  кадров является непременным условием, обеспечивающим бесперебойность перевозок  и успешное выполнение производственных планов и хозяйственных процессов.

Обеспеченность  предприятия трудовыми ресурсами  и их использование характеризуется  численностью персонала, его составом по группам и профессиям.

Данные, характеризующие  обеспеченность трудовыми ресурсами  представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

Категории персонала

Численность, чел

% изменения

Структура персонала

базисный период

отчетный период

базисный период

отчетный период

Всего работников, в т.ч:

311

318

102,25

100

100

1) рабочих:

263

269

102,28

84,57

84,59

   - водителей

203

205

100,99

65,27

64,47

   - ремонтных рабочих

48

46

95,83

15,43

14,47

   - вспомогательного    персонала

12

18

150,00

3,86

5,66

2) руководителей;

9

8

88,89

2,89

2,52

3) специалистов;

13

16

123,08

4,18

5,03

4) служащих;

16

18

112,50

5,14

5,66

5) младшего обслуживающего персонала

10

7

70,00

3,22

2,20


 

По  данным таблицы 2.1 видно, что в отчетном периоде наблюдается увеличение численности работников в организации  на 2,25% по сравнению с базисным периодом.

Проанализировав изменения по численности категорий  персонала, можно отметить, что в  анализируемом периоде наблюдается  положительный рост категорий рабочих, а именно водителей и вспомогательного персонала,  а также специалистов и служащих. Численность ремонтных рабочих, руководителей и обслуживающего персонала снижается.

 

2.2 Анализ движения трудовых  ресурсов

Оценивая  использование трудовых ресурсов, важно провести и анализ их движения.

Движение  трудовых ресурсов на предприятии характеризуется  количеством принятых и выбывших за отчетный период работников с распределением по причинам ухода.

В текущем периоде на работу было принято  13 человек, уволено – 6, в том числе 3 человек по собственному желанию.

На  основании этих данных можно определить коэффициент оборота рабочей  силы по приему и увольнению. Он определяется как отношение числа принятых или выбывших к среднесписочному числу работников:

К оборота по приему (увольнению) = Р принятых(уволенных) / Рсс                                           (2.1)

В итоге в анализируемом периоде  коэффициенты оборота рабочей силы составили:

- по приему

К оборота по приему = 13/314,5*100% = 4,13%

- по увольнению

К оборота по увольнению = 6/314,5*100% = 1,91%

В результате в текущем периоде наблюдается увеличение численности работающих на 7 человек ((4,13%- 1,91%)*318).

Текучесть кадров на предприятии оценивается  по размеру коэффициента сменяемости, который определяется отношением количества работников, уволенных по собственному желанию к среднесписочному числу  работников:

Ксм = Рув. по собств желанию / Рсс                                                     (2.2)                                                                            

Ксм = 3/314,5*100% = 0,95%

Высокий процент сменяемости отрицательно влияет на ход производственного  процесса, вызывает принятие новых, обычно менее квалифицированных и зачастую необученных кадров взамен работников, уже накопивших известный производственный опыт.

Руководство предприятия в таких случаях  обязано всесторонне изучить  мотивы ухода и принять все  меры к сохранению квалифицированных  специалистов.

Как видно из приведенных расчетов на изучаемом предприятии наблюдается  невысокий коэффициент сменяемости, что говорит о том, что в организации сложился довольно сплоченный и слаженный коллектив, которого устраивает ситуация в организации, как материальная сфера так и рабочая атмосфера.

Выполнение  предприятием плана по использованию  трудовых ресурсов зависит не только от обеспеченности и движения трудовых ресурсов, но и от того, насколько  производительно используется рабочее  время.

Баланс  рабочего времени составляется в  среднем на одного среднесписочного работника и показатели сводятся в таблицу.

Баланс  рабочего времени в днях (в среднем  на 1 работника) за квартал представлен  в таблице 2.2.

 

 

Таблица 2.2. Баланс рабочего времени в днях (в среднем на 1 работника) за год.

Показатели

План

Факт

Отклонение от плана

Количество календарных дней в году

365

365

0

Количество нерабочих дней в квартале:

158

157

-1

- праздничные и выходные

122

121

-1

- очередные и дополнительные отпуска

21

22

1

- отпуска без сохранения з/п и прочие неявки с разрешения администрации

6

4

-2

- неявки по болезни

7

9

2

- выполнение гос.обязанностей

2

1

-1

Количество рабочих дней в году

207

208

1


 

На основании  данных таблицы 2.2 можно сделать  вывод, что в анализируемом периоде  в среднем на одного человека по сравнению с планом количество рабочих дней в году увеличилось на 1 день. На данное изменение оказало влияние уменьшение отпуска без сохранения заработной платы, и прочие неявки с разрешения администрации и сокращение дней выполнения гос. обязанностей.

 

2.3. Анализ производительности труда

По мере развития общества увеличение объемов производства и национального  дохода страны  все больше зависит  от эффективности труда. Мера эффективности  труда людей в процессе производства получила название производительности труда. Производительность труда –  это его результативность, или  способность человека производить  за единицу рабочего времени определенный объем продукции или работ (услуг).

Рост производительности труда  – это основной источник увеличения национального дохода, дальнейшего  развития экономики и повышения  материального и культурного благосостояния народа. Поэтому поиск резервов производительности труда – важная задача анализа использования трудовых ресурсов. Под резервами понимаются неиспользованные, но реальные возможности роста производительности труда, которые могут быть реализованы в течение определенного периода времени.

Информация о работе Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия